Срочные новости раздела
Дорога жизни в театр: в «Геликон-опере» прошел концерт в годовщину  освобождения Ленинграда

Дорога жизни в театр: в «Геликон-опере» прошел концерт в годовщину освобождения Ленинграда

В театральном фойе «Геликона» переговариваются две дамы:

— Ну как же тут красиво! Все на высоте!

— Потому что тут всегда праздник!

Да, праздник. Но на этот раз «со слезами на глазах». В день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады здесь представили совершенно особенный концерт. «Геликон» чтит великих певцов — об уважительном отношении театра к Елене Образцовой, Ирине Архиповой и многим другим артистам знают все. Но в этот раз отдали дань памяти героическим коллегам из Петербурга. Концертную программу назвали «Остров радости», посвятив ее беспримерному подвигу артистов Ленинградского театра музыкальной комедии в годы блокады Ленинграда. Его историю рассказал ведущий Сергей Майоров. А концертную программу составили хиты оперетты, которые звучали и тогда, в годы блокады, в здании Музкомедии на Итальянской, 13, а затем в Александринском театре, куда труппа была вынуждена переехать, когда их театр-дом разбомбили.

8 сентября 1941 года, когда немцы отрезали Ленинград от страны, при полном аншлаге в театре давали «Летучую мышь». Штраусовский хит заглушал звуки налетов, и здесь, на этом «островке радости», для зрителей продолжался праздник. Причем радости не мешало ничто, даже артобстрел, который начался в антракте. К зрителям вышел администратор и попросил всех встать к стенам. Сорок минут спустя прозвучал отбой, и спектакль продолжился. Сегодня, сидя в зале «Стравинский» «Геликон-оперы», вспоминая о трагической и одновременно героической судьбе театра под тост Орловского из «Летучей мыши» в исполнении Константина Бржинского, закрываешь глаза и пытаешься представить себя на месте тех зрителей, ленинградцев, — по телу мурашки. Как это возможно?..

Этот же вопрос задаем снова: как это возможно, чтобы власти разрешили театру остаться в осажденном городе и продолжать дарить людям радость? Вот так… А для труппы это было величайшей честью. На работу выходили абсолютно все, даже те, кто не был занят в спектакле, — на них ложилась другая ответственная миссия: охранять праздник зрителей, сбрасывая фугасные бомбы с крыши здания.

И снова перед нами веер из хитов: «Летучая мышь» Штрауса — знаменитый терцет «За что, о боже мой!» (Галина Барто, Давид Посулихин, Александра Соколова), «Марица» Кальмана, «Свадьба в Малиновке» Александрова и другие шедевры. Артисты «Геликона» воссоздали ту атмосферу, которая царила на сцене Ленинградского театра музыкальной комедии. Искренняя радость жизни, безграничное счастье освещало нас, зрителей, со сцены — такова работа настоящих артистов: дарить праздник, даже когда, кажется, невозможно улыбаться. А ведь все эти шедевры звучали на сцене и тогда, зимой 1942 года, когда на улице температура была -40, а в зале -8. Зрители оставались в зале в тулупах, а актрисы на сцене в декольтированных платьях обмахивались веером… Да и не могли артисты поступить иначе, ведь даже тогда единственной причиной неявки артиста на спектакль была смерть. Правда, тогда в Ленинграде эта знаменитая фраза звучала совсем иначе.

«В дневнике помрежа были зафиксированы не только время налетов и обстрелов. Встречались и другие записи, — рассказывает Сергей Майоров. — «После первого акта умер артист хора Александр Абрамов. Вечная память». Впрочем, и для зрителей прийти в театр было настоящим подвигом, это тоже была дорога жизни. А в самые тяжелые дни блокады сил на аплодисменты у зрителей не было. После спектакля люди в зале вставали, держась за спинки впереди стоящих кресел, и благодарили артистов глазами.

В страшные блокадные годы театр умудрялся давать еще и премьеры — целых 15 новых спектаклей представили на суд публики в страшнейшие времена! Работали всегда как в последний раз — и в тех условиях это не просто красивая фигура речи. Единственный спектакль, который доигрывали «кое-как», — это «Продавец птиц» Целлера. И было это ровно 81 год назад, 27 января 1944 года, когда прямо посреди спектакля на сцену вышел его режиссер и объявил о разгроме врага под Ленинградом и полном снятии блокады, пригласив всех после спектакля на праздничный салют на площади Островского. Представить себе состояние всего зала и артистов на сцене в тот момент невозможно. Невероятная радость, которая окутала всех: «Пережили!!! Выстояли!!! Победили!!!» После спектакля все, кто был в театре, высыпали на улицу, зрители в тулупах, а артисты — в костюмах, кто в чем… Смеялись, обнимались с прохожими, плакали…

64 сотрудника Музкомедии не дожили до того дня. Им посвящен концерт в «Геликоне». Весь зал встал, а на экране появились имена тех, кто не смог разделить радость ленинградцев 27 января 1944 года. Возле большинства имен были конкретные даты. Многие ушли из жизни в страшном 1942-м (но не только). Где-то подпись была иной: «не пришел на работу 15 января», «погиб на фронте»...

