Срочные новости раздела
Дон Кихот из прачечной: режиссер Антон Федоров представил спектакль по роману Сервантеса

Дон Кихот из прачечной: режиссер Антон Федоров представил спектакль по роману Сервантеса

Прежде чем откроется занавес, зритель успеет прочитать цитату из лекции Владимира Набокова о «Дон Кихоте», где есть глава о жестокости и мистификации. Антон Федоров поведет нас именно в этом направлении. А Набоков сразу сориентирует: «Замысел автора, по всей вероятности, таков: следуй за мной, неблагосклонный читатель, который обожает смотреть, как живую собаку надувают воздухом и пинают ногами, словно футбольный мяч: следуй за мной, неблагосклонный читатель, и полюбуйся, в какие изобретательные руки предам я своего смехотворно уязвимого героя»» (авторская пунктуация сохраняется). Федоров, как обычно, сам себе сценограф. На сцене — прачечная с отсеком стиральных машин, где бог и царь ополоумевший Дон Кихот. Необычное пространство также создавали художник по свету Игорь Фомин, видеохудожник Алан Мандельштам, режиссер анимационного кино Надя Гольдман. Именно она придумала воображаемые миры, из которых на человеческий муравейник смотрят мультипликационные гиганты. Но иногда это буквальная иллюстрация монологов, напоминающая роскошный диафильм на простыне.

Антон Федоров способен удивить и испугать более прагматичных коллег своим бесстрашием, чему мы и были свидетелями на одном из первых показов. У кого еще такая буйная фантазия, способная увести в непролазные дебри. А еще он — удивительный синефил, вольно или невольно транслирующий свои киновпечатления.

Дон Кихот у него не столько Джокер из одноименного фильма Тодда Филлипса, всколыхнувшего мир своим провидением, сколько развенчанный персонаж из сиквела «Джокер: Безумие на двоих», только что получившего позорную награду «Золотая малина».

Униженный и оскорбленный способен поднять мир на дыбы, встать на тропу войны, чтобы быть отомщенным. Однако Дон Кихот — не парень из подворотни, а какой-никакой дворянин со своими представлениями о доблести и чести. Жил себе идальго в своем захолустье, зачитывался романами, распалившими его воображение, и пошел ва-банк.

Антон Федоров подхватил тему, о которой вопит мировой кинематограф. Его переработанный Сервантес все равно что Стивен Кинг, его киноадаптация в фильме «Оно», где из канализационного люка вылезает клоун и начинает терроризировать людей, манипулировать их страхами.

Дон Кихот Тимофея Трибунцева — тщедушный человек в современном костюме, потерявший ориентиры, зловещая гримаса человечества. Он живет в псевдореальности, сложившейся в его слабоумной голове, и вообразил себя владыкой земли.

Этот Дон удерживает трепещущих от страха заложников в прачечной. А за ее огромными окнами кипит повседневная жизнь, по колориту напоминающая Гавану. Проезжают мотоциклы, мопеды, периодически врывается парочка карикатурных латиноамериканцев, всегда готовых к бойне. Изъясняются они на тарабарском, а-ля испанском языке.

В прачечную является разносчик пиццы по имени Санчо. Его сыграл Семен Штейнберг. Он в униформе и напоминает Карлсона с накладным животом. Не хватает разве что пропеллера за спиной, но над головами вращаются вентиляторы, заменившие ветряные мельницы, с которыми, как известно, сражается у Сервантеса Дон Кихот.

Шепелявый курьер не ведает страха перед заказчиком пиццы, и он и сразу включается в его безумную игру. Они на одной волне и вместе горы свернут. Сказочные снежные вершины в духе Диснея будут сопровождать их путешествие.

Глядя на Дон Кихота, не сразу поймешь, чем перетянуто его лицо. То ли трубками, поддерживающими жизнедеятельность слабого организма, то ли бинтами. Оказалось, что это бинты, а из ватного тампона под клоунским носом сочится кровь. Идальго размахивает игрушечной саблей, палит из пистолетика, несется на детской лошадке-скакалке, встречает огнедышащего дракона, словно выписанного с празднования китайского Нового года. Взрослый мальчик окончательно заигрался, но наступит момент истины, когда он забьется в пещеру в стене и, подобно старцу-отшельнику, будет сидеть на камне.

Прекрасные и не очень женщины готовы стать его дамами сердца, но рыцарь из Ламанчи верен служению непонятно чему и своей мифической Дульсинее, которую Санчо назовет Тамбовской.

Слухами о безумце земля полнится. И вот уже в прачечную потянулся народ, любители остренького — некто Герцог по имени Денис (Алексей Чернышов), понятно, что бандит с деньгами, его задорная спутница Герцогиня (Анастасия Светлова) в сопровождении охраны. Роскошная дама откровенно потешается над Дон Кихотиком, но ему этого не понять. Он ослеплен ее мнимым величием.

