Это теперь в кино засилье женщин, успешно освоивших сугубо мужские профессии, – таковыми они долгое время считались. А их предшественницам приходилось доказывать право на существование в жесткой мужской иерархии. Существует ли женское кино? Кинорежиссер Лариса Шепитько когда-то сказала, что есть мужское и дамское. Сама она снимала мужское кино.
Выставка состоит из трех частей. Начинается экспозиция с тех, кто начинал. Среди «пионерок» - Ольга Преображенская, работавшая с Мейерхольдом и Таировым в театре, сыгравшая в кино Наташу Ростову, дебютировавшая в режиссуре в 1916 году с мужем Владимиром Гардиным фильмом «Барышня-крестьянка».
Это она впервые экранизировала в 1930-м «Тихий Дон» совместно со своим ассистентом Иваном Правовым. Фильм показали на первом Венецианском кинофестивале, выпустили в прокат в США и Великобритании, а на родине вышли разгромные рецензии. Одна из них - «Тихий Дон», или… Тихий ужас» с подзаголовком «Пора прекратить растрату государственных средств» - представлена на выставке. Рецензенту «совершенно непонятно, зачем понадобилось затратить 100 тысяч рублей на картину, пригодную лишь для заграницы и отечественного обывателя-мещанина», «развращающую вкусы рабочих». А дальше слово предоставляется тем, кто работает на текстильной фабрике, где показали «новую фильму». Они называют его никчемным и торжеством пошлости.
Рязанский художественный музей предоставил «Рязанскую пригородную девицу» Абрама Архипова 1928 года для раздела, посвященного другому фильму Преображенской - «Бабы рязанские» 1927 года. Он шел не только в СССР, но и в Европе. А Преображенскую арестовали в 1941-и по ложному обвинению, но прожила она долгую жизнь и умерла на 91-м году жизни.
Судьбы пионерок кинематографа, а это Маргарита Барская, Эсфирь Шуб, Юлия Солнцева, Александра Хохлова, Надежда Кошеверова, работавшие в анимации сестры Брумберг, поразительны. Всех незаурядных женщин, работавших в кино, охватить, конечно, не удалось.
Эскизы, кадры со съемок, фотопробы, афиши предоставили Государственный центральный музей кино, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственный исторический музей, Московский музей современного искусства, музеи Вологды, Уфы, Рязани, Петербурга, РГАЛИ, РОСФОТО, Госфильмофонд России, киностудии, несколько частных собраний. Выставку сопровождают показы снятых ее героинями фильмов - «Рваные башмаки» Маргариты Барской, «Падение династии Романовых» Эсфирь Шуб, «Бабы рязанские» Ольги Преображенской, вплоть до «Чувств Анны» нашей современницы Анны Меликян.
Кинематографисты, посетившие выставку, удивляются возможностям музея, качеству кинопроекции на стенах, которая не только не мешают осмотру, но великолепно его дополняет. Посетители проходят сквозь детский гвалт, несущийся с экрана. Дети – это мир Маргариты Барской.
Ее мужем был знаменитый режиссер Петр Чардынин, который был старше почти на 30 лет. У него Барская снималась в эпизодических ролях на Одесской киностудии, а став женой, работала как ассистент. Всему она научилась на съемочной площадке и сняла первый советский звуковой фильм для детей «Рваные башмаки», одобренный Горьким.
Сохранился документ американской прокатной компании 1934 года с требованием удалить из копий «Рваных башмаков», предназначенных для показа в Нью-Йорке, кадры с обнаженными детьми, выходящими из воды. В письме написано: «Причина – непристойность».
Следующая картина Барской, «Отец и сын» 1936 года, подверглась разгрому. Ее не выпустили в прокат. Барскую уволили со студии. В 1939-м в состоянии депрессии она выбросилась в лестничный пролет. Ей было 36 лет.
Юлия Солнцева - кинозвезда 1920-х, сыгравшая главную роль в «Аэлите» Якова Протазанова. Она работала со своим мужем Александром Довженко на многих картинах, включая «Землю», сняла первый советский широкоформатный фильм «Повесть пламенных лет» в 1960 году и стала первой женщиной, удостоенной награды Каннского кинофестиваля за режиссуру, правда, с дополнительной формулировкой «за продолжение дела Александра Довженко».
Надежда Кошеверова сняла около 20 картин, 11 из них - сказки, и самая известная - «Золушка» 1949 года. Ее мужем тоже был знаменитый театральный режиссер и художник Николай Акимов, создававший эскизы декораций и костюмов для ее фильмов даже после их развода. В «Золушке», «Осторожно, бабушка!», «Сегодня - новый аттракцион» у Кошеверовой снялась Фаина Раневская, хотя редкий режиссер соглашался с ней работать во второй раз. Свою последнюю роль в кино, директора цирка, Раневская сыграла в «Сегодня - новый аттракцион». Кошеверова открыла для кино Людмилу Касаткину в «Укротительнице тигров» и Марину Неелову в «Тени».
И вот уже рядом совсем другая эпоха – красавица с волевым характером Лариса Шепитько. Не так давно на фестивале в Карловых Варах, где проходила ее ретроспектива, Шепитько по ошибке назвали иранкой, раскопав восточные корни.
Даже знатоки впервые увидели представленный на выставке портрет ее главного героя в фильме «Восхождение» по повести Василя Быкова «Сотников». Артиста на роль искали по эскизу персонажа, нарисовал который художник-постановщик Юрий Ракша. Он хранится в Башкирском художественном музее. А нашли исполнителя роли Сотникова в Свердловском ТЮЗе. Им оказался Борис Плотников. Его герой негласно воплощал образ Христа. И хотя прямо об этом не говорилось, киночиновники прекрасно все знали, но как-то с этим смирились.
