Срочные новости раздела
Премьера оперетты «Ключ на мостовой»: театр «Геликон-Опера» встретил весну самым адекватным образом

Премьера оперетты «Ключ на мостовой»: театр «Геликон-Опера» встретил весну самым адекватным образом

«Ключ на мостовой, или Муж за дверью» выдающийся французский композитор Жак Оффенбах сочинил в 1859 году. Не упустим возможности выразить восхищение этим автором, который еще в XIX веке исхитрился предъявить многогранность и неоднозначность своего творческого лица. В ХХ веке это стало нормой: композиторы для академических залов сочиняли одно, а для киноэкрана или эстрады — совсем иное. В XIX веке такая двойная мораль еще не практиковалась. А вот Оффенбах мог быть разным. Его «Сказки Гофмана», которые, кстати, с успехом идут в том же «Геликоне», великолепный пример серьезного оперного жанра. При этом композитор вошел в историю музыки как настоящий хитмейкер. Ведь именно маэстро Жаку мы обязаны супершлягером, самым знаменитым образцом классического канкана, который он сочинил для оперетты «Орфей в аду».

Спектакль играют в Белоколонном зале княгини Шаховской. Сценическое пространство — в центре, зрительские кресла вокруг, а оркестр под управлением Артема Давыдова прячется за занавеской в арьерсцене. Впрочем, маэстро нарушает таинственную неизвестность источника звука и врывается в сценическое действие. Все дело в том, что один из героев спектакля, композитор Флорестан Дюкроке (очаровательный голосистый Давид Посулихин)… ворует чужие партитуры. В том числе и самого Жака Оффенбаха!

Такими «приколами» насыщена постановка Мелкумовой — это соответствует жанру водевиля, в котором было принято импровизировать и внедрять шутки «на злобу дня».

Остроумно придумано звуковое сопровождение: помимо живого оркестра в саунд спектакля внедрены бытовые шумы — особенно внятно звучит скрежет поворачиваемого ключа, так сказать, «ключевого» образа спектакля. Невезучий Флорестан, который пытается спрятаться от преследования ревнивого мужа своей любовницы и его друга, начальника полиции, случайно оказывается в номере гостиницы с женой этого самого начальника. Не остается ничего другого, как запереть номер и выбросить ключ на мостовую, чтобы муж не мог обнаружить незадачливого искателя приключений.

Муж — месье Мартен — это самое смешное, что есть в спектакле. Художник Ростислав Протасов вместе с режиссером создали для Михаила Никанорова грандиозный по нелепости и комичности внешний вид. Здесь и парик, и торчащие усы, и воинственный пафос. Красавца Михаила Никанорова просто не узнать — разве что по прекрасному голосу. Замечателен пародийный эпизод, в котором месье Мартен поет «драматичную», прямо-таки оперную арию, слегка напоминающую ариозо Елецкого из «Пиковой дамы» Чайковского, сопровождаемую траурными завываниями медных духовых в самых образцовых традициях жмур-команды.

Актрисы, играющие Сюзанну и Розиту, тоже не боятся быть смешными. Особенно Ольга Давыдова, героиня которой потихоньку напивается шампанским, чтобы как-то побороть стресс. Вспоминается другая оффенбаховская героиня Перикола с ее знаменитой сценой опьянения и арией «Какой обед нам подавали, каким вином там угощали. Уж я его пила, пила и до того теперь дошла, что просто готова, готова… Но… об этом ни слова...» Ну а Александра Соколова в партии Розиты не только смешила своей эротической увлеченностью «маньяком» Флорестаном, но и порадовала публику великолепной колоратурой.

«Геликон» не был бы «Геликоном», если бы в его спектаклях не было яркой режиссерской позиции, которая проявляется не только в интерпретации авторской партитуры, но и в активном вторжении новых смыслов. Вот и Ольга Мелкумова не обошлась без «приращения». В спектакле появились персонажи, не предусмотренные Жаком Оффенбахом и его либреттистами Леоном Мораном и Альфредом Делакуром: Призрак жены (Ольга Спицына) и Призрак мужа (Антон Куренков). Поначалу безмолвные тени, они незримо для персонажей, но вполне зримо для публики присутствуют в пространстве некогда принадлежавшего им отеля. Идея отличная: призраки создают дополнительный комический эффект — ведь смеха много не бывает, когда речь идет о водевиле.

