В программе этого года было немало картин, получивших оскаровские номинации, награды крупных кинофестивалей, потенциальных обладателей премии «Сезар», как «Граф Монте-Кристо» и «Разбитые сердца». Некоторые из них уже вышли в европейский прокат, но, тем не менее, оказались в фокусе фестиваля. За многие годы, пожалуй, самой крупным режиссером, посетившим Роттердам, был Бернардо Бертолуччи, которого привезли на коляске незадолго до смерти. Приезжал в Роттердам пару раз и Алексей Балабанов, перепугавший публику разговорами о своей скорой смерти.
В этом году фестиваль посетил классик французского и мирового кино Коста Гаврас, которому 12 февраля исполнилось 92 года. И это был не мемориальный визит, а рабочий. Гаврас представлял свой новый фильм «Последнее дыхание». 28 февраля на церемонии вручения премии «Сезар» ему вручат почетную статуэтку за выдающийся вклад в киноискусство. Лично представили свои недавние работы Умберто Пазолини и Мохаммад Расулоф.
Лучшие актрисы - из Бразилии и Ирана
В Роттердаме есть традиция ежедневно обновлять рейтинг зрительского голосования. Перед сеансом публика может сравнивать, как меняется динамика. Рекордсменом этого года стала картина «Я всё ещё здесь» знаменитого бразильского режиссера Вальтера Саллеса. Публика пришла на нее дружно. Свою роль сыграло и то, что фильм не только отмечен за лучший сценарий на Венецианском кинофестивале (он написан на основе мемуаров сына бразильского политика Рубенса Пайвы), а исполнительница главной роли Фернанда Торрес награждена «Золотым глобусом», но и то, что она претендует на «Оскар», как и фильм.
Его действие происходит в Бразилии в 1971 году во время военной диктатуры. Благополучная жизнь одной абсолютно счастливой семьи, где подрастают четыре дочери и сын, в одночасье рушится. Глава семейства инженер и бывший конгрессмен Рубенс Пайва навсегда исчезает после того, как в его доме появляются незнакомцы и увозят его в неизвестном направлении. Позднее арестуют и его жену Юнис (Фернанда Торрес), и еще маленьким детям придется какое-то время заботиться о себе самим.
Бразильская картина перекликается с фильмом «Семя священного инжира» иранского режиссера Мохаммада Расулофа, снятым, по его словам, на студенческий бюджет. Сразу после съемок ему пришлось тайно и без паспорта покинуть свою страну, спасаясь от порки и ареста. Фильм он заканчивал уже в Германии, от которой он и выдвинут на «Оскар» в категории «Международный фильм».
Расулоф показывает, как в Тегеране набирает силу молодежное движение, особенно после того, как в полицейском участке была избита до смерти 22-летняя девушка, появившаяся на улице без хиджаба. Глава семейства Иман (Миссаг Зарех) становится следователем Исламского революционного суда. У него прекрасная и безропотная жена Наджме, которую очень точно сыграла Сохейла Голестани, выпускница Тегеранского университета. Она не актриса по образованию, а театровед и сценограф. Голестани в каких-то вещах превосходит искусную актрису Фернанду Торрес, поскольку ничего не играет и способна минималистично передать тончайшие переживания своей героини.
В семье подросли две дочери, умные и свободные девушки, которых сыграли талантливые молодые актрисы Махса Ростами и Сетаре Малеки. Они толком не знают, чем занимается их отец. Обычно он приходит с работы усталый, общается только с женой, да и с ней формально. Зато она его моет, бреет, красит ему бороду, холит каждую клеточку его тела. Эти кадры феноменальной заботы на всех производят сильное впечатление.
Когда Иман спросит у старшей дочери, что, собственно, она знает о жизни, девушка ответит: «Я живу в этой стране, и у меня есть глаза». Мощнейшей стала финальная сцена, где отец пытается поймать сбежавших от него дочерей и жену в мертвом, разрушенном городе. Он страшен и деспотичен, но не всегда побеждает сила. Есть и высшая справедливость, которая восторжествует.
Камасутра с острова Ява
Индонезийский режиссер Ханунг Брамантио представил экзотический «Говок: Яванская камасутра». Его действие происходит в 1960-е годы на экзотическом острове Ява. Благородные семейства отправляют своих юных отпрысков на выучку к опытным в науке любви дамам. Этих наставниц и называют говок. Они посвящают молодых людей в тонкости искусства любви через ритуал, предполагающий не только телесные наслаждения, но и духовное погружение. Все очень красиво: купание в водопаде, лотосы, таинство полумрака. Через несколько дней родители забирают повзрослевших сыновей, готовых к женитьбе.
Один из освоивших любовную науку молодых людей полюбит юную ассистентку своей сексуальной наставницы, подарит ей надежду на счастливый брак, но нарушит данное слово. Родители найдут ему совсем другую партию. Разочарованной девушке останется только пополнить ряды говок, а потом испытать потрясение, способное раз и навсегда изменить жизнь.
