Как и предрекал Эминем еще в ноябре, большинство заметных номинаций досталось Кендрику Ламару, за которого он искренне болел. Рэпер Ламар стал главным победителем вечера, завоевав пять наград: «Запись года», «Песня года», «Лучшее рэп-исполнение» и «Лучшая рэп-песня» за песню «Not Like Us», которая также победила в номинации «Лучшее музыкальное видео». Выглядит этот рэп совершенно по-новому – без золотых цепей и ужасающей роскоши с кучей полуголых девиц вокруг бассейна. Картинка вычищена до блеска – только черно-белые одежды у героев, все отглажено и максимально очищено, как для рекламы стирального порошка. Над клипом поработали художники, измерив и расчертив каждый белоснежный кадр. Но присутствуют здесь и групповые съемки разноцветной толпы, кричащей разные строчки песни. «Они не такие как мы», - повторяет исполнитель. Кто эти «они» и кто эти «мы»?
В песне присутствует некоторое противопоставление настоящих, реальных исполнителей, жителей улиц и липовых авторитетов, которые делают деньги, искусственно пробиваясь наверх за счет связей. Все та же старая война между «тру» (типа, настоящими) рэперами с улиц и «не тру», немного пугающий текст с элементами угроз, разоблачений и разборок между городами и кланами, и зомбирующий ритм. Заканчивается видео тем, что Ламар лицезреет белую сову в черной клетке – это художественный образ его идеологического врага рэпера Дрейка, противостоянию с которым и посвящен трек. Песня, вышедшая изначально как ответ на нападки Дрейка, стала популярной и вышла за пределы своих задач. Трек поднимает настолько наболевшую у публики тему беспредела рэперского криминала, что он стал выражением мнения поколения. Таким образом «Грэмми» поддержала тенденцию различения между рэпом как музыкой и рэпом, как романтического прикрытия действий американских уголовников.
Вполне ожидаемой сенсацией вечера стала «оглушительная» по меркам американской прессы победа Бейонсе. Вместе с тремя полученными статуэтками у артистки и так уже целых 35 премий за прошлые годы. Поэтому дело не в количестве статуэток, а в сломе изначальных американских шаблонов. Впервые за свою карьеру она выиграла в номинации «Альбом года» с громким релизом, «Cowboy Carter», который насыщен коллаборациями. Также Бейонсе наградили за лучший кантри-альбом и лучший кантри-дуэт вместе с Майли Сайрус в треке «I Most Wanted». Для Бейонсе это был хоть и не первый, но очередной настоящий триумф, потому что победа в ковбойском жанре белых (кантри) для афро-американской певицы событие пока еще неординарное. Расовое противостояние прошлого до сих пор активно влияет на культурные события в Америке, и ситуация с Бейонсе это красочно иллюстрирует.
Стиль кантри в Штатах чуть ли не популярнее исконно «черных» рэпа и r’n’b, это отдельная индустрия, в которой крутятся колоссальные деньги. На них-то и нацелилась Бейонсе, нацепив для релиза альбома белую ковбойскую шляпу. В свое оправдание она рассказывала в интервью историю стиля кантри, мол, по некоторым версиям родился он из трудовых песен, которыми утешались на плантациях негритянские рабы в прошлые столетия. Нужно ли говорить, что не все американские ковбои согласны с новой интерпретацией их фактически народной музыки… Но реальность такова, какова есть – лучший кантри-альбом у старательно отбеливающейся афро-американской певицы, а не у шаблонной и мега популярной Тейлор Свифт, которой в этом году вообще ничего не досталось. Скандаль, однако!
Бейонсе появилась на премии в длинном золотом платье, сплошь расшитом камнями и пайетками. Она олицетворяла собой главный тренд в одежде в этот вечер: девушки чуть ли не через одну появлялись в вечерних платьях в пол разных оттенков золотого и оливковых цветов. Даже модница и тусовщица Пэрис Хилтон ничем не выделялась из толпы в своем струящемся золотом платье с белой накидкой. Сильнее всех отличилась Бьянка Цензори, супруга Канье Уэста, она пришла в настоящем прозрачном «голом» бежевом платье, то есть, фактически без него. Герои знаменитой «голой вечеринки» нервно закурили. После активного фотографирования звездная пара покинула мероприятие, по слухам, не без просьб охранников порядка. Еще одной сенсацией ковровой дорожки стал актер Джейдон Смит, сын Уилла Смита, который появился на звездной тусовке с черной коробкой в виде средневекового замка на голове. Это украшение называется «Вампирский замок» и было создано по индивидуальному заказу актера за 4500 евро. Бренд, изготовивший нашумевшую коробку, похвастался этим в соцсетях. Но публика тут же довольно агрессивно высмеяла эту шляпу и самого актера в комментариях. Не Мелания Трамп, в общем…
