Срочные новости раздела
Розовский предложил свою версию сценического воплощения рассказа Чехова о коварстве женщин

Розовский предложил свою версию сценического воплощения рассказа Чехова о коварстве женщин

Соображение здравое, но есть проблема, и ее прекрасно понимают оба уважаемых спикера: рассказы Чехова — это идеальное воплощение понятия «малая проза», историю «Дамы с собачкой» Антон Павлович рассказывает буквально на нескольких страницах — но на сцене того же Губернского театра спектакль по рассказу идет полтора часа. И эту «нехватку» пространства и времени чем-то нужно компенсировать.

В «чеховском триптихе» Марка Розовского, о первых двух спектаклях которого писал «МК» («Душечка» и «Попрыгунья»), проблема решается путем «смены жанра». Худрук театра «У Никитских ворот» предлагает публике мюзиклы, в которые органично вплетает песни на стихи Юрия Ряшенцева, сочинившего всю поэтическую составляющую фильма «Д’Артаньян и три мушкетера», и/или ряд созвучных эпохе романсов. В качестве рефрена во всех трех спектаклях звучит шуточная песенка о женском коварстве:

О, от женщины жди всякий раз не беды, так причуды.

И тем злее беда, чем заманчивей блеск ее глаз.

Берегись поцелуев ее! Поцелуи Иуды

безобиднее женских не в сотню, а в тысячу раз!

А в завершающую триптих Розовского постановку «Анна на шее» вплывают еще и образы с картины «Неравный брак», что стоит признать удачным ходом, потому что пользователи Сети буквально растащили шедевр Василия Пукирева на мемы.

И опять-таки — тему обыгрывает Ряшенцев, саркастически упоминая живописца:

Неравный брак… Невестин взор таит обиду.

Неравный брак. Но он неравен только с виду.

Тут пара минимум равна:

приносит молодость она,

а он ей — деньги и почет, а то и свиту.

Да, старый муж до красоты и стати лаком.

Так что ж, за то его клеймить позорным знаком?

Ей-ей, не стоит добрых слов

плохой художник Пукирев,

назвавший мнимый свой шедевр «Неравным браком».

Когда главные герои — степенный Модест Алексеевич (Александр Масалов) с церковной свечой в руках и Анна (Алиса Тарасенко) в подвенечном платье — взбираются на псевдоантичную тумбу, зрители «угадывают» картину, выступающую в данном случае ключом к пониманию произведения.

О'кей, Анна — девушка из бедной семьи, вышла замуж за «пожилого, неинтересного господина» при деньгах и должности, ее можно было бы назвать содержанкой, но с поправкой на обязательность венчания в XIX веке — если бы и у Чехова, и в спектакле не было четко указано на ее сексуальное отвращение к супругу; и если бы Анна, которая изначально «повисла на шее», не взяла мужа в оборот и не стала главной в этом «неравном браке» — неравном теперь уже для самого Модеста Алексеевича.

И вот что важно. При всей недетскости спектакля (все-таки он — об отношениях Мужчины и Женщины) как раз школьникам, пришедшим в театр с молодыми родителями, он многое может объяснить. Подростки (заявленный возрастной ценз — 16+, но я бы пускал на спектакль с двенадцати лет или с десяти) как минимум узнают, что была такая табель о рангах, приводившая к гармонии русское общество, где вертикаль власти выстраивалась от вашего благородия до вашего величества:

Табель о рангах — она как мелодия,

В ней никакого дурного любительства:

Этому — Ваше Высокородие.

Этому — Ваше Превосходительство.

А сцена, где Его сиятельство (Валерий Шейман) появляется на благотворительном базаре в мундире с красной лентой и орденом — и его окружают показным слащавым обожанием, — напомнила бы им и проиллюстрировала уже знакомый школьникам рассказ Чехова «Толстый и тонкий». И тогда спектакль стал бы еще одним кирпичиком в огромном здании «собственной картины мира», которую все мы строим всю жизнь.

