Срочные новости раздела
Режиссер Али Хамраев впервые представил в Роттердаме неизвестные кадры

Режиссер Али Хамраев впервые представил в Роттердаме неизвестные кадры

Название картины связано с тем, что Сергей Параджанов просил своего звукорежиссера найти сиреневое звучание ветра. Где его только не искали, пока не пришло простое и оригинальное решение — использовать шуршание кинопленки.

«Сиреневый ветер Параджанова» снял советско-узбекский классик Али Хамраев, давно живущий в Сан-Ремо. Он мультикультурный режиссер, связанный с разными странами, в том числе и с Россией, где жил и работал. Сергей Параджанов тоже принадлежит разным народам. Тбилисский армянин, он жил и работал в Киеве, Ереване, Москве, в родной Грузии. В прошлом году ему исполнилось бы 100 лет, и Хамраев снимал фильм к его юбилею.

В 1988 году Параджанов побывал на Роттердамском кинофестивале, и это была его первая заграничная поездка в 63 года. Он только освободился из тюрьмы. В 2019 году к 95-летию со дня рождения мастера здесь показали его короткометражные фильмы, открыли выставку «Монастырь кино: Саят Нова. Дубли» в одном из соборов Роттердама, провели симпозиум с участием кинематографистов со всего мира, в том числе и основателя ереванского Музея Сергея Параджанова Завена Саркисяна, ушедшего из жизни во время пандемии. Его можно увидеть в фильме Али Хамраева.

А в 2019 году Завен рассказал в интервью «МК», как Параджанов проходил собеседование в партийной инстанции перед поездкой в Роттердам. Пришел в кепке и снимать ее отказался, объяснив: «Не могу. Это кепка Владимира Ильича Ленина. Наша семья была дружна с его шофером».

Али Хамраев 18 месяцев работал над фильмом. Накануне 100-летия друга позвонил оператору Юрию Клименко, который работал с Параджановым, и он в ответ пошутил: «Значит, нам тоже скоро по 100 лет». И они решили делать кино. Денег не было, но были друзья, и главное всегда — начать. Али Хамраев обратился к своему другу Роману Балаяну, режиссеру фильмов «Полеты во сне и наяву» и «Храни меня, мой талисман». Его сын предоставил камеру. Нужно было ехать снимать в Ереван.

Али Хамраев вспоминает: «Балаян от имени армянского народа сказал: «Будем думать». Через 30 минут куда-то отправили наши паспорта. Еще через 15 минут у нас уже были авиабилеты из Венеции в Ереван. Продюсер Гарцев Хачатрян где-то нашел деньги, оплатил квартиру, в которой мы должны были жить. Это коллективная работа нескольких стран. Параджанов принадлежит всем нам».

«Материал давался тяжело, — вспоминает Али Хамраев. — Мы спрашивали у всех знакомых Параджанова, нет ли его фотографий, видео, VHS. Случайно находили такие вещи, которые никогда не видели. Кто-то в Голландии год назад выложил запись роттердамской пресс-конференции Параджанова. Мы пытались разыскать этого человека, но не нашли. Если он вдруг найдется, приготовим узбекский плов, угостим армянским коньяком. В этом фильме всё правда, ничего не придумано. Еще многое о Сергее можно рассказать, но это сделают уже другие поколения».

Фильм начинается с кадров похорон Параджанова 25 июля 1990 года, когда тысячи людей вышли на улицы Еревана. Гроб под звуки дудука приподнимают над толпой чуть ли не до вертикального положения, как это было в сцене похорон в фильме «Саят Нова» Параджанова. Али Хамраев начинает и заканчивает свою картину одной фразой: «Я не хоронил Параджанова». Может быть, потому и кажется, что раздастся его голос.

И реальный голос Параджанова звучит: «Мотор! Торжественно! Торжественно!» — дает он команду на съемочной площадке. Потом скажет, что Горбачев нуждается в нежности, и эта фраза применима к самому Параджанову. Он был неунывающим, но очень хрупким человеком, абсолютно беззащитным, и в фильме Хамраева это так проникновенно показано. Параджанов продолжает делать заявления: «Надо рожать сейчас кинематографистов. Нужны Тарковские».

