Само по себе лаковое искусство – не наше изобретение. Все это пришло к нам с Запада и с Востока. Другой вопрос, что наши мастера насытили лаковое искусство русским колоритом, как у классика: “Здесь русский дух, здесь Русью пахнет”. Как формировалась русская лаковая живопись рассказывают на выставке “Формы и образы. Лаки”. Это вторая экспозиция из выставочного триптиха. Первая показывала чудеса, которые мастера и художники делали из стекла. Здесь же речь идет о промыслах, которые сформировались в Федоскино, Палехе, Мстёре, Холуе и Жостово.
Надо сказать, что выставка актуальная. Сегодня довольно модно украшать свой интерьер необычными вещами, редкими, сделанными вручную, в идеале – отражающими нашу культуру. Так что тренд на красоту. эксклюзивность и необычность бытовых предметов, выполненных ремесленниками, здесь подхватили и развили очень удачно. Экспозиция небольшая, но очень насыщенная и потребует времени, чтобы разглядеть все детали. А посмотреть действительно есть на что!
К народным промыслам стоит обратиться, когда особенно тяжело. Сейчас модно говорить “место силы”, а здесь мы по аналогии можем говорить о “вещах силы”, ведь именно народное искусство несет невероятный заряд позитива. Разве может человек, у которого не ладится жизнь, расписывать шкатулку или поднос? Да еще и в таких ярких красках? Вряд ли! Да и краски все чувствуют и прекрасно ложатся только тогда, когда они находятся в руках у человека со спокойной и светлой душой. В этом смысле каждый предмет здесь излучает невероятное тепло и добрую энергию.
Клубок лаковых красот необходимо раскручивать медленно: на первый взгляд покажется, что перед нами множество похожих друг на друга предметов – на черном фоне яркие краски. Но как примитивно и ошибочно так считать! Стоит лишь приглядеться, как вдруг нам откроются самые разнообразные сюжеты: и сказочные, и бытовые, и религиозные, и исторические, и даже современные.
Начать осмотр стоит со второго зала, где рассказывают об истоках лаковой живописи у нас. Сразу возникает вопрос: при чем тут иконы, которые занимают целую стену? Оказывается, Палех и Мстёра изначально были иконописными промыслами, и только после революции история распорядилась так, что и они переключились на шкатулки, как и Федоскино. И действительно, прослеживается общность технологии выполнения росписи икон и предметов быта. Федоскинцы писали маслом, а палешане использовали темперу, как для икон, так и шкатулок.
Есть еще один нюанс. У палешан фон черный, его они переняли у первоисточника, у восточной миниатюры. А мстёрские художники сначала делали прямоугольную картинку, где фон мог быть самым неожиданным. Небо у них сказочное – не голубое, как мы привыкли, а зеленое или, например, золотое, а облака вполне могли оказаться розовыми. Такая картинка размещалась на черной шкатулке.
Соседний зал показывает калейдоскоп сюжетов, которые мастера изображали на предметах быта – шкатулках, ларцах, пудреницах, подносах и других…По сюжетам на шкатулках (!) вполне можно изучать отечественную историю – она здесь прекрасно отражена. И война с французами 1812 года, и Великая Отечественная, парад на Красной площади, маршал Жуков… Изображали то, что волновало, что болело – откликались на события в стране. Пожалуй, от шкатулок не ожидаешь ничего сверхъестественного, ведь они нужны для того, чтобы выполнять довольно простую бытовую функцию – хранение. Но хранит такая шкатулка не только предметы, а еще и историю, и художественную мысль, и переживания художника…