Десять лет назад, 12 февраля 2015 года, Музей русского импрессионизма представил свою первую экспозицию. Правда, тогда дело было в Венеции. Но тем не менее с этой даты здесь ведут отсчет своей истории. Юбилей здесь отмечают широко и, без ложной скромности, всей страной. В новой экспозиции «Изображая воздух» приняли участие 75 государственных и частных собраний от Калининграда до Владивостока.
Главные герои экспозиции, безусловно, художники. Причем особенное внимание здесь хотели уделить малоизвестным именам (а их немало!), которые достойны внимания широкой публики. И мы имели счастье убедиться в том, что в региональных музеях от столичного зрителя скрываются настоящие «импрессионистические бриллианты», например, Серафима Блонская, с чьим творчеством нас знакомит Таганрогский художественный музей.
Гостям предложат прогуляться с Давидом Бурлюком на пленэр, подсмотреть за героинями портретов Николая Фешина, заглянуть в театр вслед за Антониной Ржевской и Борисом Кустодиевым, понянчить детишек с Николаем Тарховым — вот лишь некоторые из вариантов «совместного досуга» с художниками-импрессионистами. В общем, здесь можно прожить необычайно насыщенную жизнь, которая с трудом уместилась на трех музейных этажах.
Музей русского импрессионизма всегда был музеем традиционного искусства, но на этот раз здесь решили отклониться от привычного курса и все же прикоснуться еще и к современному искусству. Наряду со всеми именами «прошлого» здесь мы обнаружим и нашу современницу Ирину Корину — благодаря ее творчеству в музее преобразился первый этаж, где обычно не располагают экспонаты, но не в этот раз. На зрительский суд представлена инсталляция «Наглядные пособия», которая посвящена свету как физическому явлению и физическим особенностям импрессионизма. Причем рассмотреть творение можно с самых разных ракурсов: на первом этаже можно взглянуть на «пособия» снизу, а поднявшись на второй, обнаружить в инсталляции совсем другие смыслы. Но, разумеется, современное искусство здесь не ради того, чтобы чем-то заполнить пространство. Имя Ирины Кориной здесь не случайно. Дело в том, что, пройдя несколько метров от инсталляции к началу осмотра, мы довольно быстро обнаружим произведение Алексея Корина, русского живописца, правнучкой которого является Ирина. Вот такой «мостик» в современность нарисовался!
«Этот проект стал для меня очень личным, — прокомментировала художница. — Думаю, это веха в истории моей семьи. В процессе подготовки я случайно выяснила, что произведение Корина представлено на экспозиции…»
Фишки выставки на этом не заканчиваются. Когда-то Модест Мусоргский, знаменитый композитор-кучкист, сходил на выставку рисунков художника Гартмана, после чего родился цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки». Театральный салон «Сцена 23», а именно режиссер Денис Азаров и композитор Олег Макаров, пошли дальше Мусоргского и сделали целый акустический перформанс, который сопровождает экспозицию «Изображая воздух». Пожалуй, никогда работы импрессионистов не были настолько живыми. Безусловно, глядя на любую из картин, легко услышать шелест платья Ванды (Александр Богомазов, «Портрет Ванды»), шум парижской улицы (Николай Тархов, «Париж»), стук коготков собаки, которая подошла за лаской к своей хозяйке (Дмитрий Щербиновский, «У купальни»). Все картины импрессионистов словно движутся и звучат — не нужно даже обладать развитым воображением, чтобы ощутить жизнь, которая разворачивается на полотнах. Но Азаров и Макаров сумели развить мысли художников и позволить зрителю наверняка услышать все происходящее на картинах.
«Мне интересно было, насколько звук вне музыки может быть информативен и художественен, — поясняет идею Денис Азаров. — Ведь картины — это застывший сюжет, который имеет свою длительность внутри картины. Мне стало интересно создать акустическое пространство для полотен. Перформанс? Спектакль?»
Каждый трек называется шагом (так что звуки движутся вместе с нами). Новая зона — новый шаг. Звуков с каждым движением становится все больше, и в финале они, накопившись, превращаются в невероятную симфонию жизни. Так что импрессионизм теперь можно еще и услышать — и речь идет вовсе не о Клоде Дебюсси.