Ветер перемен приведет к политическому перелому. Падет власть хорошо известного в СССР президента Индонезии Сукарно. Дом воспитания молодых любовников придет в упадок. Спустя годы случится встреча былых возлюбленных, но завеса тайны не будет открыта. Только невероятная экзотика на экране, диковинные пейзажи и интерьеры способны удержать искушенного зрителя в зале.
В «Разбитых сердцах» французского режиссера Жиля Леллуша юный герой тоже полюбит девушку, только что поступившую в местную школу, которую сам он обычно прогуливает. Молодым людям кажется, что их любовь продлится всю жизнь. Но парень окажется в тюрьме, и встретятся они только через 15 лет.
Произойдет все как в мексиканском сериале, где запросто меняют в одной из серий актера, а тот, что пришел на смену, ничего общего с прежним не имеет. Зритель должен принять это на веру. И тут герои взрослеют, и их заменят непохожие другие.
Адель Экзаркопулос, ставшая в одночасье звездой после каннского триумфа «Жизни Адель», сыграла повзрослевшую героиню. С годами способная и привлекательная актриса утратила свое былое очарование, поэтому настойчивость повзрослевшего героя воспринимается с трудом. Пару Адель составил Франсуа Сивиль, пик популярности которого связан с выходом недавней экранизации «Трех мушкетеров». Он хорош, но химии между героями «Разбитых сердец» не возникает. Невероятный успех этой картины во Франции и многочисленные номинации на «Сезара» могут только удивлять.
Сам Леллуш начинал кинокарьеру как актер второго плана, не раз номинировался на «Сезар». Занявшись режиссурой, звезд с неба не хватал, что не помешало его фильмам попадать в официальную селекцию Каннского кинофестиваля и стать успешными в европейском прокате. К знаменитому однофамильцы Клоду Леллушу, создавшему легендарную картину «Мужчина и женщина», Жиль отношения не имеет. Его отец был алжирским каменщиком.
Британский Одиссей и турецкий Карлсон
«Возвращение» (Великобритания – США – Франция - Италия – Греция) в Роттердаме лично представил итальянский режиссёр Уберто Пазолини, который тоже не имеет отношения к своему великому однофамильцу Пьеро Паоло Пазолини. Это вольная экранизация «Одиссеи» Гомера с Рэйфом Файнсом и Жюльетт Бинош в главных ролях.
После двадцатилетних скитаний, пройдя войны, изможденный, но все еще крепкий Одиссей возвращается домой. Файнс на экране не выглядит крепким и сильным, хотя очень старается. Возраст дает о себе знать. Пенелопа замуж не вышла, пока Одиссей пропадал. Теперь он должен наказать обидчиков жены и заставить семью гордиться собой. Одиссей, говоря современным языком, даст мастер-класс по владению луком и реабилитируется окончательно. Даже огромный талант Файнса не спасает от катастрофичности придуманного образа. Он фатально и назойливо окутан посттравматическим синдромом, и это вызывает только недоумение и смех.
Фильм снимал румынский оператор Мариус Пандуру, недавно работавший на российско-молдавской картине «Крецул» Александры Лихачевой о потерявшем зрение чемпионе СССР.
В конкурсе «Яркое будущее» помимо российской картины «На этой земле» Ренаты Джало о деревенском Икаре XVIII века, пытавшемся взлететь при помощи самодельных крыльев из палок и камыша, участвовала турецкая комедия «Летучий аппарат для фрикаделек» Резана Есибаса. Она тоже о вечном стремлении человека к звездам. Актер большого комедийного таланта и обаяния Назми Кырык сыграл турецкого Икара. Актерский ансамбль в целом очень хорош. Турецкая театральная школа на высоте.
По вечерам главный герой, которого тоже зовут Кырык, артистично трудится в шашлычной на оживленном перекрестке. Днем он отправляется с небольшой группой поддержки в чистое поле, чтобы полетать на парашюте. Всякий раз его останавливает полиция, с недоверием осматривает странную вертушку, напоминающую пропеллер Карлсона. Агрегат отбирают. Надежды тоже.
Только Кырык не унывает, хотя его группа поддержки постепенно редеет. Икар продолжает свои попытки подняться в небо в одиночестве. Он, подобно Одиссею, вызывает жалость у окружающих, и ему надо всем доказать, что он на что-то годен.
А пока он в глазах окружающих нелепый человек. Родственники жены его осуждают, сравнивая с неразумным ребенком. Разве взрослый может должен заниматься подобной ерундой? От отчаяния Кырык берет топор и превращает свой летательный аппарат в груду хлама.
Летать в любые времена сложно. На Земле проще. На ней стоит большинство и смотрит под ноги, не в небо. Турецкие кинематографисты лишний раз подтвердили высокое владение профессией. Кино, сделанное в Турции, как правило, приравнено к знаку качества.