Срочные новости раздела
Однофамилец Зеленского сыграл в спектакле о герое СВО

Однофамилец Зеленского сыграл в спектакле о герое СВО

Я немного удивился, не увидев на сцене актеров Вахтанговского, но «Радио-Паша» — привозная постановка театральной компании «Ковчег». И играют там в основном питерцы. Мария Поликарпова воплощает несколько образов — сострадательной медсестры военного госпиталя и женщины из храма, пришедшей узнать имена для молебнов за здравие и об упокоении. Далее — однофамилец одиозного украинского лидера Константин Зеленский (ему досталась главная роль — болтливого пациента по прозвищу «Радио-Паша»), а также Людмила Манонина-Петрович (худрук «Ковчега», режиссер постановки — рассказчик в пьесе и волонтер — массажистка Ирина). Плюс в действе участвует юный служитель Мельпомены Георгий Бугрышев. Как можно догадаться по фамилии, это сын Ирины Бугрышевой, автора положенной в основание спектакля книги «Я трогаю войну руками. Радио-Паша».

В Интернете, между прочим, можно найти сведения, что мальчик делал окопные свечи и даже передал на фронт собственный гироскутер.

Паша — не вымышленный персонаж, его прототипом выступил боец СВО Павел Лазарев, потерявший ногу по итогам сражения. Поскольку он был в зале, в первом ряду, — невозможно было устоять перед соблазном постоянно «сверяться» с его эмоциональным откликом на происходящее на сцене. Обладателя ордена Мужества и медали «За отвагу», конечно, еще затаскают по официальным мероприятиям — так было с ветеранами ВОВ при СССР, — и когда-нибудь, не исключено, речь о солдатском долге он будет произносить автоматически. Но в отрывке интервью, вмонитрованном в финал, Павел предельно искренен, когда говорит Ирине, обращаясь к ней на «ты», как к своей: «Знаешь, мне «Мужика» дали. В смысле, орден Мужества. Я не знал, конечно, что дадут, — я никаких особых подвигов за собой не знаю. Но вчера тренировался на протезе ходить и на построении был уже на двух ногах, шел без костылей…» В спектакле он благодарит сопалатников за прекрасное время, проведенное здесь. Задумайтесь, в больничных стенах — прекрасное.

Подумалось — вот он, Василий Теркин XXI века, но только аналог фразы «нет, ребята, я не гордый, я согласен на медаль» ему в уста вложил не Твардовский и не школьная учительница литературы. Он таким родился и вырос. Родился не где-нибудь, а в Таганроге, и поэтому все у него южнорусское: фрикативное «гэ», чувство солидарности с такими же «южанами» из Мариуполя и остальной ДНР (цитата: «Когда брали Мариуполь — мы слышали, как там грохотало»), открытость характера, немного простоватый, но очаровательный юмор, прямота и «говорливость», которую отдельные рецензенты посчитали следствием посттравматического синдрома. А еще — неуничтожимая любовь к жизни, родной — в смысле таганрогской — и в целом русской земле, «ништякам жизни»: морю, по которому нужно полчаса идти, чтобы вода стала тебе по пояс, козинакам, абрикосам, таранке, кружке кваса за 6 копеек, мороженому из 90-х, на которое денег уже не было, и многому, многому другому.

Ничто из сказанного Пашей, «вещавшем» в палате круглосуточно, включая описания боев — точные с точки зрения «окопных» названий видов снарядов и оружия, — не резало слух. Прекрасно Константин Зеленский передает и местную фонетику, царствующую — с небольшими отличиями — в Таганроге, Курске, Донецке, Луганске, Воронеже или Запорожье с Херсоном. Идеально произносит он и трудное для россиян слово «паляныця» — за ленточкой оно служит детектором «свой–чужой», и если попавший к солдатам ВСУ или боевикам нацбатов человек не может сказать правильно, его в большинстве случаев расстреливают на месте.

Хуже справляется с фонетическими задачами сама Людмила Манонина-Петрович — ее персонаж, согласно тексту, учила в таганрогской школе украинский язык, но Людмила читает «Завещание» («Заповiт») Тараса Шевченко с ошибками в произношении слов оригинала, которые не допустила бы троечница и точно не сделал бы носитель суржика. И это в стране, куда переехали миллионы выходцев с Украины. Спроси у любого, как правильно, чтобы по факту не получилось, как с русским языком в голливудских фильмах, — вопиющие ошибки и акцент на уровне «какие ваши доказательства».

И вот еще о чем нельзя не сказать. Отдельные христианские вкрапления, привнесенные автором, органичны, в особенности сцена, где была озвучена готовность нашей Церкви молиться за всех воинов, даже если имена их неизвестны. И поэтому в помянник вносятся позывные Зема, Вязь, Седой, Дед, Казах, Санчо, — вспомним здесь фильм «Поп», когда священник бежит за уезжающим танком с попросившим благословление на ратный подвиг солдатом со словами: «Господи, благослови воинство русское, мальчиков этих, сам ведаешь их имена».

Но в других местах чувство меры Бугрышеву подводит. Конечно, филолог Гуковский категорически предостерегал от смешения героев произведения и действительных людей и призывал не ставить знак равенства между автором и рассказчиком — Пушкин, гуляющий на берегах Невы с Евгением Онегиным, — и живший в XIX веке писатель Пушкин — отнюдь не одно и то же. Ирина в реальной жизни — массажист, волонтер, решившая по мере сил поддержать раненых солдат в госпитале Питера. И вот мы слышим в спектакле «хорошо, что Бог поверил в меня» или диалог, включающий реплику от Создателя: «А теперь ты побудешь моими руками» — делая массаж раненым, надо понимать. Слышим мы и не менее пафосные фразы типа «вас всех помнят мои руки». Нужно ли пояснять, что интонации, уместные для «Реквиема» Ахматовой, где

Хотелось бы всех поименно назвать,

Да отняли список и негде узнать…

или для текста жития архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) не применимы в произведении в основном автобиографическом.

