Срочные новости раздела
Патриарху отечественного пианизма исполнилось 150 лет: собрали интересные факты

Патриарху отечественного пианизма исполнилось 150 лет: собрали интересные факты

Друг Льва Николаевича

Об Александре Борисовиче часто говорят как о человеке, олицетворяющем мудрость. Даже его фамилия — тому подтверждение: в переводе с немецкого Golden Weiser означает «золотая мудрость». У его рассудительности и жизненного опыта была благодатная почва для развития. Александру Борисовичу улыбнулась большая удача в лице Льва Николаевича Толстого. В январе 1896 состоялась их первая встреча, которая привела к близкой дружбе двух великих (и это несмотря на почти 50-летнюю разницу в возрасте!).

«Как музыканту, Л. Н. впервые раскрыл мне великую задачу приближения музыкального искусства к широким массам народа», — пишет Гольденвейзер. И эту задачу он будет воплощать в течение всей жизни, станет одним из ведущих музыкантов-просветителей советского времени.

Великий просветитель

Педагогическая деятельность сыграла огромную роль в судьбе Гольденвейзера. И по сей день он «поет», а точнее, «играет голосами своих детей» — в Московской консерватории он проработал более 50 лет и воспитал огромную плеяду талантливых музыкантов — Гинзбург, Каплан, Кабалевский и многие другие, кто позднее по примеру своего Учителя также передавали свои знания. Более того, знаменитая Центральная музыкальная школа, первый этап образования на творческом пути большинства выдающихся музыкантов, — тоже его заслуга. Именно он инициировал и основал ЦМШ. В 1932 году вместе с ректором консерватории Шацким они сформировали «Особую детскую группу» для музыкально одаренных детей. Позднее в консерватории открылось Детское отделение. А затем группу и Детское отделение преобразовали в ЦМШ, которая сегодня славится своими выпускниками — Владимир Ашкенази, Леонид Коган, Владимир Спиваков, Геннадий Рождественский, Денис Мацуев…

Кстати, и самому Гольденвейзеру довелось побывать ректором консерватории. Причем дважды! Сначала после Гражданской войны, а затем накануне и во время Великой Отечественной — в самые тяжелые для страны времена. Такие испытания успешно проходят лишь люди невероятной силы духа.

Гольденвейзеровский пианизм

Говорят, что преподавать идут, в основном, те, кто не состоялся как исполнитель. Но это в корне неверное суждение, и Гольденвейзер тому подтверждение. Вплоть до 1950-х годов, когда музыканту было уже под 80 лет, он выступал как пианист. Соло, в ансамбле, с оркестром — ему удалось совместно выступить со многими великими музыкантами-современниками. Пабло Казальс, Давид Ойстрах, Леонид Коган — список гигантский. И как любой выдающийся пианист, Александр Борисович обладал своей, особенной манерой исполнения. Большая его заслуга — образцовая исполнительская трактовка произведений Моцарта. Александр Борисович, разумеется, не мог общаться с композитором лично. Но при прослушивании записей Гольденвейзера создается впечатление, что либо играет сам Моцарт, либо человек из его близкого круга общения, знакомый с автором музыки. Иначе как объяснить то глубокое понимание личности композитора — его жизнелюбие и солнечность, нежность, с одной стороны, трагедию, скорбь и глубокую печаль — с другой? Но не Моцартом единым, мастерство пианиста отчасти заключено и в умении быстро переключиться от одной эпохи к другой. Не менее блистательно звучали гольденвейзеровский Бах, Шопен, Скрябин и многие-многие великие классики. 

Под редакцией…

Любопытно, что «сыграть по-Гольденвейзеровски» современный пианист может не только послушав записи его исполнений, но и попросту открыв ноты, где под именем композитора мелким шрифтом значится: «Под редакцией А. Гольденвейзера». Как редактор, Александр Борисович облегчил жизнь музыкантам на долгие годы вперед. Не будем пытаться сосчитать, какое количество произведений, включая музыку венских классиков, Листа, Шумана, Глинки, Бородина и других гениев прошли через редакторскую правку Гольденвейзера. Впрочем, каждый начинающий пианист с фамилией Гольденвейзер знаком хотя бы понаслышке: большинство молодых исполнителей соприкасались с инвенциями Баха и наверняка под редакцией Александра Борисовича, которая, бесспорно, одна из самых убедительных. 

