Только три роли, в которых мы ее помним. Или четыре — еще такая красивая стюардесса в картине «Неподсуден» с Олегом Стриженовым. Конечно же, и «Бриллиантовая рука», и «Семнадцать мгновений весны», и «Место встречи изменить нельзя». Ее там так немного, но запомнилась на всю жизнь. Это же уметь надо!
Незадолго перед ее уходом они, кто еще был жив, собирались в программе «Сегодня вечером», вспоминали Гайдая, и жена его (разве можно сказать «вдова»?) Нина Гребешкова как-то вдруг невзначай, впроброс — Светличной: «Ты так это сыграла — все подумали: вот твоя настоящая профессия!» Гребешкова пошутила, Светличная посмеялась… Но действительно взгляд не оторвать от этих глаз с поволокой, от этих замечательных форм, едва прикрытых мини-бикини-68. Даже Папанов был просто ослеплен, помните? А Никулин? И мы все, вся страна.
Ну а потом, в «Мгновениях…», небольшая роль Габи, где она стала чуть старше. Но те же глаза с поволокой… Она любит Штирлица безответной любовью, а он ее - нет, потому что он любит только стариков и детей… А еще раз в 20 лет встречается пронзительным взглядом на удаленке, на дистанции, с женой в кафе «Элефант».
Ну, и в «Месте встречи…» — и те же глаза напротив, и та драматическая сцена с Высоцким, другом по жизни.
Вот так, ролей-то всего чуть-чуть, немного совсем, а без Светличной уже не представишь ни нашу жизнь, ни наше кино. И вышла замуж она после ослепительной, умопомрачительной вспышки, глядя в упор на мировую звезду Владимира Ивашова, ставшего этой звездой всего-то в 19 лет после «Баллады о солдате». Говорят, она взяла и женила его на себе, а он, конечно, не устоял. Опять вспоминаю Папанова: «А ты бы устоял перед такой женщиной?!»
Какая красивая пара! Но дальше — кино, переходящее в жизнь. Больше такой роли у Ивашова никогда не было. Был ли он счастлив с ней? Глядя в его трагические глаза в конце жизни, скорее нет, чем да. Не нам судить. Просто она была из тех женщин, которые «любили летать по ночам» (цитата из одного израильского поэта-исполнителя, которого нельзя называть).
Он страдал, если за окном темно,
Он не спал, на ночь запирал окно,
Он рыдал, пил на кухне горький чай
В час, когда она летала по ночам.
А потом поутру она клялась,
Что вчера это был последний раз,
Он прощал, но ночью за окном темно,
И она улетала все равно.
Это все про нее, про Светличную. И про Ивашова. А дальше… Смерть младшего сына в 35 лет. Смерть мужа в 55. И со старшим все не так… В 90-е кончилось кино, она продавала какую-то обувь, убиралась у богатых соседей. Владимир Ивашов пошел трудиться на стройку разнорабочим. Потом ее стали приглашать на ток-шоу, и она относилась к этому так серьезно, артистично, навзрыд, будто это новая ее роль. И играла себя в реале, и откровенничала, как просили, жаловалась на жизнь. И не унывала никогда при этом. Эти шляпки, наряды, романы с молодыми людьми. Она давала пищу журналистам, да, но и сама впитывала эту жизнь наотмашь, залпом, какие уж там годы! Она продолжала летать по ночам.
И вот такая же, как она, один в один, Рената Литвинова (да, опять Рената, как ее забудешь?) позвала на свой фильм сыграть себя, но другую. Это «Богиня: как я полюбила». И еще Рената и Светлана сыграли в дочки-матери в голландском кино «Девушка и смерть».
Потом она ушла, не зная, куда, почему и зачем. Просто ушла и не вернулась, и это тоже была ее роль, последняя. И это было абсолютно в ее характере, стиле — при чем здесь старость? Такая яркая, как ожог от солнца, как звезда. И без нее, без Светланы Светличной, даже не представишь нашу жизнь.