В 2021 году весь мир вспоминал Данте Алигьери в связи с 700-летием со дня смерти автора «Божественной комедии». Тогда же современный итальянский живописец-абстракционист Андреа Пинки создал серию работ, вдохновленных 18 песнями «Ада», «Чистилища» и «Рая». На апрель 2022 года была намечена выставка этих работ в Москве, но по понятным обстоятельствам ее пришлось отложить. Однако спустя почти три года выставка все же состоялась.
Если Пинки «прогуливается» с Данте, то с другим итальянским писателем, Джованни Боккаччо, в диалог вступает наш современник, Анатолий Чечик, которого многие театралы знают как художника-постановщика в нескольких киевских театрах (Киевский городской театр кукол, Академический театр им. И.Франко и другие). Причин объединиться у художников несколько, ведь помимо того, что оба вдохновились великими итальянцами, Боккаччо является первым биографом Данте. Поэтому очередная встреча двух литераторов на одном пространстве ожидаема и логична. С Боккаччо разговаривает еще один наш современник, Петр Перевезенцев, который еще в 2013 году, к 700-летию великого писателя, создал инсталляцию для выставки о нем в Литературном музее. А сегодня она стала частью экспозиции здесь.
Еще одним европейским гостем стал прославленный французский скульптор Огюст Роден, а точнее, его знаменитая работа «Поцелуй». Авторское повторение популярной скульптуры хранится в России, в частном собрании, имя его владельца не афишируется. Для москвичей это уникальная возможность увидеть оригинал, и это в наши-то дни, вопреки всевозможным санкциям и трудностям.
Работа Родена здесь как нельзя кстати: изначально скульптура называлась «Франческа да Римини» и была создана с опорой на «Божественную комедию» Данте (о трагической любви Франчески и Паоло). В паре с Роденом здесь представлена работа его музы Камиллы Клодель — скульптура «Вальс», которая вторит роденовской идее о величии и трагизме любви.
Сама выставка «Прогулки с Данте и Разговоры с Боккаччо» действительно состоялась вопреки и несмотря на невероятные трудности, пусть и три года спустя. Специально на ее открытие приехал художник Андреа Пинки, в России он буквально на несколько дней — прорвался сюда (насколько сейчас непростая и дорогая логистика из Европы в Россию и наоборот!), невзирая на недружественные отношения Италии и России, и о нашей стране отзывался с теплом и искренней улыбкой:
«Я очень рад и горжусь тем, что присутствую здесь и могу представить вам свои работы, — делится Пинки, — для меня этот проект очень дорог, потому что я испытываю огромную любовь к русской культуре, искусству, музыке, поэтому я много лет мечтал о том, чтобы сделать приношение русской культуре».
Работы Пинки — это философское переосмысление Данте, выраженное на языке абстракционизма. Не стоит искать здесь персонажей, иллюстрации к эпизодам — их здесь не будет, да и художник такой цели перед собой не ставил. Напротив, Андреа подчеркивает, что это его личные ощущения от прочитанного. Более того, внимательный зритель обнаружит здесь близкие нам, русским, «нотки» нашего отечественного авангарда, о котором в последнее время стало особенно модно вспоминать.
Работы Анатолия Чечика перекликаются с произведениями его коллеги-итальянца, ведь здесь мы тоже обнаружим не иллюстрации к «Декамерону», а мир произведений писателя глазами Чечика: «Я создаю параллельный мир, мои ощущения от текста. Это отражение «Декамерона», — поясняет художник.