Стоит ему только сказать о том, какими артистичными были его отец и мать, как появляются анимационные кадры. В дверь родительского дома стучат люди в форме. Родители быстро складывают в ночной горшок украшения, усаживают на него маленького сына, который оказался сообразительным и громко сказал: «Мама, я какаю». Незваные гости спросят, где золото, и быстро уйдут. Запахи из ночного горшка им не нравятся.

У Параджанова масса историй про бриллианты — как ему открывали рот, заставляли их глотать, и он все детство носил драгоценности в желудке. А потом, не имея возможности снимать, якобы получал алмазы от папы римского.

Зачем Хамраеву понадобилась анимация? Захотелось освежить форму. К тому же Параджанов ему рассказывал про свое детство, про ночной горшок. Таким же образом были сделаны сцены свадьбы и тюрьмы. Жена Параджанова Светлана Щербатюк, которой не стало в 2020-м, вспоминает на экране об их первой встрече в 1955 году на балете «Дон Кихот». Ей было 16, Параджанову — 30.

Впервые Хамраев обнародовал кадры практически последнего дыхания Параджанова, снятые через замочную скважину в больнице. Президент Франции Франсуа Миттеран принял борт с умирающим Параджановым. А когда-то другой французский президент, Жорж Помпиду, приехав с женой в Киев, захотел встретиться с Параджановым. А он устроил целое представление. Когда гости подъехали к его пятиэтажке, вырубилось электричество, лифт не работал. И тогда красавцы гайдуки понесли жену Помпиду на руках на пятый этаж.

Как заметит Роман Балаян, этот человек не жил на земле, у него не было телевизора, он не читал газет. Он был где-то выше. Оператор Юрий Клименко однажды предположил, что Параджанов святой, потому что не пахнет, даже когда на съемках нет возможности помыться.

С Параджановым Али Хамраев познакомился в 1985 году, а в 1987-м принимал его в Ташкенте, хотел показать его фильм, но премьера сорвалась, приезжал к нему в Грузию. Спустя 36 лет вернулся в его тбилисский дом снимать свой фильм, побывал на 80-м Венецианском кинофестивале, где показали отреставрированную версию фильма «Тени забытых предков», который представляла актриса Лариса Кадочникова. Она рассказала о театре Параджанова, который начинался каждый вечер после съемок, когда собиралась вся группа. Хамраев в финале своего фильма поблагодарит Параджанова за то путешествие, которое благодаря съемкам ему удалось совершить.

В фильме не раз появляется Тарковский. Он прилетает в Ташкент, и Али Хамраев едет с ним в Таджикистан на выбор натуры «Сталкера».

После премьеры к Хамраеву подошел голландский студент и спросил: «Каково это — знать Тарковского?» — и услышал в ответ историю студенческих лет: «Мы же учились в одно время с Андреем. Мне пришлось его из милиции вызволять в 1957 году. Ему для съемок сцены в баре нужны были банки из-под кока-колы, и он пошел к американскому посольству, ковырялся в мусорном баке. Там его и арестовали. А я был тогда комсоргом факультета (это еще надо было как-то растолковать юному европейцу. — С.Х.), и мне ректор сказал: «Иди и выручай». Я дал 100 рублей капитану милиции и сказал: «Вы что делаете? Ребята же кино снимают». Капитан распорядился отдать им всю американскую свалку».

Когда Параджанов отбывал срок, а он трижды сидел, среди режиссеров, писавших письма в его поддержку, был и французский режиссер греческого происхождения Коста-Гаврас. Ныне 91-летний классик и до сих пор красавец приехал в Роттердам со своей новой картиной «Последнее дыхание». Она о том, как достойно уйти в мир иной. Это история про популярного писателя, который тяжело заболел. Среди врачей нашелся почитатель его таланта, и он позволил ему бывать в больнице и разговаривать с теми, кто доживает последние дни. Врач уверен, что лучше всего, когда человек умирает дома среди близких, но практикуется новый подход, когда устраиваются некие ритуалы с участием близких и актеров с песнями и плясками. Все это оказалось созвучно тому, как жил Параджанов — в каком-то бесконечном празднике, оборотная сторона которого полна тайн.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Главный герой «Патриота» Саня Кучин (Антон Жижин) за четыре сезона прошел внушительный путь от бывшего спезназовца с намерением всюду навести порядок, как он его понимает, до выпускника Академии ФСБ с
подробнее...

