Срочные новости раздела
Сын художника Алексея Новикова рассказал о жизни отца: гений, опаленный войной

Сын художника Алексея Новикова рассказал о жизни отца: гений, опаленный войной

Низкие своды. Небольшая залитая февральским солнцем комната. Мольберт, тюбики, банки с краской вокруг, кисти, картонажные папки с рисунками послевоенных лет, на стенах — картины. Старые фотографии, но их немного, и потом станет понятно почему.

«Здесь он работал последние 35 лет — с 1987 года до момента ухода», — рассказывает Игорь Алексеевич.

— Союз художников как-то участвовал в предоставлении ему этой мастерской?

— СХ к этому вообще никакого отношения не имеет. Отец все сам нашел; сначала взял это помещение у города в аренду, а потом выкупил. Все эти деревенские пейзажи — его. Но это поздние работы.

— Когда он начал творить?

— Почти сразу после войны. В 50-е он учился в художественном училище имени Ильи Репина в Кишиневе, а затем в Академии художеств Латвийской СССР. Но сначала в Суриковском институте у Дайнеки, откуда отца выгнали.

— Когда вы говорите «у Дайнеки», вы имеете в виду буквально, что его преподавателем был Александр Александрович Дайнека? Или это метафора такая — курс носил имя классика живописи, например?

— Буквально. Но доучивался отец в Риге. Поскольку он появился на свет в деревне Кошелево (Свердловский район Орловской области), деревенские мотивы стали одними из ведущих в его творчестве.

— Я немного удивлен вузовской географией: Москва, Молдавия, советская Латвия…

— Там жил старший брат отца, Алексей, который уцелел в Великую Отечественную благодаря тому, что воевал на «Катюшах». Остался в Молдавии с полком, когда освободили от румынских войск Бессарабию. И там же, на юге республики, был похоронен. Отец приезжал к нему на охоту, подолгу гостил.

— Вы первый человек, от кого я слышу, что человек уцелел, так как оказался на фронте; всегда казалось, что в тылу шансов выжить больше.

— Деревню папы захватили фашисты — дело было на Курской дуге, он же появился на свет рядом с Прохоровкой. У них стояла танковая дивизия Гудериана — в каждом доме по три-четыре танкиста квартировалось. Они играли в футбол, рыли ямы, потому что туалетов не было, и сидели на бревне, как петухи. Говорили детям: хочешь поиграть в мячик, неси одно яйцо или пару. Отец даже выучил какие-то слова по-немецки за полгода. А потом случилась катастрофа.

— Что произошло?

— Пришли каратели СС. Коммунистов в самом начале на месте повесили, а теперь оставшихся мирных граждан выгнали из домов и приготовили к отправке в концлагеря.

Отец — ему тогда двенадцать было — спрятался и убежал. Многих родных он больше никогда не увидел. Мама погибла. Зная, что его папа служит на флоте, Алексей Иванович решил добраться до Мурманска. Попал к партизанам, потом в тыл. (Эту часть биографии Игорь Новиков знает отрывками, но примерно известно, что его отец оказался в Москве, а потом отправился далее на север.)

— Надолго ли было воссоединение отца и сына в Мурманске?

— Нет, через несколько месяцев после встречи дед погиб.

— Иван Новиков был кадровым военным или оказался на войне по мобилизации?

— По мобилизации. В годы ВОВ он служил матросом на катерах, сопровождавших английские и американские суда, доставлявшие в СССР ленд-лизовские грузы. И так и погиб.

— Ваш отец, осиротев, сделался кем-то вроде сына полка? Я находил в ряде источников сведения, что он был юнгой в годы ВОВ.

— Ну да, он там остался на какое-то время. А в послевоенные годы учился в Ленинграде в мореходке, стал подводником в Кронштадте — служил на дизелях.

— Есть ли у вас фотографии дедушки?

— Ничего не сохранилось. Их деревню просто вспахали — когда он возвратился после освобождения в родные места, ничего не было.

— Почему мы не знаем военной части биографии Алексея Новикова во всех подробностях?

