Глава жюри, подводя итоги фестиваля, восхитился количеством женщин-режиссеров, работающих в киноиндустрии. Он признался, что согласие с коллегами у него было не всегда, но увиденные фильмы всем им доставили удовольствие.
«Мечты» он назвал медитацией любви. Они стали частью трилогии, которая уже была представлена первым фильмом «Секс» в программе «Панорама» на Берлинале год назад. Затем вторую часть «Любовь» показали в минувшем сентябре на Венецианском кинофестивале. У них разные герои, но разговор всегда идет о странностях любви. Третий фильм трилогии - о взаимоотношениях 17-летней ученицы и ее преподавателя французского языка. Свои переживания девушка описывает в дневнике. Бабушка девочки – профессиональный писатель и ей одной из первых предстоит оценить литературный талант внучки.
Три фильма сняты в кратчайшие сроки, два последних - за год. Получая награду, Даг Йохан Хёугеруд, а он не только режиссер, но и писатель, автор нескольких романов, призывал публику читать и писать, тем самым расширяя кругозор. По его словам, «Мечты» - это фильм о пользе чтения.
Норвежское кино не так часто участвует в главных мировых кинофестивалях. Производится оно штучно, не в производственных масштабах и всякий раз впечатляет своей особенной природой и неповторимым стилем.
Гран- при удостоена «Голубая тропа» бразильского режиссера Габриэля Маскаро о недалеком будущем. Стариков массово и навсегда отправляют в колонию, чтобы всем остальным жить стало легче и веселее, освободившись от бремени забот и во имя высших интересов экономики.
Приз жюри «Серебряный медведь» достался аргентинскому «Посланию» Ивана Фанда о путешествии бабушки и внучки, которые умеют общаться с домашними животными, и их услуги чрезвычайно востребованы. В своей речи режиссер говорил о тревожном состоянии культуры и кинематографа в Аргентине.
За режиссуру отметили Хо Мэна из Китая, представлявшего «Жизнь на земле» о нескольких поколениях крестьян, которые едва выживают под тяготами экономических преобразований в стране.
За лучшую актерскую работу награждена австралийская актриса Роуз Бирн в американской картине «Будь у меня ноги, я б тебя пнула» Мэри Бронштейн. Ее героине – психотерапевту – и самой требуется экстренная помощь, а материнство для нее – катастрофа. У нее больной ребенок, и кажется, что все беды мира обрушились на несчастную голову, как выясняется, не самой сильной женщины.
На Берлинале с некоторых пор нет гендерного разделения, отдельных призов для актеров и актрис. По регламенту вручается всего две награды за актерские работы. Вторую получил за лучшую роль второго плана ирландец Эндрю Скотт в «Голубой луне» выдающегося представителя независимого американского кинематографа Ричарда Линклейтера, снявшего фильм о бродвейском либреттисте Лоренце Харте (его сыграл Итан Хоук).
За сценарий жюри отметили румынского режиссера и сценариста Раду Жуде , представлявшего «Koнтиненталь 25». Свою награду он посвятил Луису Бунюэлю, 125-летие со дня рождения которого отмечалось как раз 22 февраля. Героиня Жуде - судебный пристав. Она выселяет пожилого бездомного из подвала, а он в ответ покончил жизгь самоубийством. С тех пор героиня теряет покой, и никто не может вывести ее из этого состояния.
За выдающиеся художественные достижения отмечена «Ледяная башня» (Франция-Германия) Люсиль Хаджихалилович, где Снежную королеву сыграла Марион Котийяр. Эта награда предполагает высокую оценку работы оператора и художника-постановщика, которые отвечают за визуальный образ.
В 2023 и 2024 годах на Берлинале «Золотого медведя» получили документальные картины «На Адаманте» французского режиссера Николя Филибера о парижской психиатрической клинике и «Дагомея» франко-сенегальского режиссера Мати Диоп о возвращении французскими музеями вывезенных культурных ценностей королевства Дагомея на родину в Бенин.
В нынешнем конкурсе тоже участвовала одна документальная картина «Лента времени», снятая ученицей Марины Разбежкиной, выпускницей московской Школы документального кино, киевлянкой Катериной Горностая. Она о том, как работают сейчас украинские школы.
Самое удивительное событие нынешнего Берлинале было связано именно с Катериной Горностай. Она была беременна, приехала на фестиваль с мужем и неожиданно от волнения раньше времени родила. Произошло это за два дня до премьеры ее фильма. Ребенок родился в немецкой клинике и ему сразу же выдали аккредитацию, на которой было написано «Ребенок Берлинале». Такого в его истории еще не было и этот факт был воспринят, как хороший знак.
После прошлогоднего выступления победительницы Мати Диоп в поддержку Палестины фестиваль обвинили в антисемитизме. Его руководству пришлось отчитываться в вышестоящих инстанциях. Прежняя фестивальная команда по разным причинам ушла в отставку, на смену ей пришла новая.
Теперь из сильных заявлений на церемонии закрытия можно отметить речь румынского режиссера и сценариста Раду Жуде. Перед внеочередными парламентскими выборами в Германии он выразмл со сцены надежду на то, что через год Берлинале не будет открываться фильмом Рени Рифешталь.