Срочные новости раздела
Премьера оперетты «Ключ на мостовой»: театр «Геликон-Опера» встретил весну самым адекватным образом

Премьера оперетты «Ключ на мостовой»: театр «Геликон-Опера» встретил весну самым адекватным образом

«Ключ на мостовой, или Муж за дверью» выдающийся французский композитор Жак Оффенбах сочинил в 1859 году. Не упустим возможности выразить восхищение этим автором, который еще в XIX веке исхитрился предъявить многогранность и неоднозначность своего творческого лица. В ХХ веке это стало нормой: композиторы для академических залов сочиняли одно, а для киноэкрана или эстрады — совсем иное. В XIX веке такая двойная мораль еще не практиковалась. А вот Оффенбах мог быть разным. Его «Сказки Гофмана», которые, кстати, с успехом идут в том же «Геликоне», великолепный пример серьезного оперного жанра. При этом композитор вошел в историю музыки как настоящий хитмейкер. Ведь именно маэстро Жаку мы обязаны супершлягером, самым знаменитым образцом классического канкана, который он сочинил для оперетты «Орфей в аду».

Спектакль играют в Белоколонном зале княгини Шаховской. Сценическое пространство — в центре, зрительские кресла вокруг, а оркестр под управлением Артема Давыдова прячется за занавеской в арьерсцене. Впрочем, маэстро нарушает таинственную неизвестность источника звука и врывается в сценическое действие. Все дело в том, что один из героев спектакля, композитор Флорестан Дюкроке (очаровательный голосистый Давид Посулихин)… ворует чужие партитуры. В том числе и самого Жака Оффенбаха!

Такими «приколами» насыщена постановка Мелкумовой — это соответствует жанру водевиля, в котором было принято импровизировать и внедрять шутки «на злобу дня».

Остроумно придумано звуковое сопровождение: помимо живого оркестра в саунд спектакля внедрены бытовые шумы — особенно внятно звучит скрежет поворачиваемого ключа, так сказать, «ключевого» образа спектакля. Невезучий Флорестан, который пытается спрятаться от преследования ревнивого мужа своей любовницы и его друга, начальника полиции, случайно оказывается в номере гостиницы с женой этого самого начальника. Не остается ничего другого, как запереть номер и выбросить ключ на мостовую, чтобы муж не мог обнаружить незадачливого искателя приключений.

Муж — месье Мартен — это самое смешное, что есть в спектакле. Художник Ростислав Протасов вместе с режиссером создали для Михаила Никанорова грандиозный по нелепости и комичности внешний вид. Здесь и парик, и торчащие усы, и воинственный пафос. Красавца Михаила Никанорова просто не узнать — разве что по прекрасному голосу. Замечателен пародийный эпизод, в котором месье Мартен поет «драматичную», прямо-таки оперную арию, слегка напоминающую ариозо Елецкого из «Пиковой дамы» Чайковского, сопровождаемую траурными завываниями медных духовых в самых образцовых традициях жмур-команды.

Актрисы, играющие Сюзанну и Розиту, тоже не боятся быть смешными. Особенно Ольга Давыдова, героиня которой потихоньку напивается шампанским, чтобы как-то побороть стресс. Вспоминается другая оффенбаховская героиня Перикола с ее знаменитой сценой опьянения и арией «Какой обед нам подавали, каким вином там угощали. Уж я его пила, пила и до того теперь дошла, что просто готова, готова… Но… об этом ни слова...» Ну а Александра Соколова в партии Розиты не только смешила своей эротической увлеченностью «маньяком» Флорестаном, но и порадовала публику великолепной колоратурой.

«Геликон» не был бы «Геликоном», если бы в его спектаклях не было яркой режиссерской позиции, которая проявляется не только в интерпретации авторской партитуры, но и в активном вторжении новых смыслов. Вот и Ольга Мелкумова не обошлась без «приращения». В спектакле появились персонажи, не предусмотренные Жаком Оффенбахом и его либреттистами Леоном Мораном и Альфредом Делакуром: Призрак жены (Ольга Спицына) и Призрак мужа (Антон Куренков). Поначалу безмолвные тени, они незримо для персонажей, но вполне зримо для публики присутствуют в пространстве некогда принадлежавшего им отеля. Идея отличная: призраки создают дополнительный комический эффект — ведь смеха много не бывает, когда речь идет о водевиле.

