Срочные новости раздела
У Эмира Кустурицы раздвоение личности: в Вахтанговском театре прошел премьерный показ спекталя

У Эмира Кустурицы раздвоение личности: в Вахтанговском театре прошел премьерный показ спекталя

Это точно Эмир — его курчавые необузданные волосы, пальто из верблюжьей шерсти с поднятым воротником. Но главное тут — его манера говорить и акцент. А говорит он несколько в растяжку, прохаживаясь по небольшому с кирпичными стенами пространству, следующее:

— Здэсь мое мэсто… Здэсь я с легкостью постигаю, как остановит врэмя. Вот здэсь кинозал, свэт гаснет, а на экран обрушиваются миллионы малэньких искорок, возникают живые картинки. Время за пределами зала перестает сушэствовать. (Насвистывает.)

На небольшом экране в глубине сцены возникает карта какого-то города, но только после слов Кустурицы мы узнаем, что это Белград:

— Здесь раньше жила мая тетка Анна. Чтобы попасть из аэропорта в центр города, нужно было перэсэчь мост, который был назван в честь Бранко Радичевича, а потом переименован в честь Бранко Чопича.

Этого самого Чопича, писателя и поэта, еще не раз помянут герои спектакля. И не всегда добрым словом. Для полковника, у которого растут два сына-оболтуса, Чопич — идеал, для его сыновей — божье наказание. Особенно для одного, которого все считают придурком.

Но мы-то знаем по фильмам Кустурицы, что это за придурки. Синоним — необычные, исключительные, хотя с виду ну чисто придурки. Один из них — трудный подросток, которого мать с отцом принуждают к чтению. Нашли время — лето. А летом только придурки читают, считает Зеко.

Вокруг книжного насилия над личностью, самой личности, а также ее окружения и вертится мир Кустурицы. Какой? Парадоксальный, непредсказуемый в своих поступках, протестный, но при этом трогательный в своей забавности, что частенько балансирует на грани глупости. Главное у Кустурицы, как в книгах, так и в фильмах, а это еще слышно и в музыке, нет приговора — плохие, ужасные или хорошие, примерные. Всё намешано, все с иронией, лукавством, и из всего что-то обязательно рождается. И не в отрыве от реальности — на фоне времени, которое хранит память и которое в театральном зале хочет остановить Кустурица. Конец XX века, взрывы от бомбежек Белграда. Как всегда, не спокойно на Балканах. А где сейчас спокойно?

В помощь молодому режиссеру Галине Зальцман, у которой немало постановок как в Москве, так и в регионах, художник с громким именем Семен Пастух. Он хорошо известен по большим постановкам, особенно в музыкальном театре, а здесь обустроил скромную Симоновскую сцену. По духу его оформление точно совпадает с балканским духом Кустурицы: что-то сикось-накось, в частности, три фрагмента рядов старого кинотеатра с просиженными креслами из рыжего дерматина. А по центру установлена довольно большая емкость литров на 300 воды. Рыбы там нет — зато анимационная рыба время от времени проплывает по темному занавесу на заднике, вильнув пышным хвостом. Рыба позже «всплывет» в тексте.

— Рыба не говорит, потому что ей и так все ясно, — скажет Кустурица-рассказчик. В его роли — Евгений Кравченко. Рассказывает он замечательно: с одной стороны, ведет сюжет, с другой — его присутствие среди семи персонажей не навязчиво, как будто его и нет. Но он есть. И без него эта история невозможна.

Аквариум, как ружье на сцене — если есть, должно выстрелить. Аквариум не стреляет, в него с маской ныряет, а потом в нем от отчаяния топится тот самый Зеко, которого все величают придурком. И только юная победительница шахматных турниров, похожая на примерную пионерку, докажет всем и прежде всего ему самому, что он не такой уж и придурок. А совсем наоборот — трогательный, влюбленный.

В актерском составе «СТА БЕД» — четыре на четыре. Четверка опытных вахтанговцев — Светлана Йозефий, Артем Пархоменко, Евгений Кравченко, Сергей Барышев — с четверкой щукинцев, то есть последних выпускников Театрального института имени Бориса Щукина. Судя по игре Владимира Симонова-младшего, Альбины Абрамовой, Михаила Коноваленкова и особенно Егора Разливанова, в этой театральной школе отлично учат. Присутствовавший на спектакле ректор Князев, известный своей строгостью, похоже, остался доволен.

