Срочные новости раздела
В старинной усадьбе законсервировали воспоминания: мнимые зеркала, деревянные голландцы, лестница в небо

В старинной усадьбе законсервировали воспоминания: мнимые зеркала, деревянные голландцы, лестница в небо

Старинный дом на Новой Басманной конца XVIII века известен не только, как усадьба Демидова - из династии знаменитых уральских заводчиков, но и как дом князя Михаила Голицына, где некогда располагалась завидная художественная коллекция, которую называли московским Эрмитажем в малом виде. Здание чудом уцелело в пожаре 1812 года, после чего получило название несгораемого.

В разные годы в нем располагались и Сиротский приют, и больница для чернорабочих, и военный госпиталь, и Городская клиническая больница скорой помощи, где до 2015 года можно было, например, сдать кровь.  

В одном из его помещений была домовая церковь Успения Анны праведной при Басманной больнице. Иконы оттуда давным-давно и бесследно исчезли. Теперь стены облицованы белой плиткой, которую специально сохранили для выставки, чтобы законсервировать на время дух больницы. Это тот самый медицинский кабинет, где брали у пациентов кровь.

Теперь там установлены аквариумы Сергея Катрана, в которых вертикально плавают песочные часы, напоминающие поплавки. Автор называет свою инсталляцию комплексом ванн для восстановления кристаллов времени. Аквариумы снабжены небольшими компрессорами, приводящими в движение пробирки и создающие характерный звук. Кристаллы времени восстанавливаются через 1000 часов, после чего могут вновь использоваться по назначению.

Авторы выставки трактуют ее название «Будущее воспоминаний», как свидетельство того, что наши воспоминания и формируют будущее. Иногда невозможно понять, кому они принадлежат, - тебе или другим людям, насколько связаны с впечатлениями от произведений современного искусства. 

В этих стенах история дома и района в целом переплетается с судьбами их обитателей. Многие работы создавались художниками специально для выставки и на удивление гармонично вписались в старинные интерьеры. Так что у авторов проекта есть все основания называть свое детище тотальной инсталляцией.

Начинается путешествие во времени с коллекции хлебов Серафимы Красниковой – художника и актрисы, снимавшейся в «Ненастье» Сергея Урсуляка, в «Зови меня Дрозд» и «Блондинка» Павла Мирзоева, «Психе» Федора Бондарчука, «Герде» Натальи Кудряшовой. Она сама испекла свой «Хлеб воспоминаний» и в день открытия выставки угощала им гостей. Серафима начала новое для себя дело во время пандемии, когда все сидели по домам, и свободного времени появилось чуть больше. Хлебные изделия на закваске получили название «басманы» в соответствии с традицией XV-XVII веков, когда басман выпекался в дворцовых пекарнях. Существуют версии, у которых все-таки нет абсолютного подтверждения, что и названия улицы, где стоит дом Демидова, идет отсюда. 

В былые времена на каждом выпекаемом изделии ставилось клеймо пекаря — басма. Хлебная коллекция Серафимы Красниковой, словно портретная галерея хозяев, прислуги. А угадывается в ней разве что забавная физиономия Петра Великого.  

Рядом в музейной витрине выставлена «Археология ручного труда» Сергея Катрана — коллекция изделий из терракотовой глины, а это фрагменты цепи, гвозди, молотки, топорики. На вид они хрупкие, в хозяйстве бесполезные.    

   Антон Конюхов наносит на холст металлизированные краски, покрывает его лаком, создавая зеркальную поверхность, эффект золочения.  Его «Направленные действия» - мнимое зеркало, заглядывая в которое можно увидеть свое искаженное отражение. Это ты и уже не ты, нечто расплывающееся в пространстве. Рядом - канистры, тоже утратившие свой привычный облик. 

Семен Агроскин создал серию живописных работ «Увидеть и понять». Холст и масло способны создать потрясающую иллюзию. Увидев до посещения выставки фотографию одной из его работ — стол с тарелками, готовый к приему гостей, - можно подумать, что он такой и есть в реальности, и что нечто подобное не раз доводилось видеть где-нибудь на Венецианской биеннале, в старинных замках, приспособленных под современные арт-объекты. Но все оказалось не так, и секрет раскрывать не стоит, лучше сохранить интригу. «В моих работах, как мне кажется, время течет иначе, чем в реальном мире, иногда даже вспять», - говорит Семен Агроскин. Так оно и есть.  

