Срочные новости раздела
Бутман и Добронравов представили в ММДМ новую версию «Пети и волка»

Бутман и Добронравов представили в ММДМ новую версию «Пети и волка»

Симфоническую сказку «Петя и волк» Сергей Прокофьев написал в 1936 году по инициативе Наталии Сац, чтобы в дальнейшем в ее же театре и поставить. Сказку на собственный текст композитор сочинил для того чтобы познакомить детей с тембрами оркестра. Произведение любят использовать преподаватели в детских музыкальных школах — тут Сергей Сергеевич действительно постарался, обеспечив прекрасный методический материал для младшеклассников.

По сюжету пионер Петя, Птичка, Утка и Кошка встречаются утром. Пернатые спорят о том, кто из них на самом деле является птицей, а Кошка пытается поймать хоть кого-то из них. К ним присоединяется ворчливый дедушка Пети, который предупреждает героев о том, что в лесу водится Волк, который тут же и появляется. Герои едва успели спрятаться от зубастого лесного хищника — все, кроме Утки. Но храбрый пионер хитростью ловит волка веревкой за хвост и всех спасает (кроме уже съеденной Утки, конечно). Рассуждение о том, как юному Пете удалось удерживать тяжеленного зверя — опустим, все же это сказка. Но отважный и находчивый пионер справился с хищником и удерживал его до тех пор, пока не появились Охотники. В финале все триумфально провожают Волка в зоопарк, и даже Утка подает голос, крякая из желудка Волка - он так торопился, что проглотил домашнюю птицу целиком.

Надо сказать, что-то не первая джазовая интерпретация прокофьевской сказки — здесь новаторской идеи нет. Но в джазе, как известно, нужно невероятно постараться, чтобы повториться, оттого и интересно. Стоит отдать должное смелости авторов интерпретации: не каждый дерзнет сделать обработку классики. Вспоминается знаменитый советский композитор Сергей Слонимский, который был мастером импровизации. Всякий раз, когда на творческих вечерах публика просила его сымпровизировать на тему Великих, он отвечал: «Ну что вы! Это же Гайдн!» (или Бах, или Моцарт, или….) и принципиально отказывался от предложенной темы. Однако здесь все отнеслись к оригиналу Прокофьева с пиететом и сохранили многие авторские решения, добавив лишь джазового драйва. «Интертрепации» не случилось.

Виктор Добронравов, чтец, перед началом представления попросил нас включить воображения, но в этом не было большой необходимости — его таланта перевоплощения, а также выразительности музыки хватило, чтобы воображение заработало само даже у тех, кто уже давно не верит в сказки.

У Прокофьева каждый персонаж связан с определенным тембром и мелодией — это своеобразное «пособие» по оркестровым тембрам. Здесь авторскую идею сохранили, но снова оджазили — это тоже пособие, но по тембрам джазового оркестра. У Прокофьева Петю изображала струнная группа, здесь же за него отвечала ритм-секция, фортепиано и соло электрогитары. Тембр Птички в обоих случаях изображает флейта. Прокофьевский гобой для Утки здесь заменили сопрано-саксофоном, на котором играл сам Игорь Бутман. За кошачью грацию отвечал альт-саксофон (у Прокофьева — кларнет). Баритон-саксофон озвучивал дедушку (вместо фагота), Волка — тромбон (а не валторны), Охотники — оркестровое tutti. 

Непросто определиться с любимым персонажем сказки, каждый обладал своей фишкой. Но больше всех сочувствия у публики вызвала гибель Утки и ее незавидная судьба в волчьем желудке. Трагический эпизод сказки сопровождался печальным соло электрогитары, что, кстати, тоже прозвучало здорово и не вызвало отторжения в сравнении с оригиналом Прокофьева. Еще один персонаж — дедушка. Оказывается, ворчание может быть очаровательным, что раскрылось благодаря, опять же, тембру.

Как бы к этой версии отнесся сам Сергей Сергеевич, утверждать не возьмемся (хотя сам композитор вряд ли подозревал, что многие отечественные джазмены будут вдохновляться именно его творчеством). А вот реакция публики была показательной. Во-первых, был полный зал взрослых слушателей, несмотря на то, что сказка детская. Хохотали от души и сочувствовали несчастной Уточке, но все неизменно на улыбке. Казалось, что поверили в эту историю. Во-вторых, сама за себя продолжительная овация, которая длилась без малого 5 минут и крики «Бис!», на что Игорь Бутман ответил: «Еще раз, сначала?»