«СТО БЕД» составлен режиссером из двух произведений, но не всякий зритель понимает, когда одно сменяет другое, поскольку одни и те же актеры играют разных персонажей. Здесь явно не хватает какого-то перехода. Впрочем, ближе к финалу многое из упомянутого в первой части все же прорастет во второй. В том числе и плывущая по экрану рыба, которая молчит, потому что ей и так все с этой жизнью ясно.

Остается добавить, что Кустурица с его персонажами время от времени зажигает на электрогитаре в небольшом оркестрике, где все, замечу, играют вживую.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Сериал «Черная любовь» вышел в Турции в 2015 году и после финала второго сезона получил в 2017-м премию «Эмми» как лучшая теленовелла года. Сюжет о драматичной любви дочери богатого бизнесмена и сына
подробнее...

Актриса снова перевоплотилась в следователя Анну Спасскую и с учетом всех детективных деталей нового сезона популярного криминального сериала лицо у Кристины должно быть очень серьезным. Андоленко
подробнее...

В программе этого года было немало картин, получивших оскаровские номинации, награды крупных кинофестивалей, потенциальных обладателей премии «Сезар», как «Граф Монте-Кристо» и «Разбитые сердца».
подробнее...

Это не экранизация стихотворного романа Пушкина, а вольная фантазия по его произведению и одноименной опере Чайковского. Картина близка к завершению. Ирина Евтеева показала фрагменты будущего фильма
подробнее...

В гайдаевских «Стульях» Остап — это Арчил Гомиашвили, а Киса — Сергей Филиппов. Известно, когда по телевизору впервые шла захаровская версия, Леонид Иович, посмотрев первые серии, звонил друзьям: «Ну,
подробнее...

Повод заглянуть на Камергерский переулок в МХТ есть всегда, но накануне 150-летия одного из величайших актеров отечественного театра Василия Качалова это особенно важно. Музей МХАТ посвятил ему
подробнее...

Совпадение или нет, но «Шалом» переехал в помещение, где когда-то располагался Центр им. Всеволода Мейерхольда, и открытие нового пространства состоялось в день рождения великого режиссера. Правда,
подробнее...

Переживать, а не посмотреть, — я бы так сказала о зрительском самочувствии на спектакле «Капитанская дочка». Автор инсценировки Анна Матисон перевела прозу в жанр расследования — оно сразу исключает
подробнее...

— На какую войну? У тебя двое детей. Тебе положена отсрочка! — говорит красавица жена супругу, которому, как и всем его товарищам, пришла повестка на фронт.— Геворг идет на войну, Сурен идет. А я что,
подробнее...

Портрет женщины был утерян, когда Пикассо, вероятно, несколько месяцев спустя, в 1901 году нарисовал поверх него картину, изображающую своего друга-скульптора сидящего за столом в оттенках синего и
подробнее...

Как и положено, отец Владимир призывал молиться о душе новопреставленного раба Божьего Олега, напомнив для воцерковленного человека очевидные вещи: в первые три дня после кончины душа человека
подробнее...

Фильмы про журналистов и их специфический профессиональный мир снимают не то чтобы часто, и главные герои в них, как правило, довольно предсказуемы. Есть те, которые говорят и пишут правду, чем бы им
подробнее...

Главный герой «Патриота» Саня Кучин (Антон Жижин) за четыре сезона прошел внушительный путь от бывшего спезназовца с намерением всюду навести порядок, как он его понимает, до выпускника Академии ФСБ с
подробнее...

В этом проекте, который художник Сергей Чернов готовил несколько лет, все не случайно. Начиная с места, которое стало пространством размышления о прошлом и будущем русского авангарда. Галерея на
подробнее...

При этом "закулисная" версия, зачем вообще понадобилось писателям собираться вне очереди, гласит, что по итогам съезда председателем СПР вместо Николая Иванова, прозаика, участника Афганской кампании,
подробнее...

«Дедушка был вторым Шаляпиным»— Юрий Константинович, как вы думаете, от кого в вашей семье у Ирины Константиновны ее таланты?— Архитектура — от папы. Отец был железнодорожником, но уже в молодом
подробнее...

В залах, где расположилась выставка, удивительно тихо. Даже если и встречаешь компанию людей — они проходят от полотна к полотну молча. Заразительная беззвучность, звенящая в атмосфере экспозиции,
подробнее...

Отдельные предметы их творчества часто бывают представлены среди экспонатов на выставках, посвященных русскому авангарду. Но никогда прежде не рассматривалась в такой полноте история их отношений,
подробнее...