— Во времена моей юности мы мало с ним о войне говорили. Но когда пошли знаковые даты — 50 лет Победы, 60, — он что-то начал рассказывать. А до этого в детали не посвящал, всегда был скрытным — где он плавал, я вообще не знаю. Критики даже удивлялись: столько лет — десять или двенадцать — провел в Северном море, рисовать начал на флоте, но как раз о море у него почти нет произведений (исключение такие работы, как «После вахты» (1975), «Командир подводной лодки А.Лунин» (1975), «Североморцы» (1977). — И.В.).

Когда в 90-е о подвиге советских солдат пытались забыть, он злился и повторял, что принимал присягу в Советском Союзе. «Я служил и давал присягу один раз» — это его слова.

— Алексей Иванович принимал участие в парадах Победы, хотя бы в местных?

— Он вообще мало носил медали и ордена, не был публичным и медийным. (Между тем на видном месте в мастерской лежат награды, в том числе «корочка» к медали в честь 75-летия Победы, врученной от имени президента, и поздравление от Владимира Путина с последним юбилеем Алексея Новикова. — И.В.) Не хвастался, не бил палкой, что вот я ветеран. И по итогу с ним, кстати, поступили некрасиво.

— Алексея Ивановича похоронили с войсковыми почестями? На военном кладбище?

— Нет. И я удивляюсь, что Союз художников и Академия художеств к его смерти несерьезно отнеслись — я не помню соболезнований по этому поводу. Похоронили отца на самом обычном кладбище, в Москве, по месту прописки, в Домодедове. Мы не стали апеллировать к его званиям и просить место получше.

— На надгробном памятнике отразилась военная стезя или путь художника?

— Там обычный портрет, временно стоит с фотографией из шестисотстраничной книги-каталога наследия Алексея Новикова, выпущенного к его 90-летию, — гражданский человек, с указанием только, что он художник.

— В Москве или где-нибудь в России есть мемориальная доска в честь Алексея Новикова? О памятнике я уже не говорю.

— На данный момент нет.

— О каком количестве картин, созданных Алексеем Новиковым, идет речь?

— Их примерно пятьсот. В этой мастерской есть написанные в Риге с натуры. Многое у него украли. Что-то утрачено по другим причинам. Остальное у меня и в музеях: в Третьяковке, Русском музее, художественных музеях и галереях Владимира, Рязани, Тулы и других городов. В основном я передаю картины туда, где проходят выставки, стараюсь, чтобы он был хорошо представлен везде, чтобы по две-три работы вошло в коллекции.

— Насколько явственно в его творчестве ощущаются фронтовые мотивы?

(Игорь Новиков раскрывает папки с чудом уцелевшими ранними карандашными рисунками и акварелями, на записи разговора слышно, как шелестит старая бумага; поясняет.)

— Он часто менял место жительства, поэтому сложно судить о раннем этапе творчества. Главный мотив — одиночество женщин в селе и воспоминание о моменте, когда отца забирают на фронт. Я помню, была еще работа со всадниками-красноармейцами, несущими над головами знамя, но могу показать только ее фотографию, сама картина где-то выставлена.

— А что это за агитпроповский альбом, явно изданный при Брежневе? Там тоже есть картины Алексея Ивановича?

— (Снимает с полки, смеется, читая название.) «Мы строим коммунизм». Посвящается съезду партии. Да, здесь что-то есть. Отец ничего зря дома не держал. Я вам еще такой экспонат покажу. Видите модель советской субмарины? На такой «щуке» отец служил — ему это подарили как члену Совета ветеранов Военно-морского флота и подводников.

— Насколько я могу судить, архив Алексея Новикова не упорядочен. Много ли сохранилось личных вещей?

— Вот его мольберт. Я действительно пока еще ничего не трогал — все пребывает в таком виде, в каком оставил отец.

Что касается личных вещей, учитывая, насколько трудная судьба у него была — вечно в разъездах, жизнь устаканилась только после пятидесяти, — утрачено немало ценного: скажем, форма подводника, армейские значки, его бескозырка…

— Делал ли он какие-то заметки, может быть, пытался писать мемуары?