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В программе этого года было немало картин, получивших оскаровские номинации, награды крупных кинофестивалей, потенциальных обладателей премии «Сезар», как «Граф Монте-Кристо» и «Разбитые сердца».
подробнее...

Это не экранизация стихотворного романа Пушкина, а вольная фантазия по его произведению и одноименной опере Чайковского. Картина близка к завершению. Ирина Евтеева показала фрагменты будущего фильма
подробнее...

Повод заглянуть на Камергерский переулок в МХТ есть всегда, но накануне 150-летия одного из величайших актеров отечественного театра Василия Качалова это особенно важно. Музей МХАТ посвятил ему
подробнее...

Совпадение или нет, но «Шалом» переехал в помещение, где когда-то располагался Центр им. Всеволода Мейерхольда, и открытие нового пространства состоялось в день рождения великого режиссера. Правда,
подробнее...

— На какую войну? У тебя двое детей. Тебе положена отсрочка! — говорит красавица жена супругу, которому, как и всем его товарищам, пришла повестка на фронт.— Геворг идет на войну, Сурен идет. А я что,
подробнее...

Как и положено, отец Владимир призывал молиться о душе новопреставленного раба Божьего Олега, напомнив для воцерковленного человека очевидные вещи: в первые три дня после кончины душа человека
подробнее...

Главный герой «Патриота» Саня Кучин (Антон Жижин) за четыре сезона прошел внушительный путь от бывшего спезназовца с намерением всюду навести порядок, как он его понимает, до выпускника Академии ФСБ с
подробнее...

В этом проекте, который художник Сергей Чернов готовил несколько лет, все не случайно. Начиная с места, которое стало пространством размышления о прошлом и будущем русского авангарда. Галерея на
подробнее...

При этом "закулисная" версия, зачем вообще понадобилось писателям собираться вне очереди, гласит, что по итогам съезда председателем СПР вместо Николая Иванова, прозаика, участника Афганской кампании,
подробнее...

В залах, где расположилась выставка, удивительно тихо. Даже если и встречаешь компанию людей — они проходят от полотна к полотну молча. Заразительная беззвучность, звенящая в атмосфере экспозиции,
подробнее...

Отдельные предметы их творчества часто бывают представлены среди экспонатов на выставках, посвященных русскому авангарду. Но никогда прежде не рассматривалась в такой полноте история их отношений,
подробнее...

Низкие своды. Небольшая залитая февральским солнцем комната. Мольберт, тюбики, банки с краской вокруг, кисти, картонажные папки с рисунками послевоенных лет, на стенах — картины. Старые фотографии, но
подробнее...

Вечер организовал их сын, продюсер Иван Панфилов, с использованием технологии дипфейка, чтобы создать иллюзию присутствия своих родителей в зале. Все время звучали их монологи. Казалось, что говорит
подробнее...

Триумф американской картины «Анора» Шона Бейкера с участием российских актеров на Каннском кинофестивале, где она получила «Золотую пальмовую ветвь», до сих пор у многих кинематографистов и зрителей
подробнее...

«На последней странице первой тетрадки в рамке напечатано: «Продается в книжном магазине Ивана Васильевича Сленина у Казанского моста по 5 рублей, а с пересылкою — по шесть рублей».— Какой тираж был у
подробнее...

В первых комментариях «МК» Иванов говорил о кандидатуре советника президента уклончиво — мол, как решит съезд, так и будет, но чисто технически Владимир Ростиславович — как и любой другой член союза —
подробнее...

Любовь

20:30 13.02

А любовь, говорят. И точка. Как будто это что-нибудь объясняет.А иногда такой мордоворот!.. А с ним такая идет, очень даже ничего...А иногда — ну такая дура!.. А он и кандидат, и Шекспира в подлиннике
подробнее...

«На его месте должен быть я!» — «Напьешься — будешь». Нет, Сергей Васильевич провернул для всех еще более сложную комбинацию. Когда-то Алла Борисовна выбрала его в свои короли. Помню сюжет из 90-х:
подробнее...