Когда-то Жак Оффенбах создал в Париже свой собственный театр «Буфф-Паризьен», где и состоялась премьера «Мужа за дверью». Его целью было создать веселое настроение у публики, рассмешить ее и наделить запоминающейся мелодией в ритме вальса или канкана, мотивчиком, с которым зритель выйдет на улицы Парижа, беззаботно насвистывая его до самого дома. А потом забудет и сменит на следующий. Легкомысленно? Да нет, пожалуй, мудро. Не зря этот композитор входит в пантеон великих музыкантов всех времен и народов. Людям нужен смех, ирония и простые мелодии. Весенний спектакль «Геликона» подтверждает данный тезис — зрители хохотали, радовались, улыбались и насвистывали.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Не так много осталось с нами великих советских композиторов, еще меньше среди них женщин на отечественном звездном небосклоне. Получится ли назвать хотя бы пятерку женщин-композиторов, которые
подробнее...

В ходе разговора Евзеров и Денисов коснулись вопроса, который волнует сегодня всех фанатов истинного любимца публики: вернется ли тот на сцену?«Будем надеяться, что вернётся, я уверен в этом, – такое
подробнее...

— В каком состоянии пребывает отечественный кукольный театр сейчас?— Тынянов когда-то говорил о литературе 1930–1940-х годов: «промежуток». Мне кажется, и мы сейчас в ситуации промежутка. Это не
подробнее...

Спектакль идет 1 час 20 мин и этого времени вполне хватает для разговора о главном. На сцене только два актера — Ольга Литвинова и Артем Быстров.  Он и она, муж и жена. Такое ощущение, что вместе они
подробнее...

Можем ли утверждать, что народ и литература, воссоздающая, фиксирующая этапы развития народного самосознания, всегда, во все эпохи неизменны? Нет, конечно. Достаточно обратиться к художественному
подробнее...

Утром 20-го Вадим Жук был ещё на завтраке в гостинице, общался с коллегами, но жаловался на плохое самочувствие. Возможно, как сейчас считают коллеги, это связано с тем, что накануне его, как ведущего
подробнее...

— Владимир, вы начинали свой творческий путь в музыке с рок-н-ролла?— Я учился в Москве, в 249-й школе, в районе станции Лихоборы. Нам было по 14-15 лет, мы сформировали с друзьями Владимиром
подробнее...

— Благодарствую, барин, — поклонился носильщик и закрыл дверь.Барин вынул из саквояжа стопку писчей бумаги, дорожную чернильницу и две ручки. Разложил на столе и задумался.Через десять минут поезд
подробнее...

Даже когда ростовские земли присоединили к Московскому княжеству в 1470-е годы, их особенная художественная традиция не утратила свою самобытность. В этом одна из удивительных особенностей иконописи
подробнее...

Пока продолжаются дискуссии по поводу выступления Сарика Андреасяна перед студентами одной из московских киношкол, где он предложил сбросить Тарковского с корабля современности, молодые аниматоры
подробнее...

Сергею Члиянцу 63 года. Он начинал работу в кино на Одесской киностудии. В его послужном списке около сорока картин. Свой первый фильм «По прямой» он снял в 1992 году, но до полного метра тогда не
подробнее...

В Галерее звезд у входа в Останкинскую башню стало на один почетный знак больше. В среду, 19 марта, состоялось открытие звезды программы «Спокойной ночи, малыши!». За церемонией вместе с журналистами
подробнее...

«Чтобы помнили... - это максимально стереоскопичное повествование о Великой Отечественной войне, события которой «оживляются» таким нехитрым, например, способом, как послойное размещение
подробнее...

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В сериале канала СТС «Положение вещей» Сергей Баталов играет не очень разговорчивого водителя лимузина, но, несмотря на молчаливость персонажа, у актера сложился яркий актерский дуэт с Никитой
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их
подробнее...