Срочные новости раздела
Режиссер Иван Титов поставил спектакль об эпохе застоя и эстонской жизни Довлатова

Режиссер Иван Титов поставил спектакль об эпохе застоя и эстонской жизни Довлатова

Зритель заходит в зал и видит спящего на низкой сцене молодого человека. Кто-то останавливается, рассматривает его, в любом случае проходит мимо, чтобы занять свои места. Рядом с героем - пишущая машинка и листы бумаги.

Это молодой Сергей Довлатов, тогда еще корреспондент русскоязычной газеты «Советская Эстония». Он пишет репортажи о достижениях народного хозяйства, передовиках производства, фиксирует жизнь в пределах допустимого начальством и цензурой, сочиняет собственные истории, опубликовать которые невозможно.

На экране – строки из газетных заметок, живые картины, иллюстрирующие, как рождался тот или иной сюжет. Фоном мелькают эстонские пейзажи за окном воображаемого поезда, на котором Довлатов с фотографом Жбанковым едет в командировку, чтобы написать очерк о доярке, достигшей невиданных показателей по удоям. Она такая передовая, что о ней узнал даже генсек Брежнев. Машина запущена, хотя статья еще не написана, но это не имеет значения. Все равно Леонид Ильич узнает обо всем из газетной заметки.

Или, скажем, надо отметить рождение «юбилейного» ребенка к важной дате, и это не такая простая задача. Довлатову придется подобрать подходящих родителей, согласовать их кандидатуры с начальством. Отец у младенца должен быть правильный, не какой-нибудь темнокожий, прибывший из дружественной страны на учебу, хотя это было бы интересно. Согласно директиве сверху, больше подходит простой русский парень Кузин, у которого жена эстонка. Это принципиально иная дружба народов. Довлатову надо заручиться согласием новоиспеченного отца, выпить с ним, закусить, посулить 25 рублей за то, что дитя назовут правильным именем.

На сцене – подиум (за сценографию и костюмы отвечал Матвей Рахматуллин). На нем появляются как модели персонажи, проходят в телефонные будки старого образца, чтобы поговорить друг с другом. Теперь это воспринимается, как стильный ход, а когда-то такие автоматы были обыденными.

В спектакле участвуют в основном выпускники Школы Театра Москвы, ученики Ивана Титова. Они точно одна «банда», работают азартно, как это бывает у начинающих актеров. Студенческий дух не покинул их до сих пор, хотя многие актеры со стажем.

Молодые часто выбирают прозу Довлатова для первых сценических опытов. Характеры у него яркие, узнаваемые, а истории простые, забавные, емкие. Из Петербурга в Москву как-то привозили спектакль «Довлатова. P.P.S.» театра «Мастерская» под руководством Григория Козлова. Там тоже были симпатичные персонажи, от которых исходили радость и свет.

Советская Эстония, где живет и работает Довлатов, напоминает сказочный сон. И жизнь хороша, и жить хорошо, несмотря на то, что ты зачем-то покинул Ленинград, а твои произведения не печатают. Строки, написанные в свое время Довлатовым про жизнь в Таллине, приводятся в театральной программке: «Почему я отправился именно в Таллин, … Разумные мотивы отсутствовали. Была попутная машина. Дела мои зашли в тупик. Долги. Семейные неурядицы, чувство безнадежности».

В Эстонии все, как за границей. Воздух другой, Девушки кругом красивые и раскованные, свободно рассуждают о сексе, о котором не каждая русская барышня посмеет обмолвиться.

Для молодых актеров и зрителей, знающих о советской жизни в основном по отражениям в кино, СССР, как рай земной.. Довлатов молод, талантлив, полон сил и не лишен рефлексии. Но почему-то эмигрирует, но это совсем другая история, за черту которой не заглядывают.

Прекрасные девушки подходят к двум микрофонам, исполняют хиты советских лет - «Беловежскую пущу», «Живи, родник», «Миллион алых роз». Неважно, что написаны некоторые из них в начале 80-х, а описываемое время относится к началу70-х. Главное, что есть дух времен застоя, и он вполне себе прекрасный.

Другие красивые барышни тоже появляются в жизни главного героя, слывущего аморальным. С этим связаны забавные лирические сценки, имеющие весьма отдаленное отношение к реальному Довлатову, но вполне отвечающие нашим поверхностным представлениям о нем.

Довлатова играет хороший молодой актер Артем Лымарев. Его герой простой и необременительный человек, с которым можно выпить и по душам поговорить. У лирического героя, а он несомненно таков, есть музы под номерами 1 и 2.

К нему обращается за помощью прекрасная эстонская барышня Тийна. Сыгравшая ее Екатерина Джайн получит в финале самую большую порцию аплодисментов за пикантный эстонский акцент, имеющий отдаленное отношение к тому, как говорят эстонцы по-русски, но это тоже всего лишь милая условность.

