Символом фестиваля является тигр. Где-то вручают золотых и серебряных леопардов, львов и пантер, а в Роттердаме символом фестиваля многие годы остается тигр. Победителям основного конкурса, представляющим свои первые и вторые фильмы, он и вручается.
Сменилось руководство фестиваля, а ротация здесь происходит постоянно, и тут же появился новый образ тигра. Почти каждый новый директор начинает с такого рода перемен, но кое-что сохраняется на протяжении лет. Так, всех прибывающих в Роттердам в фестивальные дни встречает на вокзале плоская и круглая, как колесо, тигриная голова, которая абсолютно не напоминает о хищном начале дикого зверя.
В основном конкурсе российские картины и в прежние годы были редкостью. Зато в параллельных секциях они всегда были ярко представлены. Теперь их тоже нет. Зато в другой конкурсной программе «Яркое будущее», как уже ясно из названия, представлены фильмы молодых режиссеров, вселяющих надежду на их дальнейшую карьеру. К ним отнесли и ученицу Алексея Учителя Ренату Джало с черно-белым фильмом «На этой земле».
Он посвящен создателям первых летательных аппаратов, вечному стремлению человека подняться в небо. Действие происходит в русской деревне конца XVIII века, весьма условной. Искать исторической точности не стоит. Икаром там оказался беглый крестьянин, создающий механические крылья из палок и камыша и бесстрашно прыгающий с крыши, вызывая непонимание и злобу у жителей деревни.
Он чужак с сомнительным прошлым. Доверия к нему нет. Старухи называют его Антихристом. Вслед ему кидают камни. «Жалко, что не разбился, и проблем бы не было» — так говорит сидящий при лучине темный народ после того, как очередной полет беглого парня окончился падением. Вряд ли так говорили когда-то крестьяне. Их язык и интонация в фильме Джало излишне современны: «Ты что делаешь, сынок, что творишь?», «Ты слышишь меня?». И это тоже условность в лучшем случае, если не проблема редактуры.
Мужики, чтобы пресечь полеты, сжигают крылья. Дремучий народ. Все ему грезится, что именно чужак принес им беды и болезни. Старухи жалуются, что голод будет, а урожая не будет. Одна из сестер-близнецов покрылась волдырями.
Прослышали о летуне господа в париках, со скукой рассуждающие про грязь в деревне и волшебный помидор величиной с ребенка. Они приехали посмотреть собственными глазами на деревенское чудо и готовы пришлому крестьянину даровать свободу, коли сможет полететь.
Главные роли сыграли Александр Александров, близнецы Виктория и Марина Снятковы. Много незнакомых лиц. Прекрасный питерский актер Олег Рязанцев из театра Льва Додина появляется в роли заезжего скомороха, как его тут называют, чтобы дать деревенскому люду представление Петрушки.
В Роттердаме картину Ренаты Джало сравнивают с фильмами Андрея Тарковского, с «Андреем Рублевым» — слишком много ассоциаций с ним. Рената Джало говорит, что фильма не видела, что удивительно для выпускницы ВГИКа.
Как бы то ни было, она оказалась талантливым режиссером, что стало очевидно уже после ее документальной картины «Ленечка» о композиторе Леониде Десятникове, который раскрылся неожиданно и оказался не бронзовым постаментом, а чувствительным и в чем-то даже обыденным человеком.
В программе «Большой экран» участвует картина «Оренда» финского режиссера старшего поколения Пирью Хонкасало, сделанная в копродукции Финляндии, Эстонии и Швеции. Когда-то она снимала фильмы об Ингмаре Бергмане, под влиянием которого находится до сих пор. Ее новый фильм появился на свет после долгого молчания: начиная с 2012 года Пирью не снимала. Ее картина также отсылает к Тарковскому, который тоже вел бесконечный внутренний диалог с Бергманом.
Главная героиня — оперная певица Нора, недавно ставшая вдовой, — приезжает на удаленный остров, где, подобно Бергману, уединенно живет вторая героиня — пастор Наталья. Рядом с ней только подросток с космическим, неземным взглядом. Лишенный компании ровесников мальчик сооружает из дерева крылья и, расправив их, носится вдоль берега моря, готовый в любой момент взлететь. Звучит музыка Баха, пылают сухие деревья — ассоциаций с Тарковским не избежать.
«Оренда» излишне декоративна, хотя есть в ней восхитительной красоты кадры. Нору сыграла Алма Пёюсти — звезда «Опавших листьев» Аки Каурисмяки, выдвигавшихся в прошлом году на «Оскар». В какие-то моменты она напоминает Николь Кидман в ее еще естественной красоте. Пастор Наталья исполнит на русском языке романс «Гори, гори, моя звезда», упомянет в разговоре «Братьев Карамазовых» Достоевского. 74-летний режиссер из соседней страны хорошо знает русскую культуру.
Как-то на Венецианском кинофестивале показали аж три фильма про анатомический театр. Деревянные крылья — такая же диковина. Когда случаются подобные совпадения, фестивальные отборщики не отвергают фильмы, в чем-то повторяющие друг друга, напротив, презентуют как тенденцию.