— Не исключено. Нужно разбирать бумаги, чтобы ответить на этот вопрос. Он много читал на пенсии, интересовался историей русского военного флота, изучал биографии военачальников. Я долго жил в Швейцарии, мы не так много времени провели вместе, как хотелось бы.

— Образ отца отразился на вашем творчестве?

— Есть, например, портрет конца 80-х, полуабстрактный.

— Алексей Новиков был ребенком войны не только по статусу, это я понимаю, — остался один и вместо дома получил пепелище… Как он нес этот груз по жизни?

— Лет тридцать после первого, ненадолго, возвращения туда он не мог посетить родные места. После огромной паузы мы с ним вдвоем на машине поехали: деревня восстановилась, конечно, но стала другой. Мы пошли в другую деревню, где у отца тетки какие-то остались. Что тут сказать?.. Он вырос один, поздно женился, зато прожил с мамой больше шестидесяти лет — с 1959-го до 2024-го.

Архив поэтому и растерян; новыми работами он стал обрастать в Москве. Лет десять назад умер последний друг. С художниками отец мало общался, с МОСХ не взаимодействовал, до последнего оставался независимым. С выставками в России и за границей я ему помогал. И то, что отменилась его юбилейная выставка в РАХ, отменилась в последний момент, основательно его подкосило, он сильно загоревал, мучился вопросом, почему люди такие злые…

А до 1991 года он был изгоем, считался «левым» художником — всегда что-то искал, экспериментировал.

— От «махрового» соцреализма к свободным формам искусства он ушел сразу?

— Как только учебу закончил.

— На кого он ровнялся из мастеров?

— Ему нравились Шагал, Петров-Водкин… А еще житийные клейма православных икон — не сами лики святых, а боковые картинки-квадратики, «рассказывающие» истории.

— Отношение отца к искусству как на вас повлияло?

— Меня чуть не выгнали из института из-за него. На втором курсе у меня была тема — Великая Отечественная, и я стал разные страсти рисовать: вдовы (у меня бабушек не было), повешенные фашистами советские воины и мирные граждане. Ректор Московского художественного института им. В.И.Сурикова Павел Бондаренко, когда это увидел, был в бешенстве. Сама суть изображения была не абстрактной, но явно не в стиле старых мастеров. И мне сказали: «Ты должен видеть нашу жизнь через призму глаз Сурикова, а со всеми этими фокусами поезжай на Грузинку (выставочный центр на Малой Грузинской, 28).

Но все, что я сделал, — правдиво изобразил мучения и гибель наших людей на войне. Понятно, мы должны были учиться, но мне казалось, что в плане композиции я должен сам что-то создавать. Мне этот горизонт отец расширил. Другие студенты могли и не знать, что есть Кандинский или Шагал, что небо можно сделать розовым или желтым. А я не боялся, что мне возразят: «Ты что, шизофреник? Небо должно быть синим или серым, а земля коричневой…».

— У Алексея Новикова мы находим такие «нарушения» в кавычках?

— Посмотрите на любую из его картин тех лет. С точки зрения соцреализма нельзя таким зеленым землю писать — считалось, что ты издеваешься над социалистической действительностью. Об этом сейчас смешно говорить, но при СССР за такое по голове не гладили и картину такую нигде бы не повесили, разве что около туалета, в дальнем углу выставки. Но так было и с Виктором Попковым — реалистичный художник, правильный. Рисовал ВОВ. Но его запрещали вешать, каждый раз со скандалами; но люди шли и шли, чтобы посмотреть, что сделал Виктор.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ.

К теме проводов и возвращения с войны Алексей Новиков обращался снова и снова. «Егор вернулся» (1985; холст, масло; существует в двух вариантах), «Проводы отца» (1987) и «Проводы солдата. Отец» (1989; холст, масло). Назовем картины, главными героинями которых стали одинокие русские женщины: «Одна» (1980; бумага, карандаш), «Бани» (1981; бумага, карандаш), «Серый день» (2003; холст, масло), «Полдень» (2007; холст, масло). Но, пожалуй, самые красноречивые, но не кричащие о любви к родине полотна — «Солдат» (1975; картон, масло) и «Разговор. Вдовы войны» (1999; фанера, масло).