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Главный герой «Патриота» Саня Кучин (Антон Жижин) за четыре сезона прошел внушительный путь от бывшего спезназовца с намерением всюду навести порядок, как он его понимает, до выпускника Академии ФСБ с
подробнее...

В этом проекте, который художник Сергей Чернов готовил несколько лет, все не случайно. Начиная с места, которое стало пространством размышления о прошлом и будущем русского авангарда. Галерея на
подробнее...

При этом "закулисная" версия, зачем вообще понадобилось писателям собираться вне очереди, гласит, что по итогам съезда председателем СПР вместо Николая Иванова, прозаика, участника Афганской кампании,
подробнее...

В залах, где расположилась выставка, удивительно тихо. Даже если и встречаешь компанию людей — они проходят от полотна к полотну молча. Заразительная беззвучность, звенящая в атмосфере экспозиции,
подробнее...

Низкие своды. Небольшая залитая февральским солнцем комната. Мольберт, тюбики, банки с краской вокруг, кисти, картонажные папки с рисунками послевоенных лет, на стенах — картины. Старые фотографии, но
подробнее...

Отдельные предметы их творчества часто бывают представлены среди экспонатов на выставках, посвященных русскому авангарду. Но никогда прежде не рассматривалась в такой полноте история их отношений,
подробнее...

Вечер организовал их сын, продюсер Иван Панфилов, с использованием технологии дипфейка, чтобы создать иллюзию присутствия своих родителей в зале. Все время звучали их монологи. Казалось, что говорит
подробнее...

Триумф американской картины «Анора» Шона Бейкера с участием российских актеров на Каннском кинофестивале, где она получила «Золотую пальмовую ветвь», до сих пор у многих кинематографистов и зрителей
подробнее...

«На последней странице первой тетрадки в рамке напечатано: «Продается в книжном магазине Ивана Васильевича Сленина у Казанского моста по 5 рублей, а с пересылкою — по шесть рублей».— Какой тираж был у
подробнее...

В первых комментариях «МК» Иванов говорил о кандидатуре советника президента уклончиво — мол, как решит съезд, так и будет, но чисто технически Владимир Ростиславович — как и любой другой член союза —
подробнее...

Любовь

20:30 13.02

А любовь, говорят. И точка. Как будто это что-нибудь объясняет.А иногда такой мордоворот!.. А с ним такая идет, очень даже ничего...А иногда — ну такая дура!.. А он и кандидат, и Шекспира в подлиннике
подробнее...

За годы существования «Оскара», а это уже почтенные 96 лет, его получали русские по происхождению операторы, композиторы, художники по костюмах, режиссеры и фильмы…Первым лауреатом от СССР стал в 1943
подробнее...

«На его месте должен быть я!» — «Напьешься — будешь». Нет, Сергей Васильевич провернул для всех еще более сложную комбинацию. Когда-то Алла Борисовна выбрала его в свои короли. Помню сюжет из 90-х:
подробнее...

В зале Шнитке Московского международного дома музыки аншлаг. Среди гостей — родные и близкие Ирины Архиповой, а также музыкальный критик и обозреватель Йосси Тавор, историк оперы Александр Матусевич и
подробнее...

Прежде чем откроется занавес, зритель успеет прочитать цитату из лекции Владимира Набокова о «Дон Кихоте», где есть глава о жестокости и мистификации. Антон Федоров поведет нас именно в этом
подробнее...

Десять лет назад, 12 февраля 2015 года, Музей русского импрессионизма представил свою первую экспозицию. Правда, тогда дело было в Венеции. Но тем не менее с этой даты здесь ведут отсчет своей
подробнее...

События сериала «Натали и Александр» разворачиваются в довольно короткий промежуток времени между сватовством поэта к юной красавице и роковым знакомством с Дантесом. Однако событий и страстей самого
подробнее...

Признаков насильственной смерти не обнаружили, но пока продолжается расследование. Джин Хэкмен когда-то служил в морской пехоте и в кино пришел, когда ему было за 30, проработал в нем более 40 лет. Он
подробнее...