Невозможно отделаться от ощущения, что на сцене собрались Акакий Башмачкин, Шариков, мадам Бовари, ее супруг Шарль. Антон Федоров любит работать с постоянной командой, понимающей его с полуслова. К Семену Штейнбергу, сыгравшему Шарля в «Мадам Бовари» в театральном агентстве Леонида Робермана, несколько ролей в «Шинели» в «Пространстве «Внутри», Наталье Рычковой — Хозяйке в «Шинели» и Эмме Бовари, Сергею Шайдакову — Башмачкину, примкнул Андрей Максимов — Шариков из «Собачьего сердца» МТЮЗа. И они устроили фирменную федоровскую камарилью.

Если Сервантес написал пародию на рыцарский роман, то Федоров ее преумножил, наполнил пеной дней. Это могло быть блестяще, но получилось тяжеловесное зрелище, рассыпающееся на осколки злободневных ассоциаций, дребезги вместо послания человечеству.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Главный герой «Патриота» Саня Кучин (Антон Жижин) за четыре сезона прошел внушительный путь от бывшего спезназовца с намерением всюду навести порядок, как он его понимает, до выпускника Академии ФСБ с
подробнее...

В этом проекте, который художник Сергей Чернов готовил несколько лет, все не случайно. Начиная с места, которое стало пространством размышления о прошлом и будущем русского авангарда. Галерея на
подробнее...

При этом "закулисная" версия, зачем вообще понадобилось писателям собираться вне очереди, гласит, что по итогам съезда председателем СПР вместо Николая Иванова, прозаика, участника Афганской кампании,
подробнее...

В залах, где расположилась выставка, удивительно тихо. Даже если и встречаешь компанию людей — они проходят от полотна к полотну молча. Заразительная беззвучность, звенящая в атмосфере экспозиции,
подробнее...

Низкие своды. Небольшая залитая февральским солнцем комната. Мольберт, тюбики, банки с краской вокруг, кисти, картонажные папки с рисунками послевоенных лет, на стенах — картины. Старые фотографии, но
подробнее...

Отдельные предметы их творчества часто бывают представлены среди экспонатов на выставках, посвященных русскому авангарду. Но никогда прежде не рассматривалась в такой полноте история их отношений,
подробнее...

Вечер организовал их сын, продюсер Иван Панфилов, с использованием технологии дипфейка, чтобы создать иллюзию присутствия своих родителей в зале. Все время звучали их монологи. Казалось, что говорит
подробнее...

Триумф американской картины «Анора» Шона Бейкера с участием российских актеров на Каннском кинофестивале, где она получила «Золотую пальмовую ветвь», до сих пор у многих кинематографистов и зрителей
подробнее...

«На последней странице первой тетрадки в рамке напечатано: «Продается в книжном магазине Ивана Васильевича Сленина у Казанского моста по 5 рублей, а с пересылкою — по шесть рублей».— Какой тираж был у
подробнее...

В первых комментариях «МК» Иванов говорил о кандидатуре советника президента уклончиво — мол, как решит съезд, так и будет, но чисто технически Владимир Ростиславович — как и любой другой член союза —
подробнее...

Любовь

20:30 13.02

А любовь, говорят. И точка. Как будто это что-нибудь объясняет.А иногда такой мордоворот!.. А с ним такая идет, очень даже ничего...А иногда — ну такая дура!.. А он и кандидат, и Шекспира в подлиннике
подробнее...

За годы существования «Оскара», а это уже почтенные 96 лет, его получали русские по происхождению операторы, композиторы, художники по костюмах, режиссеры и фильмы…Первым лауреатом от СССР стал в 1943
подробнее...

«На его месте должен быть я!» — «Напьешься — будешь». Нет, Сергей Васильевич провернул для всех еще более сложную комбинацию. Когда-то Алла Борисовна выбрала его в свои короли. Помню сюжет из 90-х:
подробнее...

В зале Шнитке Московского международного дома музыки аншлаг. Среди гостей — родные и близкие Ирины Архиповой, а также музыкальный критик и обозреватель Йосси Тавор, историк оперы Александр Матусевич и
подробнее...

Десять лет назад, 12 февраля 2015 года, Музей русского импрессионизма представил свою первую экспозицию. Правда, тогда дело было в Венеции. Но тем не менее с этой даты здесь ведут отсчет своей
подробнее...

События сериала «Натали и Александр» разворачиваются в довольно короткий промежуток времени между сватовством поэта к юной красавице и роковым знакомством с Дантесом. Однако событий и страстей самого
подробнее...

Признаков насильственной смерти не обнаружили, но пока продолжается расследование. Джин Хэкмен когда-то служил в морской пехоте и в кино пришел, когда ему было за 30, проработал в нем более 40 лет. Он
подробнее...

Трудно реконструировать события тех лет, но с уверенностью можно сказать, что в светских гостиных, на балах и приемах звучали фразы такого рода:— А вы уже прочитали, милостивый государь? Каков Пушкин!
подробнее...