В режиссуру Сурикова пришла, когда эта профессия считалась исключительно мужской. Но у Аллы Ильиничны оказалась крепкая рука и мягкая сила, способная горы свернуть. За долгие годы в кино она сняла всенародно любимые фильмы: «Человек с бульвара Капуцинов», «Будьте моим мужем», «Искренне ваш...», «Хочу в тюрьму», «О любви в любую погоду», «Московские каникулы»… А теперь Алла Ильинична лишний раз доказала, что она — настоящий режиссер, великолепно и вовремя организовав прощание с любимым домом.
Народу собралась тьма. У входа в Дом кино выстроилась огромная очередь. Студентов Суриковой пропускали по отдельному списку через служебный вход. Зрители сидели на ступеньках, стояли в проходах. Давно такого не было. Многие пришли проститься с Домом кино, поскольку это был заключительный творческий вечер перед сносом.
«С 1 февраля перестает существовать Дом кино. Этот дом был моим домом и многих моих друзей, коллег, товарищей. Здесь мы встречались, здесь проходили наши премьеры. Здесь мы влюблялись и разводились. Здесь мы показывали наши фильмы», — с этих слов Алла Сурикова и начала свой вечер.
Ее первый показ на этой сцене — «Суета сует» — состоялся в самом конце 1970-х. В первую половину вечера Алла Сурикова показала фрагменты из некоторых своих картин, комментируя их появление. «Я посчитала. У меня 24 названия. Все показать невозможно», — говорила она, сопровождая воспоминания о съемках чтением своих стихов.
Вечер Сурикова назвала «Кино — волшебная отрава…» и провела его вместе с режиссером и президентом Гильдии кинорежиссеров России Николаем Лебедевым. Сурикова вспоминала свои фильмы, актеров, с которыми работала, а это цвет отечественного кино — Андрей Миронов, Ролан Быков, Наталия Гундарева, Армен Джигарханян… Она снимает разные комедии — какие-то у нее грустные, какие-то повеселее. Они почти всегда с оттенком легкой печали.
Поприветствовать героиню дня и потенциальную юбиляршу пришли актеры Ольга Кабо, Сергей Степанченко, композитор Григорий Гладков, каскадер и актер Александр Иншаков, саксофонистка Вероника Кожухарова, когда-то обучавшая Максима Аверина игре на инструменте перед съемками фильма «Любовь и Сакс».
Алла Сурикова показала свою короткометражку «Королева», где героиня Марии Мироновой прямо за рулем приводит себя в порядок. «Я сняла этот фильм про себя, — призналась Сурикова. — Думала, что мои студенты это сделают, но в итоге пришлось самой». Она также показала свой клип «Леди Гамильтон» с молодым Николаем Караченцовым. А зрителям, задавшим лучшие вопросы, подарила свою книжку «Мои стишата».
Вечер проводили люди, проработавшие в Доме кино по 30–50 лет. Многие едва не плакали — как легендарный хранитель дома, старший инженер по кинопоказам Юрий Леечкис. Они вышли на работу, хотя уже уволены, потому что это был последний осколок их славной творческой жизни.
Много лет Никита Михалков добивался сноса Дома кино, прельщал рассказами о том, как счастливо заживут кинематографисты в новом здании, которое появится на месте прежнего. Наконец, все это стало возможным, хотя самому Михалкову, который в этом году отметит 80-летие, новостройка вряд ли нужна. Но за его спиной стоят люди со своими интересами, вклад которых в кино равен нулю. Они хотят возвести на месте ЦДК многоэтажный дом с апартаментами, обещают обустроить два зала — на 700 и 300 мест — взамен нынешнему на 1100 мест.
Апартаменты они, может, и построят, а чем будут оснащать кинозалы? Современное кинооборудование стоит огромных денег. Зато теперь по зданию то и дело ходят представители солидных структур и ведомств, присматриваются, что можно позаимствовать.
Алла Сурикова стала одной из первых, кто публично привлек внимание к гибели Дома кино. В соцсетях она объявила поэтический флешмоб, опубликовав стихи своего внука Николая «Прощай, любимый Дом кино…», и предложила продолжить инициативу.
СПРАВКА "МК"
Дом кино открылся 4 мая 1934 года в Москве на Васильевской улице в здании Алексеевского народного дома (так его назвали в честь сына Николая II) по проекту архитектора Владимира Сероцинского (1906). В годы Первой мировой войны там размещался госпиталь, а после Октябрьской революции трижды выступал Ленин.
Идея создания киноклуба принадлежит кинорежиссеру Сергею Эйзенштейну. Оттуда и идет история нынешнего Центрального Дома кино. Он не раз менял прописку, но не исчезал, как это произойдет теперь (запасного аэродрома никто не обеспечил).
В здание на Васильевской Дом кино вернулся в 1968 году, когда рядом с историческим построили нынешнее здание по проекту архитектора Евгения Стамо. Тогда же передали витраж Фернана Леже 1951 года — дар Нади Леже. Судьба витража, установленного в холле, особенно волнует кинематографистов и зрителей. К нему в эти дни не подойти: желающих сфотографироваться на память много.
Смотрите фотогалерею по теме