Когда-то Жак Оффенбах создал в Париже свой собственный театр «Буфф-Паризьен», где и состоялась премьера «Мужа за дверью». Его целью было создать веселое настроение у публики, рассмешить ее и наделить запоминающейся мелодией в ритме вальса или канкана, мотивчиком, с которым зритель выйдет на улицы Парижа, беззаботно насвистывая его до самого дома. А потом забудет и сменит на следующий. Легкомысленно? Да нет, пожалуй, мудро. Не зря этот композитор входит в пантеон великих музыкантов всех времен и народов. Людям нужен смех, ирония и простые мелодии. Весенний спектакль «Геликона» подтверждает данный тезис — зрители хохотали, радовались, улыбались и насвистывали.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Сериал «Черная любовь» вышел в Турции в 2015 году и после финала второго сезона получил в 2017-м премию «Эмми» как лучшая теленовелла года. Сюжет о драматичной любви дочери богатого бизнесмена и сына
подробнее...

Актриса снова перевоплотилась в следователя Анну Спасскую и с учетом всех детективных деталей нового сезона популярного криминального сериала лицо у Кристины должно быть очень серьезным. Андоленко
подробнее...

В программе этого года было немало картин, получивших оскаровские номинации, награды крупных кинофестивалей, потенциальных обладателей премии «Сезар», как «Граф Монте-Кристо» и «Разбитые сердца».
подробнее...

Это не экранизация стихотворного романа Пушкина, а вольная фантазия по его произведению и одноименной опере Чайковского. Картина близка к завершению. Ирина Евтеева показала фрагменты будущего фильма
подробнее...

В гайдаевских «Стульях» Остап — это Арчил Гомиашвили, а Киса — Сергей Филиппов. Известно, когда по телевизору впервые шла захаровская версия, Леонид Иович, посмотрев первые серии, звонил друзьям: «Ну,
подробнее...

Повод заглянуть на Камергерский переулок в МХТ есть всегда, но накануне 150-летия одного из величайших актеров отечественного театра Василия Качалова это особенно важно. Музей МХАТ посвятил ему
подробнее...

Совпадение или нет, но «Шалом» переехал в помещение, где когда-то располагался Центр им. Всеволода Мейерхольда, и открытие нового пространства состоялось в день рождения великого режиссера. Правда,
подробнее...

Переживать, а не посмотреть, — я бы так сказала о зрительском самочувствии на спектакле «Капитанская дочка». Автор инсценировки Анна Матисон перевела прозу в жанр расследования — оно сразу исключает
подробнее...

— На какую войну? У тебя двое детей. Тебе положена отсрочка! — говорит красавица жена супругу, которому, как и всем его товарищам, пришла повестка на фронт.— Геворг идет на войну, Сурен идет. А я что,
подробнее...

Поражает, что при таких данных, при всей бешеной популярности с того момента, как он появился на экране в картине «Овод» (1955 год), когда женщины ради него готовы были на всё, фильмография артиста
подробнее...

Портрет женщины был утерян, когда Пикассо, вероятно, несколько месяцев спустя, в 1901 году нарисовал поверх него картину, изображающую своего друга-скульптора сидящего за столом в оттенках синего и
подробнее...

Как и положено, отец Владимир призывал молиться о душе новопреставленного раба Божьего Олега, напомнив для воцерковленного человека очевидные вещи: в первые три дня после кончины душа человека
подробнее...

Фильмы про журналистов и их специфический профессиональный мир снимают не то чтобы часто, и главные герои в них, как правило, довольно предсказуемы. Есть те, которые говорят и пишут правду, чем бы им
подробнее...

Зато точно стало известно (еще 4 февраля), что участникам съезда будет предложена «Декларация об объединении профессиональных писателей России на базе Общероссийской общественной организации «Союз
подробнее...

Главный герой «Патриота» Саня Кучин (Антон Жижин) за четыре сезона прошел внушительный путь от бывшего спезназовца с намерением всюду навести порядок, как он его понимает, до выпускника Академии ФСБ с
подробнее...

- Невероятно требовательный. О непростом характере Стриженова слагают легенды. Но откуда это пошло? Как говорится, не мы такие, жизнь такая. Придя на работу во МХАТ имени М.Горького, Олег
подробнее...

В этом проекте, который художник Сергей Чернов готовил несколько лет, все не случайно. Начиная с места, которое стало пространством размышления о прошлом и будущем русского авангарда. Галерея на
подробнее...

При этом "закулисная" версия, зачем вообще понадобилось писателям собираться вне очереди, гласит, что по итогам съезда председателем СПР вместо Николая Иванова, прозаика, участника Афганской кампании,
подробнее...