При этом мой литературоведческий упрек распространяется исключительно на автора-рассказчика. Отдавшего ногу за други своя и готового отдать жизнь солдата поэтизировать можно бесконечно. И сдавать кроссовку с отсутствующей ноги в музей. И писать иконы с принявших мученическую смерть за веру — как было с участником Чеченской войны Евгением Родионовым, ставшим в один ряд с Сергием Радонежским и Серафимом Саровским.

И последнее. Предвижу читательский упрек: мол, слишком уж позитивен боец, вернувшийся с фронта инвалидом. Но этот упрек как раз-то несостоятелен. Героем фоторепортажа «МК» в мае 2024 года стал офицер-разведчик Андрей Кузовлев, который согласился сфоткаться возле стенда из баннерной пленки с его портретом. Дело было на Арбате, в нескольких десятках шагов от Симоновской сцены, — совпадение почти невероятное. И так получилось, что на всех снимках солдат (важная деталь — доброволец) с ампутированной рукой улыбался, а попавшие в кадр случайные прохожие — те самые находящиеся в почти стопроцентном тылу мирные граждане — были мрачными и хмурыми. Как раз для них и нужны такие спектакли.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Перед концертом мы зашли поздравить маэстро в гримерку и пожелать удачи. «Спасибо! Посмотрим, что получится, – ответствовал маэстро, улыбнувшись уголками губ и сверкнув добрыми глазами, настой у него
подробнее...

В письме министру культуры Рашиде Дати, опубликованном парижской газетой Le Parisien и подтвержденном Лувром агентству Reuters, президент Лувра Лоуранс де Кар предупреждает, что многовековое здание
подробнее...

«Открыл новый мир»— Когда вы в 2017 году перебрались в Москву, Бразилия уже была участницей БРИКС. Повлияли ли интеграционные процессы на ваше решение провести какое-то время в российской столице?— Я
подробнее...

Государственный музей А.С. Пушкина выставкой «Комедия о настоящей беде…» ставит целью перерассказать историю создания и ближайший контекст пьесы классика, проиллюстрировав ее примерно так, как это
подробнее...

Hot For You Baby — настоящая Тина. Голос как вулкан, могучий ритм, страстная мелодия. И эта песня — привет из восьмидесятых со всеми звуковыми атрибутами того времени. В отличие от битловской Now And
подробнее...

Ровно полдень — все уже в зале, дисциплина на высоте. Среди лиц «Ленкома» не видно только Александра Збруева. Нет и Дмитрия Певцова — по понятным причинам, к которым, впрочем, мы еще вернемся. Однако
подробнее...

Выступая в формате «онлайн», Безруков заявил, что «обилие Чехова в репертуаре театра никогда не повредит». И далее произнес почти хрестоматийную фразу:— Если для России Пушкин наше все, то для
подробнее...

По сюжету крупный российский предприниматель Валерий Королев во время подготовки сделки в исламском Наристане попадает в землетрясение и от травмы теряет память. Когда бизнесмен вспоминает, кто он и
подробнее...

Что такое актриса, хорошая актриса, настоящая? Это перевоплощение. Проживание тысячи жизней. Показ самых тончайших нюансов характера. А это все Талызина и есть на самом деле. Большая актриса,
подробнее...

За звание «суперстара» будут бороться десять артистов, пик популярности которых пришелся на восьмидесятые, девяностые и нулевые годы. В шоу выступят заслуженные артистки Российской Федерации Маргарита
подробнее...

События фильма сосредоточены на периоде между 1961 и 1965 годами, когда произошло преображение Боба Дилана в большую звезду. В хронологическом порядке появляются люди, которые помогали ему на этом
подробнее...

Спектакль идет четыре с лишним часа. Не каждый современный зритель способен столько продержаться. Ощущения сродни тем, что испытываешь на фильме «Трудно быть богом» великого Алексея Германа по
подробнее...

Я хотел бы рассказать о знакомстве с одним из самых закрытых и уважаемых музыкантов легендарной группы Led Zeppelin Джоном Полом Джонсом.В конце 80-х — начале 90-х я создал в Англии совместную
подробнее...

Начиная с «Молодой гвардии», когда она 18-летней снялась у Герасимова. А потом не снялась, когда в «Тихом Доне» просто для всех она должна была сыграть Аксинью, но великий режиссер взял другую
подробнее...

Еще за полчаса до начала в фойе можно было наблюдать не только известные лица (актриса Елена Яковлева, ректор ГИТИСа Григорий Заславский, режиссер Тереза Дурова), но и срез последних событий в мире
подробнее...

— Юбилей отметила хорошо: получила очень много поздравлений, — говорит Валентина Илларионовна. — К своей дате никак не отношусь. Жила и жила, а потом вдруг эта дата. Я пришла в ужас.— Почему в ужас?—
подробнее...

На этот раз противостояние отцов и детей разворачивается в 1910 году. Богатый московский купец отправляет сына на учебу в Петербург, однако отпрыск настолько проникается революционными идеями, что
подробнее...

Филипп Киркоров, Валерия, Тимур Родригез, Регина Тодоренко, а также пятый член жюри, чье имя будет известно в ближайшее время, снова станут детективами, ищущими ответ на главный вопрос: «Кто
подробнее...