У Тийны возникли интимные проблемы с мужем, и чтобы их преодолеть, она про штудирует пособие, которое одолжит ей Довлатов, а потом закрепит на практике знания с его приятелем Оськой (Павел Сошнин). Во всем присутствует невыносимая легкость бытия, а тяготы уходят прочь.

Спектакль Ивана Титова напомнил фильм «Конец прекрасной эпохи» Станислава Говорухина, снятый десять лет назад. Довлатов родился в 1941-ом, в 1978-м эмигрировал, и мы становимся свидетелями всего лишь нескольких дней из его эстонской жизни в начале 70-х.

Ивана Титова, по всей видимости, привлекает время, в которое жили его родители. Тогда и мир, и люди были другими. Довлатов, каким мы его увидели, - равный нам человек, и не имеет значения, каким он был на самом деле. Главное, что есть живая атмосфера, хотя история жизни молодого писателя была гораздо жестче. Время многое перемалывает, меняет угол зрения, и все приобретает ностальгические очертания чего-то невозможно далекого.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Сериал «Черная любовь» вышел в Турции в 2015 году и после финала второго сезона получил в 2017-м премию «Эмми» как лучшая теленовелла года. Сюжет о драматичной любви дочери богатого бизнесмена и сына
подробнее...

Актриса снова перевоплотилась в следователя Анну Спасскую и с учетом всех детективных деталей нового сезона популярного криминального сериала лицо у Кристины должно быть очень серьезным. Андоленко
подробнее...

В программе этого года было немало картин, получивших оскаровские номинации, награды крупных кинофестивалей, потенциальных обладателей премии «Сезар», как «Граф Монте-Кристо» и «Разбитые сердца».
подробнее...

Это не экранизация стихотворного романа Пушкина, а вольная фантазия по его произведению и одноименной опере Чайковского. Картина близка к завершению. Ирина Евтеева показала фрагменты будущего фильма
подробнее...

В гайдаевских «Стульях» Остап — это Арчил Гомиашвили, а Киса — Сергей Филиппов. Известно, когда по телевизору впервые шла захаровская версия, Леонид Иович, посмотрев первые серии, звонил друзьям: «Ну,
подробнее...

Повод заглянуть на Камергерский переулок в МХТ есть всегда, но накануне 150-летия одного из величайших актеров отечественного театра Василия Качалова это особенно важно. Музей МХАТ посвятил ему
подробнее...

Совпадение или нет, но «Шалом» переехал в помещение, где когда-то располагался Центр им. Всеволода Мейерхольда, и открытие нового пространства состоялось в день рождения великого режиссера. Правда,
подробнее...

Переживать, а не посмотреть, — я бы так сказала о зрительском самочувствии на спектакле «Капитанская дочка». Автор инсценировки Анна Матисон перевела прозу в жанр расследования — оно сразу исключает
подробнее...

— На какую войну? У тебя двое детей. Тебе положена отсрочка! — говорит красавица жена супругу, которому, как и всем его товарищам, пришла повестка на фронт.— Геворг идет на войну, Сурен идет. А я что,
подробнее...

Поражает, что при таких данных, при всей бешеной популярности с того момента, как он появился на экране в картине «Овод» (1955 год), когда женщины ради него готовы были на всё, фильмография артиста
подробнее...

Портрет женщины был утерян, когда Пикассо, вероятно, несколько месяцев спустя, в 1901 году нарисовал поверх него картину, изображающую своего друга-скульптора сидящего за столом в оттенках синего и
подробнее...

Как и положено, отец Владимир призывал молиться о душе новопреставленного раба Божьего Олега, напомнив для воцерковленного человека очевидные вещи: в первые три дня после кончины душа человека
подробнее...

Фильмы про журналистов и их специфический профессиональный мир снимают не то чтобы часто, и главные герои в них, как правило, довольно предсказуемы. Есть те, которые говорят и пишут правду, чем бы им
подробнее...

Зато точно стало известно (еще 4 февраля), что участникам съезда будет предложена «Декларация об объединении профессиональных писателей России на базе Общероссийской общественной организации «Союз
подробнее...

Главный герой «Патриота» Саня Кучин (Антон Жижин) за четыре сезона прошел внушительный путь от бывшего спезназовца с намерением всюду навести порядок, как он его понимает, до выпускника Академии ФСБ с
подробнее...

- Невероятно требовательный. О непростом характере Стриженова слагают легенды. Но откуда это пошло? Как говорится, не мы такие, жизнь такая. Придя на работу во МХАТ имени М.Горького, Олег
подробнее...

В этом проекте, который художник Сергей Чернов готовил несколько лет, все не случайно. Начиная с места, которое стало пространством размышления о прошлом и будущем русского авангарда. Галерея на
подробнее...

При этом "закулисная" версия, зачем вообще понадобилось писателям собираться вне очереди, гласит, что по итогам съезда председателем СПР вместо Николая Иванова, прозаика, участника Афганской кампании,
подробнее...