О музыке уже сказано все, на первый взгляд. Но так только кажется. В мартовский вечер Музей музыки собрал знаменитых гостей — супругу Микаэла Таривердиева и музыковеда Веру Таривердиеву, ректора Московской консерватории Александра Соколова, контрабасиста Владимира Волкова и многих других, чтобы показать музыкальный мир через призму фотообъектива — говорить (и звучать самой разной музыкой) здесь сами за себя действительно будут изображения.
Свое экспозиционное пространство Музей музыки на этот раз превратил в большую «сцену», которая преодолела временные рамки. Вряд ли сами музыканты могли себе представить, что когда-нибудь они будут на одних подмостках друг с другом. А здесь соседствуют Давид Ойстрах и Денис Мацуев, вопреки всем законам времени.
Расположение фотографий тоже необычное. Очевидно и легко было бы просто развесить фото по хронологии, или по роду деятельности — тут дирижеры, там — инструменталисты, здесь — вокалисты. Здесь же отказались от какой-либо очевидной логики, выбрав жизнь музыкантов во всем ее многообразии, как она есть — и творческий процесс во время репетиций, и яркие моменты выступления, и трогательные личные домашние кадры.
Каждый стенд не похож на другой. На одной стене рассмотрим композитора и дирижера Игоря Стравинского и калейдоскоп эмоций на его лице, заметим забавную привычку носить две пары очков сразу — одну на лбу, другую на носу (так же делал его великий Учитель Николай Римский-Корсаков). Очки, кстати, очень стильные (автор статьи признается честно, что и сам бы не отказался от таких аксессуаров). На другой стене четыре дирижера — и все разные: задумчивый Бенджамин Бриттен, сосредоточенный Бруно Вальтер, серьезный Сергей Прокофьев, страстный Ханс Прим-Берграт…
Процесс репетиций, выступления — это одна история, но есть и совсем другая сторона жизни, которая остается практически недоступной и недостижимой для широкой публики — это дом музыканта и его личное пространство. Но здесь зрители обретают возможность заглянуть к великим в гости — посетить дачу оперной певицы Антонины Неждановой и ее супруга дирижера Николая Голованова и подсмотреть, как они играют со своей собакой; одним глазком понаблюдать за Галиной Улановой и ее пуделем…
Имена многих фотографов здесь тоже впечатляют — среди авторов снимков на выставке Александр Родченко, фотокорреспондент журнала «Советская музыка» Семён Хенкин, а также наши современники, среди которых мастер фотографии классической музыки и музыкантов Евгений Евтюхов.
Среди авторов фотографий выделяется одно имя — Давид Глориан, французский фотограф, чья специфика — люди искусства. С 2021 года он живет в России и продолжает свое дело здесь, снимая наших музыкантов и в особенности джазменов.
— Есть ли у российских музыкантов особенности, в отличие, например, от европейских, французских?
— Они более страстные, выразительные — и в этом смысле более показательные, — делится Давид Глориан эксклюзивно с «МК».
— Какая из фотографий на экспозиции ваша любимая?
— Все они рассказывают целую историю. Мне важна каждая работа. Все фотографии как мои дети.