Сохранившийся почти в первозданном виде парадный зал с   колоннами создан примерно в 1830-е годы. Правда, его своды основательно потрескались, но былое величие не угасло. Стены теперь украшают «деревянные голландские портреты» Нестора Энгельке – переработка классической живописи в «топоропись».  Скажем, копия шедевра Франса Халса или других представителей Золотого века голландского искусства  буквально  вырублены топором из соснового щита.   

В соседнем помещении установлен фонтан, отсылающий к брюссельскому «Писающему мальчику». Свое творение Вильгений Мельников назвал «Плоским фонтаном».  Он изготовлен из дутой стали при помощи сварки и специально деформирован экскаватором. Проект посвящен сдвигу времени.

   

 Идея «Тайной вечери» родилась у Феликса Буха на берегу моря во время отдыха в Болгарии, где он собирал гальку/ Сделана она из природного камня, фанеры и цементной смеси. В течение пяти лет создавался скульптурный цикл по библейским сюжетам.

Саша Кокачева построила камин-химеру из поролона. Получилась точная копию настоящего, лишенная своего предназначения.  Копия, по словам художницы, стала симулякром. Наросты на камине избыточны, они словно поднявшееся тесто, которому тесно в кастрюле. «Прошлое трансформируется, а не исчезает» - таков посыл инсталляции.

«Персональное пространство» Анны Желудь создано из металлических прутьев и составлено из весьма условных предметов, точнее их очертаний. Они вроде бы есть, но в тоже время их нет - кровать, на которой невозможно спать, стул, на который не сесть. Материальная среда переходит в область идей, формируя, как скажет автор, новую вещественность. 

«Облако и веретено. Посвящение Коста Хетагурову» Леонида Тишкова навеяно поездкой художника в Северную Осетию, стихотворением осетинского классика «Безумный пастух». Облако выполнено из овечьей шерсти и напоминает ядерный зонт, спускающийся к обугленному веретену.  Это один из самых эффектных объектов выставки. 

Ольга и Олег Татаринцевы почти ничего не изменили в пространстве, создавая инсталляцию «Пока кто-то знает».  Старые двери прислонили к стене. Так они, наверное, хранились последние десятилетия.  В соседней комнате - старый стул у окна с наброшенным пальто, книги – маленькая копия вышеупомянутых дверей. Они тоже стоят на земле, из которой однажды в старом доме выросли одуванчики. Такое ощущение, что кто-то здесь был еще недавно, но на смену пришло царство пустоты.  

Создатели проекта напоминают в своем вербальном обращении, что прошлое в пространствах особняка Демидова проступает через отсутствие. В безлюдных комнатах стены хранят отпечатки ушедшего и ушедших. Следы обитателей разных эпох, покинувших дом, приют и больницу, пустота предстают как способ восстановления памяти и связи с утраченной историей. 

Из зала в зал идешь, словно по деревянному тротуару.  Он временно настелен для посетителей. Можно рассмотреть отделку разных эпох – от камня до досок. Стены обнажены и прекрасны в патине времени, немного подчищенной и облагороженной. Удивительно, что старый дом не сохранил запахов, от которых порой невозможно избавиться.   

Эпохи смешались, чувство времени утрачено. Путешествуя по залам, можно увидеть предметы и совсем недавней реальности. Два старых лифта   Татьяна Баданина превратила в арт-объекты. Их двери открыты, и можно заглянуть в шахту. В нее как кинопленка уходит лестница, если так можно назвать эту световую конструкцию. «Кадры» сопровождаются титрами: «Вера», «Надежда», «Молитва», «Покаяние», «Благоразумие». Световая инсталляция «Лестница в небо» - своего рода духовное восхождение к совершенству. Однажды Татьяна Баданина написала: «Я делаю небо».  Лестница в небо тоже существует.