Спаситель музыки

В 14 лет маленький Саша получил от мамы подарок — красивая тетрадь в старинном кожаном переплете, которая стала его дневником. Привычка вести ежедневные записи осталась с музыкантом на всю жизнь. Он вряд ли мог знать, что после смерти его заметки будут ценнейшим свидетельством героизма и отваги людей в тылу во время Великой Отечественной. И сам он тоже проявил стойкость в непростые времена, ведь когда началась война, он был ректором Московской консерватории. Спасать ЦМШ пришлось ему же. Когда в Москве ввели военное положение, все с ужасом ожидали вражеские налеты, в стенах консерватории жизнь шла своим чередом — время такое: выпускные и вступительные экзамены в самом разгаре. Но когда пришло время эвакуироваться, Александр Борисович поспособствовал и здесь. Более того, к нему обращались за помощью самого разного рода в тяжелые военные годы, все же он был человеком авторитетным. И словом, и делом — чем мог, он всегда поддерживал. Гольденвейзеру тогда было 66 лет. Но несмотря на возраст, он был примером мужества и той самой «золотой мудрости».

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Сериал «Черная любовь» вышел в Турции в 2015 году и после финала второго сезона получил в 2017-м премию «Эмми» как лучшая теленовелла года. Сюжет о драматичной любви дочери богатого бизнесмена и сына
подробнее...

Актриса снова перевоплотилась в следователя Анну Спасскую и с учетом всех детективных деталей нового сезона популярного криминального сериала лицо у Кристины должно быть очень серьезным. Андоленко
подробнее...

В программе этого года было немало картин, получивших оскаровские номинации, награды крупных кинофестивалей, потенциальных обладателей премии «Сезар», как «Граф Монте-Кристо» и «Разбитые сердца».
подробнее...

Это не экранизация стихотворного романа Пушкина, а вольная фантазия по его произведению и одноименной опере Чайковского. Картина близка к завершению. Ирина Евтеева показала фрагменты будущего фильма
подробнее...

В гайдаевских «Стульях» Остап — это Арчил Гомиашвили, а Киса — Сергей Филиппов. Известно, когда по телевизору впервые шла захаровская версия, Леонид Иович, посмотрев первые серии, звонил друзьям: «Ну,
подробнее...

Повод заглянуть на Камергерский переулок в МХТ есть всегда, но накануне 150-летия одного из величайших актеров отечественного театра Василия Качалова это особенно важно. Музей МХАТ посвятил ему
подробнее...

Совпадение или нет, но «Шалом» переехал в помещение, где когда-то располагался Центр им. Всеволода Мейерхольда, и открытие нового пространства состоялось в день рождения великого режиссера. Правда,
подробнее...

Переживать, а не посмотреть, — я бы так сказала о зрительском самочувствии на спектакле «Капитанская дочка». Автор инсценировки Анна Матисон перевела прозу в жанр расследования — оно сразу исключает
подробнее...

— На какую войну? У тебя двое детей. Тебе положена отсрочка! — говорит красавица жена супругу, которому, как и всем его товарищам, пришла повестка на фронт.— Геворг идет на войну, Сурен идет. А я что,
подробнее...

Поражает, что при таких данных, при всей бешеной популярности с того момента, как он появился на экране в картине «Овод» (1955 год), когда женщины ради него готовы были на всё, фильмография артиста
подробнее...

Портрет женщины был утерян, когда Пикассо, вероятно, несколько месяцев спустя, в 1901 году нарисовал поверх него картину, изображающую своего друга-скульптора сидящего за столом в оттенках синего и
подробнее...

Как и положено, отец Владимир призывал молиться о душе новопреставленного раба Божьего Олега, напомнив для воцерковленного человека очевидные вещи: в первые три дня после кончины душа человека
подробнее...

Фильмы про журналистов и их специфический профессиональный мир снимают не то чтобы часто, и главные герои в них, как правило, довольно предсказуемы. Есть те, которые говорят и пишут правду, чем бы им
подробнее...

Зато точно стало известно (еще 4 февраля), что участникам съезда будет предложена «Декларация об объединении профессиональных писателей России на базе Общероссийской общественной организации «Союз
подробнее...

Главный герой «Патриота» Саня Кучин (Антон Жижин) за четыре сезона прошел внушительный путь от бывшего спезназовца с намерением всюду навести порядок, как он его понимает, до выпускника Академии ФСБ с
подробнее...

- Невероятно требовательный. О непростом характере Стриженова слагают легенды. Но откуда это пошло? Как говорится, не мы такие, жизнь такая. Придя на работу во МХАТ имени М.Горького, Олег
подробнее...

В этом проекте, который художник Сергей Чернов готовил несколько лет, все не случайно. Начиная с места, которое стало пространством размышления о прошлом и будущем русского авангарда. Галерея на
подробнее...

При этом "закулисная" версия, зачем вообще понадобилось писателям собираться вне очереди, гласит, что по итогам съезда председателем СПР вместо Николая Иванова, прозаика, участника Афганской кампании,
подробнее...