Еще одна сенсация вечера – 26-летняя Чаппел Рон, победительница в номинации «Лучший новый артист», появилась на красной дорожке в винтажном платье от Готье коллекции весна-лето 2003 года. Помощница то и дело взбивала ее объемный подол из желтого фатина с принтами танцующих балерин, голубые и желтые ленты лифа тоже беспрестанно поправлялись, голубой шарфик на шее расправлялся, чтобы на фото все получилось идеально, ведь эта девушка должна была быть главным событием мероприятия. На ярко-рыжей кудрявой голове восседала шляпка с голубыми желтыми перьями, а на руки певица натянула длинные голубые капроновые перчатки, правда, на кончиках пальцев видимо, предусмотрены дырки, то и дело певица демонстрировала ультра-модные длинные и острые ногти-когти коричневого цвета. В оригинале у Готье перчатки предполагались шелковые и ногти через них не просматривались, но время берет свое и приходится хоть как—то актуализировать винтажный образ. Наряд кукольный, как артистка и любит. Выступала на шоу она в другом виде: в номере на песню «Pinck Pony Club» скакала на огромном розовом пони в блестящей ковбойской шляпе, расшитой пайетками и в купальнике, а премию получала уже в третьем наряде – сером коротком платье из тафты и в сказочном колпачке волшебницы с желтой фатой, которая свалилась в итоге с головы. Тоже не Мелания, у той все держалось как влитое до последнего…
Похожая на яркий взрыв Чаппел, как и свойственно самородкам, совершенно не укладывается в общую картину американского мейнстрима и постоянно демонстрирует свой отличный от остальных взгляд на мир, особенно на визуальную его составляющую. В отличии от родившейся с золотой ложкой во рту ультра-депрессивной и анти-сексуальной Билли Айлиш, потеснившая ее на пьедестале молодых исполнительниц Чаппел Рон, по паспорту Кейли Роуз Амштуц, родилась в бедной семье в трейлерном городке, по три раза в неделю посещала церковь и мечтала стать артисткой. С 11 лет она атаковала различные конкурсы и еще учась в школе стала рассылать свои записи по студиям звукозаписи. Музыкальная карьера давалась ей непросто, первые песни популяризовать и монетизировать не удавалось, но она не отчаивалась и все деньги, заработанные на подработках бариста или няни, пускала на новые записи. В итоге ее дебютный альбом 2023 года «The Rise and Fall of a Midwest Princess» привлек внимание музыкальных критиков, а сингл «Good Luck, Babe!», вышедший в апреле 2024-го, стал прорывом в ее карьере. Благодаря ему она и ворвалась в целых шесть номинаций на «Грэмми» сразу. В своей речи победителя девушка рассказала о том, как тяжело было найти работу в пандемию, как страшно жить без медицинской страховки и как трудно начинающим музыкантам пробиваться к своему успеху, стараясь привлечь внимание индустрии к тяготам и страданиям начинающих артистов.
Чаппел Рон при этом далека от мрачной и жуткой эстетики Леди Гаги, королевы сценического абсурда последних 10 лет. Новая супер-звезда вводит в моду жизнь в ярких цветах и веселый бурлеск. Рон использует кукольный образ: выбеленное лицо с ярким макияжем, фиолетово-желтым веки накрашены до самых бровей, как в начале 90-х, и нарисованы тонкие ниточки бровей. Артистка вдохновляется куклами Братс, которые отличаются от Барби большой головой и более ярко выраженным макияжем.
Леди Гага, кстати, не осталась совсем без награды, ее отметили статуэткой за дуэт с Бруно Марсом «Die with a Smile». А во время шоу на церемонии Гага и Марс, вновь объединившись, исполнили кавер на «California Dreamin» группы «The Mamas & the Papas».
Порадовала старая рок-н-ролльная гвардия. Во—первых, группа «Битлз» внезапно вернулась в лидеры индустрии. Легендарная ливерпульская четверка была награждена за «лучшее рок-исполнение», хоть и без присутствия ни одного из двух оставшихся в живых «битлов» за песню Джона Леннона с доработкой Пола Маккартни «Now and Then», впервые вышедшую на расширенном «памятном» сборнике группы в конце 2023 г. Впервые Маккартни исполнил ее вживую 1 октября 2024 года во время своего тура. Во-вторых, группа The Rolling Stones получила статуэтку за «лучший рок-альбом» со свежей пластинкой «Hackney Diamonds».
Среди других многократных обладателей «Грэмми» - лидер группы St. Vinsent Энни Эрин Кларк. Она получила статуэтку за лучшую рок-песню «Brocken Man» - перформанс в альтернативном стиле и лучший альтернативный альбом. До этого она уже получала «Грэмми» трижды, но никогда так щедро не была номинирована и награждена, как в этот раз.
Сьерра Феррел выходила на сцену в своем белом платье принцессы фей с магическим жезлом четыре раза, став одним из лидеров церемонии. Музыка артистки — это смесь винтажных и современных влияний, сочетающая в себе классическое кантри, цыганский джаз и эмоциональную глубину народных баллад.
Главной модной тенденцией вечера стали сверкающие ткани, стразы, пайетки и искусственные камни, которыми должен быть полностью расшит не только женский, но и мужской костюм. Длинные накидки и шлейфы девушек многочисленным помощницам приходилось художественно расстилать на полу. Из-за объемности и длинны нарядов далеко не все гостьи могли передвигаться без посторонней помощи. Местами праздничная толпа селебрити выглядела собранием гостей костюмированной вечеринки, посвященной средневековью, с его сказками про принцесс и волшебниц. Войдут ли эти излишества в массовую моду – покажет время, но было бы забавно.
Ну, и главное – к счастью, ничего не погорело, как это нынче водится в Лос-Анджелесе…
Смотрите фотогалерею по теме