И здесь я возвращаюсь к «наивному» вопросу, который задавал в прошлых попытках осмыслить попавшие в поле моего зрения спектакли. Он звучит так: зачем делать новые версии «Анны на шее» или «Скамейки» Александра Гельмана, если есть канонические фильмы/спектакли? И если никто Аллу Ларионову и Владимира Владиславского или Татьяну Доронину с Олегом Табаковым не переплюнет? Ответ прост: они нужны новому поколению читателей и зрителей, которые и Чехова, и Льва Толстого, и даже Пушкина — представьте себе — в какой-то момент открывают впервые.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Думается, какие-то угрозы со стороны недоброжелателей, финансовые проблемы, отмены концертов у Полунина действительно были. Но вот их масштаб, явно, сильно преувеличен… Разумеется не специально. Не
подробнее...

В премьерном спектакле «Далеко-Далеко на Востоке» - все краски Востока и Азии: многослойные халаты с роскошными подкладками играют всеми цветами, высокие головные уборы, украшенные камнями, сверкают в
подробнее...

Театр «Шостакович Опера Балет» в эти предновогодние дни сделал подарок не только зрителям Самары, где состоялась премьера балета, но и любителям балета и музыки Петра Ильича Чайковского во всем мире –
подробнее...

Отменять и переносить спектакль пятого числа не стали — его сыграют в память об Александре Борисовиче.Как сообщают в пресс-службе Театра Гоголя, скоропостижный уход артиста связан с проблемами с
подробнее...

Ситуация с выходом на экраны кинотеатров фильма «Сердца четырех» сложилась неординарная.Работа над картиной была полностью завершена еще в начале 1941 года. 20 февраля комедии дал «добро»
подробнее...

Элитная злаковая культураНачать можно с главного, - хотя и неодушевленного – действующего лица.Речь пойдет о дамском аксессуаре, из-за которого и закрутились все события в фильме.Соломенная шляпка
подробнее...

Николай Римский-Корсаков: смелость отказаться от привычногоКак и другие «кучкисты» (члены «Могучей кучки» - М. Ч.) Николай Римский-Корсаков по своей основной специальности не был музыкантом. Он
подробнее...

В одной номинации с Юрой Борисовым были представлены:  Киран Калкин с фильмом «Настоящая боль» - он и победил, а также Эдвард Нортон - «Совершенный незнакомец», Гай Пирс – «Бруталист», Джероми Стронг
подробнее...

События фильма сосредоточены на периоде между 1961 и 1965 годами, когда произошло преображение Боба Дилана в большую звезду. В хронологическом порядке появляются люди, которые помогали ему на этом
подробнее...

Премьера альманаха состоялась на главном анимационном фестивале во французском городе Анси, который  называют анимационными Каннами.  Фильм  состоит из  пяти сказочных  и очень неравнозначных  новелл.
подробнее...

Съемки начались в декабре в Подмосковье, а продолжились или еще продолжатся в Карелии, Ленинградской и Липецкой областях,  точнее в историческом поселении Сельга, деревне Мандроги, горном парке
подробнее...

Еду на такси по Чистым прудами в СТД (Союз театральных деятелей), где слушаю  курс по музыкальной критике. Город в огнях  – есть на что посмотреть. Водитель на светофоре   перещелкивает радиостанции.
подробнее...

Возросшая творческая и сценическая активность Доэрти вновь привлекла к нему внимание прессы. После того, как он в 2022 г. написал мемуары, а в 2024-м выпустил откровенный фильм о своей жизни на
подробнее...

Леонтьев по традиции работал с балетом и продемонстрировал изумительную форму, двигаясь наравне с своими музыкантами и показывая акробатические трюки. Артист несколько раз сменил костюмы, позволяя
подробнее...

Год назад триумфатором «Золотого глобуса» стала драма «Оппенгеймер» об отце атомной бомбы Роберте Оппенгеймере, получившая пять наград. В секции «комедия-мюзикл» тогда победила картина
подробнее...

Эту простую и жесткую, как сама жизнь, историю Брусникина начинает с «Вечернего звона». Прям как у Шукшина, где его пел хор рецидивистов в Российской колонии. У Марины Брусникиной его поют все
подробнее...

Как выяснил “МК”, во втором часу дня 66-летний заслуженный работник культуры РФ вышел из своего кабинета и в коридоре упал без сознания. Лежащего на полу человека увидели сотрудники театра и тут же
подробнее...

Праздничным шествием по улицам города завершился Всероссийский фестиваль уличных театров в Кирове. Более пяти тысяч человек вышли в в мороз, среди которых — Вятская птица счастья, снегурочки и другие
подробнее...