Шепитько добилась права снимать черно-белую картину, хотя на «Мосфильме» окончательно перешли на цвет. Она погибла на 42-м году жизни в автокатастрофе и посмертно получила Госпремию СССР, но не конкретно за «Восхождение», а за фильмы последних лет. Именно «Восхождение» впервые в истории отечественного кино удостоено «Золотого медведя» Берлинале. На представленных фото - Стефания Станюта (незаконченный фильм по «Прощанию с Матерой» Распутина), Борис Плотников на съемках и Шепитько, проживающая с ним судьбы героев, обнимая, лежа рядом на земле.
Динара Асанова до поступления во ВГИК работала в съемочной группе дебютного «Зноя» Шепитько. Лариса тогда заразилось желтухой, но продолжала работать. Сложно представить, как это происходило. Это теперь Клавдия Коршунова, представленная в последнем зале выставки и делающая первые шаги в режиссуре, говорит в видеоролике о том, что не стоит выходить замуж за камеру, что есть и другая жизнь, что важна семья. А Шепитько и Барская умирали за кино.
Один из снимавшихся у Асановой мальчиков Митя Савельев, став взрослым, продолжает работать в кино как кастинг-директор, актер, кинокритик. Он предоставил эксклюзивную запись, сделанную в перерыве между съемками, где Асанова поет «Сронила колечко». Она тоже умерла рано, на 43-м году жизни, во время съемок «Незнакомки» в Мурманске.
Кира Муратова - самый несоветский режиссер, обратившая на себя внимание еще во ВГИКе, где уже тогда казалась иностранкой, ведь румынка, как считалось. У нее тоже сложно складывалась судьба. Свои фильмы она в основном снимала на Одесской киностудии, при этом ей приходилось работать в библиотеке. Только в годы перестройки появилась возможность работать в полную силу, но все равно приходилось обивать министерские пороги, чтобы получить финансирование. На выставке представлены редкие фотографии Муратовой, фотопробы Высоцкого, с которым она работала на «Коротких встречах».
Вторая часть экспозиции посвящена недавнему 100-летию со дня рождения Татьяны Лиозновой. Согласно концепции выставки, именно она символизировала переход женщины в кино от младшей коллеги и подруги чаще всего мужа-режиссера к полноправному автору. На большом экране Татьяна Доронина поет песню «Нежность» в фильме «Три тополя на Плющихе». На фестивале в аргентинском Мар-дель-Плата картина получил приз католического жюри «за целомудрие». В нем нет поцелуев и объятий, но так много сказано о том, что могло быть, но не случилось. Благодаря награде картину увидели во многих католических странах.
Здесь же представлена фотография, подписанная как кадр из фильма «Три тополя на Плющихе», но он не вошел в окончательную версию. Анна Григорьевна Дорониной вышла из электрички. Через пять минут ей предстоит встреча с таксистом Олега Ефремова. А пока какой-то мужчина, художник, пытается ей помочь донести сумки, но она отбивается – чего доброго украдет. Роль незнакомца сыграл Ян (Яков) Левинштейн - не актер, как выяснилось, а живописец, нонконформист.
Лиознова, начиная с «Трех тополей на Плющихе», не делала кинопроб, разве что для начальства. На худсовет по «Семнадцати мгновениям весны» она пришла с двумя папками. На выставке представлены экспозиционные копии альбомов с актерскими фотопробами, оригиналы которых хранятся на киностудии им. М. Горького.
В мужском альбоме помимо Вячеслава Тихонова, сыгравшего Штирлица, есть фотопробы Паула Буткевича из Риги, который был младше Тихонова на 10 лет и куда больше соответствует понятию «истинный ариец». На роль профессора Плейшнера утвердили Евгения Евстигнеева. Помимо него в альбоме представлены фотопробы претендентов - Вацлава Дворжецкого, Яна Грантиня из Риги, Александра Роговина из Театра им. Станиславского, Юрия Катин-Ярцева. На роль Кэт, доставшуюся Екатерине Градовой, пробовались Нелли Пшенная, Татьяна Лаврова, Нина Попова, Ирина Калиновская, Лариса Малеванная. А Габи была одна - Светлана Светличная.
Когда вышли «Семнадцать мгновений весны», понятия профессионального рейтинга не было. На телефильме Лиозновой опробовали новую методику, измеряя потребление воды до и во время показа очередной серии. Оно резко снижалось, как только начинался фильм. После невероятного успеха Лиознова семь лет не снимала.
Впервые на выставке демонстрируется черновик письма Фаины Раневской, адресованного Лиозновой, из фондов РГАЛИ. В нем объясняется причина отказа от роли фрау Заурих. Раневская называет Лиознову очень милой, но «неистовый Юлиан» (Семенов), по ее мнению, «не видит этой немки так же ясно, как видит всех других персонажей». Сценарий ей не понравился: «Это не живое, надуманное».
В завершающем экспозицию павильоне представлены видеоинтервью представительниц современного поколения - маститых Веры Сторожевой, Анны Меликян, Алены Званцовой, начинающих Анны Кузнецовой, Клавдии Коршуновой, Заки Абдрахмановой. Здесь монологи недавних дебютанток в игровом кино, пришедших из анимации и документалистики, Светланы Филипповой и Наталии Гугуевой. Все они работают совсем в другом мире, где женщинам не приходится бороться за превосходство над мужчинами.