В этом проекте, который художник Сергей Чернов готовил несколько лет, все не случайно. Начиная с места, которое стало пространством размышления о прошлом и будущем русского авангарда. Галерея на
подробнее...

При этом "закулисная" версия, зачем вообще понадобилось писателям собираться вне очереди, гласит, что по итогам съезда председателем СПР вместо Николая Иванова, прозаика, участника Афганской кампании,
подробнее...

В залах, где расположилась выставка, удивительно тихо. Даже если и встречаешь компанию людей — они проходят от полотна к полотну молча. Заразительная беззвучность, звенящая в атмосфере экспозиции,
подробнее...

Отдельные предметы их творчества часто бывают представлены среди экспонатов на выставках, посвященных русскому авангарду. Но никогда прежде не рассматривалась в такой полноте история их отношений,
подробнее...

Низкие своды. Небольшая залитая февральским солнцем комната. Мольберт, тюбики, банки с краской вокруг, кисти, картонажные папки с рисунками послевоенных лет, на стенах — картины. Старые фотографии, но
подробнее...

Вечер организовал их сын, продюсер Иван Панфилов, с использованием технологии дипфейка, чтобы создать иллюзию присутствия своих родителей в зале. Все время звучали их монологи. Казалось, что говорит
подробнее...

Триумф американской картины «Анора» Шона Бейкера с участием российских актеров на Каннском кинофестивале, где она получила «Золотую пальмовую ветвь», до сих пор у многих кинематографистов и зрителей
подробнее...

«На последней странице первой тетрадки в рамке напечатано: «Продается в книжном магазине Ивана Васильевича Сленина у Казанского моста по 5 рублей, а с пересылкою — по шесть рублей».— Какой тираж был у
подробнее...

В первых комментариях «МК» Иванов говорил о кандидатуре советника президента уклончиво — мол, как решит съезд, так и будет, но чисто технически Владимир Ростиславович — как и любой другой член союза —
подробнее...

Любовь

20:30 13.02

А любовь, говорят. И точка. Как будто это что-нибудь объясняет.А иногда такой мордоворот!.. А с ним такая идет, очень даже ничего...А иногда — ну такая дура!.. А он и кандидат, и Шекспира в подлиннике
подробнее...

«На его месте должен быть я!» — «Напьешься — будешь». Нет, Сергей Васильевич провернул для всех еще более сложную комбинацию. Когда-то Алла Борисовна выбрала его в свои короли. Помню сюжет из 90-х:
подробнее...

За годы существования «Оскара», а это уже почтенные 96 лет, его получали русские по происхождению операторы, композиторы, художники по костюмах, режиссеры и фильмы…Первым лауреатом от СССР стал в 1943
подробнее...

В зале Шнитке Московского международного дома музыки аншлаг. Среди гостей — родные и близкие Ирины Архиповой, а также музыкальный критик и обозреватель Йосси Тавор, историк оперы Александр Матусевич и
подробнее...

Прежде чем откроется занавес, зритель успеет прочитать цитату из лекции Владимира Набокова о «Дон Кихоте», где есть глава о жестокости и мистификации. Антон Федоров поведет нас именно в этом
подробнее...

Десять лет назад, 12 февраля 2015 года, Музей русского импрессионизма представил свою первую экспозицию. Правда, тогда дело было в Венеции. Но тем не менее с этой даты здесь ведут отсчет своей
подробнее...

События сериала «Натали и Александр» разворачиваются в довольно короткий промежуток времени между сватовством поэта к юной красавице и роковым знакомством с Дантесом. Однако событий и страстей самого
подробнее...

Признаков насильственной смерти не обнаружили, но пока продолжается расследование. Джин Хэкмен когда-то служил в морской пехоте и в кино пришел, когда ему было за 30, проработал в нем более 40 лет. Он
подробнее...