В относительно новой конкурсной программе участвует дебютная российская картина «На этой земле» ученицы Алексея Учителя Ренаты Джало, и ее первый показ уже состоялся. Отборщиков привлекла ее черно-белая лента, близкая по духу картинам Тарковского, рассказывающая о глубинной народной жизни.
Состоялся и первый показ якутской картины «Легенды вечных снегов» Алексея Романова. Сын кузнеца, он окончил режиссерский факультет ВГИКа, где его мастерами были Сергей Герасимов и Тамара Макарова. Это был их последний курс. Свой фильм Алексей Романов снимал при минус сорока градусах, благо в Якутии уже была весна.
Это мистическая драма о том, как к богатому и немолодому князю везут сквозь непроходимые леса и снега молоденькую невесту, мечтающую об одном – как бы сбежать от нелюбимого жениха. На экране необыкновенной красоты кони, утопающие в снежной пене. Актерам приходилось пробираться через двухметровую толщу снега. Работу над фильмом Алексей Романов начал еще в студенческие годы. Спустя десятилетия он смог к ней вернулся вновь.
Еще одна картина, показанная в самом начале фестиваля, - «Сиреневый ветер Параджанова» советско-узбекского классика Али Хамраева. Он живет в основном в Италии и Узбекистане, но и в Москве периодически бывает и работает. В Роттердаме он человек известный. Его картины участвовали несколько лет назад в программе вестернов. Параджанов для Роттердама – фигура значимая. Это был первый международный фестиваль, на котором он побывал, выйдя из заключения. Сам город произвел на Параджанова такое сильное впечатление, что он назвал его самым красивым городом в Нидерландах, чем ошарашил голландцев, поскольку Роттердам в годы втор мировой войны был полностью уничтожен. От былого величия остались собор и мэрия.
Первый показ на фестивале начинаются с 6 часов утра на вокзале, идет весь день до 23.59. 13-минутная южно-корейская видеоинсталляция «С Новым годом!» сделана из сувениров, заполняющих прилавки всех городов мира. При помощи кукольного мира авторы попытались рассказать о том, что с нами происходит.
Начинается инсталляция с воспоминания о взрыве бомбы в Индии в 1974 года, которая разнесла статую Будды. На экране мы видим его маленькую фигурку, основательно покалеченную с игрушечном мире. Далее упоминается серия других происшествий и терактов от Японии до Саудовской Аравии. Детский самолет залетает в окно. Замертво падает белый слон. Корова пытается плыть в море. Безумие поглощает мир. Крутится колесо обозрения. Сверху венчает это все голова Статуи Свободы.
Пассажиры, прибывающие в Роттердам отправляющиеся куда-то дальше, заходят в импровизированный кинозал, стоя смотрят фильм. Его авторы попытались в 13-минутный сюжет вместить все беды мира – войны, климатический кризис…
Инсталляции разного толка в Роттердаме показывают постоянно. В прежние годы можно было забронировать отель, сделанный на скорую руку из какой-то фанеры, и провести в нем только одну ночь. Номера разлетелись мгновенно.
Одна их программ фестиваля посвящена Кате Раганелли, уроженки Сплита, тогда же бывшего частью Австрийской империи. Она начала режиссерскую карьеру на телевидении и в документалистике в 1970-е. Авторы программы ставят ее имя в один ряд со знаменитой Аньес Варда.
Раганелли снимала фильмы о первых женщинах – режиссерах. В Роттердаме покажут несколько ее картин, включая ту, что посвящена первой женщине, которая стала режиссером, сценаристом и продюсером, говоря современным языком, француженке Алис Ги Бланше (1873-1968), Она организовала собственную студию, снимала кино, начиная с 1896 года и вплоть до 1920-х.
Она была стенографисткой и секретарем улегендарного кинопромышленника Леона Гомона, в компании которого и попробовала свои силы в кинематографе. Позднее Бланше переехала в США и там продолжила экспериментировать в области монтажа и изображения. Какое-то время она была абсолютно забытой фигурой, и до сих пор многие ничего не знают о ее деятельности. Так что роттердамская ретроспектива станет настоящим открытием.