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Сериал «Черная любовь» вышел в Турции в 2015 году и после финала второго сезона получил в 2017-м премию «Эмми» как лучшая теленовелла года. Сюжет о драматичной любви дочери богатого бизнесмена и сына
подробнее...

Актриса снова перевоплотилась в следователя Анну Спасскую и с учетом всех детективных деталей нового сезона популярного криминального сериала лицо у Кристины должно быть очень серьезным. Андоленко
подробнее...

В программе этого года было немало картин, получивших оскаровские номинации, награды крупных кинофестивалей, потенциальных обладателей премии «Сезар», как «Граф Монте-Кристо» и «Разбитые сердца».
подробнее...

Это не экранизация стихотворного романа Пушкина, а вольная фантазия по его произведению и одноименной опере Чайковского. Картина близка к завершению. Ирина Евтеева показала фрагменты будущего фильма
подробнее...

В гайдаевских «Стульях» Остап — это Арчил Гомиашвили, а Киса — Сергей Филиппов. Известно, когда по телевизору впервые шла захаровская версия, Леонид Иович, посмотрев первые серии, звонил друзьям: «Ну,
подробнее...

Повод заглянуть на Камергерский переулок в МХТ есть всегда, но накануне 150-летия одного из величайших актеров отечественного театра Василия Качалова это особенно важно. Музей МХАТ посвятил ему
подробнее...

Совпадение или нет, но «Шалом» переехал в помещение, где когда-то располагался Центр им. Всеволода Мейерхольда, и открытие нового пространства состоялось в день рождения великого режиссера. Правда,
подробнее...

Переживать, а не посмотреть, — я бы так сказала о зрительском самочувствии на спектакле «Капитанская дочка». Автор инсценировки Анна Матисон перевела прозу в жанр расследования — оно сразу исключает
подробнее...

— На какую войну? У тебя двое детей. Тебе положена отсрочка! — говорит красавица жена супругу, которому, как и всем его товарищам, пришла повестка на фронт.— Геворг идет на войну, Сурен идет. А я что,
подробнее...

Портрет женщины был утерян, когда Пикассо, вероятно, несколько месяцев спустя, в 1901 году нарисовал поверх него картину, изображающую своего друга-скульптора сидящего за столом в оттенках синего и
подробнее...

Как и положено, отец Владимир призывал молиться о душе новопреставленного раба Божьего Олега, напомнив для воцерковленного человека очевидные вещи: в первые три дня после кончины душа человека
подробнее...

Фильмы про журналистов и их специфический профессиональный мир снимают не то чтобы часто, и главные герои в них, как правило, довольно предсказуемы. Есть те, которые говорят и пишут правду, чем бы им
подробнее...

Главный герой «Патриота» Саня Кучин (Антон Жижин) за четыре сезона прошел внушительный путь от бывшего спезназовца с намерением всюду навести порядок, как он его понимает, до выпускника Академии ФСБ с
подробнее...

В этом проекте, который художник Сергей Чернов готовил несколько лет, все не случайно. Начиная с места, которое стало пространством размышления о прошлом и будущем русского авангарда. Галерея на
подробнее...

При этом "закулисная" версия, зачем вообще понадобилось писателям собираться вне очереди, гласит, что по итогам съезда председателем СПР вместо Николая Иванова, прозаика, участника Афганской кампании,
подробнее...

«Дедушка был вторым Шаляпиным»— Юрий Константинович, как вы думаете, от кого в вашей семье у Ирины Константиновны ее таланты?— Архитектура — от папы. Отец был железнодорожником, но уже в молодом
подробнее...

В залах, где расположилась выставка, удивительно тихо. Даже если и встречаешь компанию людей — они проходят от полотна к полотну молча. Заразительная беззвучность, звенящая в атмосфере экспозиции,
подробнее...

Отдельные предметы их творчества часто бывают представлены среди экспонатов на выставках, посвященных русскому авангарду. Но никогда прежде не рассматривалась в такой полноте история их отношений,
подробнее...