В конце апреля особняк закроют на реставрацию. Сколько она продлится, и что будет по ее окончании, можно только гадать. Нынешнее переходное состояние придает дому неповторимую ускользающую красоту. Находясь там, постоянно думаешь об иллюзорности всего земного.   

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В программе этого года было немало картин, получивших оскаровские номинации, награды крупных кинофестивалей, потенциальных обладателей премии «Сезар», как «Граф Монте-Кристо» и «Разбитые сердца».
подробнее...

Это не экранизация стихотворного романа Пушкина, а вольная фантазия по его произведению и одноименной опере Чайковского. Картина близка к завершению. Ирина Евтеева показала фрагменты будущего фильма
подробнее...

Повод заглянуть на Камергерский переулок в МХТ есть всегда, но накануне 150-летия одного из величайших актеров отечественного театра Василия Качалова это особенно важно. Музей МХАТ посвятил ему
подробнее...

Совпадение или нет, но «Шалом» переехал в помещение, где когда-то располагался Центр им. Всеволода Мейерхольда, и открытие нового пространства состоялось в день рождения великого режиссера. Правда,
подробнее...

— На какую войну? У тебя двое детей. Тебе положена отсрочка! — говорит красавица жена супругу, которому, как и всем его товарищам, пришла повестка на фронт.— Геворг идет на войну, Сурен идет. А я что,
подробнее...

Как и положено, отец Владимир призывал молиться о душе новопреставленного раба Божьего Олега, напомнив для воцерковленного человека очевидные вещи: в первые три дня после кончины душа человека
подробнее...

Главный герой «Патриота» Саня Кучин (Антон Жижин) за четыре сезона прошел внушительный путь от бывшего спезназовца с намерением всюду навести порядок, как он его понимает, до выпускника Академии ФСБ с
подробнее...

В этом проекте, который художник Сергей Чернов готовил несколько лет, все не случайно. Начиная с места, которое стало пространством размышления о прошлом и будущем русского авангарда. Галерея на
подробнее...

При этом "закулисная" версия, зачем вообще понадобилось писателям собираться вне очереди, гласит, что по итогам съезда председателем СПР вместо Николая Иванова, прозаика, участника Афганской кампании,
подробнее...

В залах, где расположилась выставка, удивительно тихо. Даже если и встречаешь компанию людей — они проходят от полотна к полотну молча. Заразительная беззвучность, звенящая в атмосфере экспозиции,
подробнее...

Отдельные предметы их творчества часто бывают представлены среди экспонатов на выставках, посвященных русскому авангарду. Но никогда прежде не рассматривалась в такой полноте история их отношений,
подробнее...

Низкие своды. Небольшая залитая февральским солнцем комната. Мольберт, тюбики, банки с краской вокруг, кисти, картонажные папки с рисунками послевоенных лет, на стенах — картины. Старые фотографии, но
подробнее...

Вечер организовал их сын, продюсер Иван Панфилов, с использованием технологии дипфейка, чтобы создать иллюзию присутствия своих родителей в зале. Все время звучали их монологи. Казалось, что говорит
подробнее...

Триумф американской картины «Анора» Шона Бейкера с участием российских актеров на Каннском кинофестивале, где она получила «Золотую пальмовую ветвь», до сих пор у многих кинематографистов и зрителей
подробнее...

«На последней странице первой тетрадки в рамке напечатано: «Продается в книжном магазине Ивана Васильевича Сленина у Казанского моста по 5 рублей, а с пересылкою — по шесть рублей».— Какой тираж был у
подробнее...

В первых комментариях «МК» Иванов говорил о кандидатуре советника президента уклончиво — мол, как решит съезд, так и будет, но чисто технически Владимир Ростиславович — как и любой другой член союза —
подробнее...

Любовь

20:30 13.02

А любовь, говорят. И точка. Как будто это что-нибудь объясняет.А иногда такой мордоворот!.. А с ним такая идет, очень даже ничего...А иногда — ну такая дура!.. А он и кандидат, и Шекспира в подлиннике
подробнее...

«На его месте должен быть я!» — «Напьешься — будешь». Нет, Сергей Васильевич провернул для всех еще более сложную комбинацию. Когда-то Алла Борисовна выбрала его в свои короли. Помню сюжет из 90-х:
подробнее...