Срочные новости раздела
Живопись и графику Бориса Смирнова-Русецкого показали в Москве

Живопись и графику Бориса Смирнова-Русецкого показали в Москве

Ассоциации с Рерихом в зале с картинами Смиронова-Русецкого не случайны. Все дело в том, что Борис Алексеевич был лично знаком с Николаем Рерихом, известно, что было лишь несколько встреч, всего пять или шесть, но очевидно они оказали невероятное влияние на молодого художника. Кстати, именно по совету Рериха Борис Алексеевич поступил во ВХУТЕМАС. Кто знает, как бы сложилась судьба художника, если бы не эти встречи? Более того, Смирнов-Русецкий приложил немало усилий, чтобы сохранить память о Рерихе, занимался организацией выставки художника и всячески продвигал его наследие. Да и сам был его ярким последователем, развивая в своем творчестве его стилистику. Осенью здесь же, в «Центре искусств. Москва» к юбилеям Николая и Святослава Рерихов открылась их двойная выставка, а экспозиция, связанная с именем Бориса Смирнова-Русецкого, логично продолжает эту историю.

На выставке представлены тематически разные работы Смирнова-Русецкого. Легко проследить круг интересов художника, где доминанты — религия и горные пейзажи, красоты Русского Севера. Название экспозиции происходит от одного из самых знаменитых циклов художника «Прозрачность», работы которого значительно выделяются на фоне других, хотя зримая прозрачность — красная нить, лейтмотив его творчества. 

Очевидной опорой художника была религия. Картина, у которой стоит задержаться, называется «Одинокий ангел» из цикла «Прозрачность». Но здесь обнаруживается очевидное доказательство того, что прозрачности не существует — никогда пространство не бывает пустым, прозрачным, это обман. И художник демонстрирует: в центре картины изображен ангел, легкий, парящий, иллюзорный, а вокруг него — невероятная энергия, сила, поток. Очевидно, парит он в воздухе, но воздух этот не прозрачен, он зримый, наполненный и насыщенный светом, который излучает «герой» картины. Незримая сила ангелов, которые всегда рядом с нами, изображена и на одной из самых значимых картин — «Дозор ангелов», тоже из этого цикла. И снова мы видим, как мир, который кажется нам незримым и неощутимым, раскрывается вокруг нас.

Своеобразной границей между миром реальным и миром незримым являются горные вершины. Глядя на горные пейзажи художника, кажется, что едва ты заберешься туда, оттолкнешься и тоже полетишь, как и ангелы. Удивительный контраст создает художник: горы — это камень, нечто очень земное, тяжелое, увесистое, то, что тянет нас вниз, как сейчас принято говорить, «заземляет». Но при этом именно они — трамплин к той высоте. И горы не кажутся такими тяжелыми и грузными. Напротив, они здесь предстают перед нами как место пересечения, встречи Человека и Вселенной.

Наконец, автопортрет художника. На нем Борису Алексеевичу 23 года. Молодой человек глядит на нас серьезно, по-взрослому, сам он находится словно в воздухе. Смотрит он на нас с высока — нет, не надменный взгляд гордеца. Он над нами — парит в небесах и оттуда наблюдает за нами. Может, он увидел там ангела и передает нам его послание?

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Сериал «Черная любовь» вышел в Турции в 2015 году и после финала второго сезона получил в 2017-м премию «Эмми» как лучшая теленовелла года. Сюжет о драматичной любви дочери богатого бизнесмена и сына
подробнее...

Актриса снова перевоплотилась в следователя Анну Спасскую и с учетом всех детективных деталей нового сезона популярного криминального сериала лицо у Кристины должно быть очень серьезным. Андоленко
подробнее...

В программе этого года было немало картин, получивших оскаровские номинации, награды крупных кинофестивалей, потенциальных обладателей премии «Сезар», как «Граф Монте-Кристо» и «Разбитые сердца».
подробнее...

Это не экранизация стихотворного романа Пушкина, а вольная фантазия по его произведению и одноименной опере Чайковского. Картина близка к завершению. Ирина Евтеева показала фрагменты будущего фильма
подробнее...

В гайдаевских «Стульях» Остап — это Арчил Гомиашвили, а Киса — Сергей Филиппов. Известно, когда по телевизору впервые шла захаровская версия, Леонид Иович, посмотрев первые серии, звонил друзьям: «Ну,
подробнее...

Повод заглянуть на Камергерский переулок в МХТ есть всегда, но накануне 150-летия одного из величайших актеров отечественного театра Василия Качалова это особенно важно. Музей МХАТ посвятил ему
подробнее...

Совпадение или нет, но «Шалом» переехал в помещение, где когда-то располагался Центр им. Всеволода Мейерхольда, и открытие нового пространства состоялось в день рождения великого режиссера. Правда,
подробнее...

Переживать, а не посмотреть, — я бы так сказала о зрительском самочувствии на спектакле «Капитанская дочка». Автор инсценировки Анна Матисон перевела прозу в жанр расследования — оно сразу исключает
подробнее...

— На какую войну? У тебя двое детей. Тебе положена отсрочка! — говорит красавица жена супругу, которому, как и всем его товарищам, пришла повестка на фронт.— Геворг идет на войну, Сурен идет. А я что,
подробнее...

Портрет женщины был утерян, когда Пикассо, вероятно, несколько месяцев спустя, в 1901 году нарисовал поверх него картину, изображающую своего друга-скульптора сидящего за столом в оттенках синего и
подробнее...

Как и положено, отец Владимир призывал молиться о душе новопреставленного раба Божьего Олега, напомнив для воцерковленного человека очевидные вещи: в первые три дня после кончины душа человека
подробнее...

Фильмы про журналистов и их специфический профессиональный мир снимают не то чтобы часто, и главные герои в них, как правило, довольно предсказуемы. Есть те, которые говорят и пишут правду, чем бы им
подробнее...

Главный герой «Патриота» Саня Кучин (Антон Жижин) за четыре сезона прошел внушительный путь от бывшего спезназовца с намерением всюду навести порядок, как он его понимает, до выпускника Академии ФСБ с
подробнее...

В этом проекте, который художник Сергей Чернов готовил несколько лет, все не случайно. Начиная с места, которое стало пространством размышления о прошлом и будущем русского авангарда. Галерея на
подробнее...

При этом "закулисная" версия, зачем вообще понадобилось писателям собираться вне очереди, гласит, что по итогам съезда председателем СПР вместо Николая Иванова, прозаика, участника Афганской кампании,
подробнее...

«Дедушка был вторым Шаляпиным»— Юрий Константинович, как вы думаете, от кого в вашей семье у Ирины Константиновны ее таланты?— Архитектура — от папы. Отец был железнодорожником, но уже в молодом
подробнее...

В залах, где расположилась выставка, удивительно тихо. Даже если и встречаешь компанию людей — они проходят от полотна к полотну молча. Заразительная беззвучность, звенящая в атмосфере экспозиции,
подробнее...

Отдельные предметы их творчества часто бывают представлены среди экспонатов на выставках, посвященных русскому авангарду. Но никогда прежде не рассматривалась в такой полноте история их отношений,
подробнее...