Срочные новости раздела
Государственный исторический музей впервые представил свою коллекцию дагеротипов Мазера

Государственный исторический музей впервые представил свою коллекцию дагеротипов Мазера

Если не знать, что такое дагеротип, можно подумать, что это застывшее на века отражение человека в зеркале или персонализированное (как сейчас модно!) ювелирное украшение для интерьера с фотографическим портретом, но никак не фотография. А ведь в XIX веке это была первая успешная технология фотографирования. Безусловно, до нее была гелиография Ньепса (вспомним хотя бы его знаменитый снимок «Вид из окна в Ле Гра», 1826 г.). Позже Ньепс и Дагер (от фамилии второго изобретателя и произошло название технологии) заключили договор о сотрудничестве, совместно проводили опыты, но уже после смерти Ньепса Дагер изобрел новую технологию фиксирования изображения, которая принципиально отличалась от гелиографии, — дагеротип. Ему и посвящена новая экспозиция Исторического музея.

ГИМ может похвастаться самой крупной коллекцией русских дагеротипов в мире — 315 экземпляров. Целиком ее можно посмотреть в каталоге, но воочию увидеть дагеротипы — редкая возможность. Семь из девяти снимков и вовсе представлены публике впервые. Пополнение коллекции — настоящее событие для музея, потому что в последний раз это было в 2016 году. Новое приобретение, портрет молодой женщины, сохранился в рабочем архиве коллекционера Ильи Зильберштейна, знаменитого литературного критика и одного из сооснователей Музея личных коллекций в Пушкинском.

Шведский художник Карл Мазер, чья история жизни прекрасно подходит для сценария к увлекательному приключенческому фильму, прожил в России 15 лет, много путешествовал и из поездки в Сибирь привез серию портретов декабристов. Искусствоведы любят подмечать выразительность лиц и глаз на его портретах при всем однообразии поз героев и скупости фона — так он запечатлевал судьбы героев и акцентировал внимание зрителя на внутреннем мире того, кто на портрете. В России он состоялся также и как фотограф-дагеротипист. Сейчас, когда Мазер уже признан значимым художником, нет необходимости в объяснении, почему его работы представляют ценность. А почему дагеротип заслуживает такого трепетного отношения и внимания к себе, пояснить стоит, ведь существовал он совсем недолго.

Одна из причин, почему дагеротипия как технология быстро себя изжила, — невозможность тиражировать изображение. Прогресс не стоял на месте, публика всегда любила «зрелище», и потребность в размножении изображений стояла довольно остро, что, кстати, ощущалось и в журналистике. Необходимость в «картинке» есть, а возможности ее размножить не было. Но отсюда и ценность дагеротипа — каждый снимок уникален, неповторим. Более того, они еще и легко повреждались, были чувствительны к температурам и механическому воздействию. Утратить такой снимок было плевым делом! И увы, это часто происходило. Русских дагеротипов сохранилось чуть более тысячи (речь идет о снимках, о существовании которых известно, но есть еще и неустановленные, в частных коллекциях) — совсем немного. Дороговизна и хрупкость изделия требовали особого обращения, а потому ценен не только сам снимок, но и его обрамление. Дагеротип помещался сначала в паспарту, затем под стекло, в футляр и, наконец, в раму. Такая «броня» давала ему шанс на выживание.

Хрупкость жизни дагеротипа можно оценить, наблюдая за реставрационным процессом. Реставрация — второй вопрос, о котором идет речь на экспозиции. Как спасают снимки, можно увидеть благодаря любопытному документальному ролику, где приоткрывают секреты работы реставраторов и показывают процесс восстановления прошлогоднего приобретения, того самого портрета молодой женщины. Из невзрачного, потемневшего и молящего о помощи снимочка появляется чистый и аккуратный портрет дамы, и на нем вновь становится возможным разглядеть все детали.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Замдиректора театра Юрий Симонов, ответственный за Симоновскую сцену, принял решение не отменять спектакль и предложил режиссеру Аскару Галимову самому выйти на площадку в роли Кушака. Время на
подробнее...

С «Дома С Нормальными Явлениями»,своего первого большого релиза, Адиль Жалелов, более известный как Скриптонит,старается превратить хип-хоп в большое музыкальное приключение. Артист стремится выжать
подробнее...

Для российских журналистов это непривычно, и подъем на 15-й этаж превратился в квест. Кое-кому потребовалось полчаса на такое восхождение. Как пошутили участники церемонии из Якутии, проще долететь с
подробнее...

Но сначала «Комбинация» — что это? Девичья поп-группа, скажете вы — и не ошибетесь. Только вот вам двойной смысл, даже двойная мораль: комбинация может быть у игроков и у шулеров одновременно, а может
подробнее...

DJ Alfredo, который оказал значительное влияние на превращение Ибицы в мировой центр культуры танцевальной музыки, скончался на 72-м году жизни от последствий перенесенного ранее инсульта, пишет The
подробнее...

Вместе с хрестоматийными героями мы оказываемся в нынешней Франции, но при этом чувствуем себя в России. Предвосхищая премьеру, Евгений Писарев заинтриговал трактовкой: Тартюф станет перевернутым
подробнее...

Недавно назначенный на пост директора Государственного музея Л.Н. Толстого праправнук писателя Владимир Ильич Толстой на один день стал "экскурсоводом". 27 декабря он согласился водить по
подробнее...

Бросок кобрыСреди советской классики не найдется, пожалуй, и десятка художественных лент, где «играли» бы питоны, удавы, гадюки и прочие ужи.Наиболее насыщенный ситуациями с такими «живыми канатами»
подробнее...

На самом деле ГМИРЛИ в проекте «Мальчики» и другие рождественские истории А.П.Чехова» очерчивает более широкий круг: здесь и «Каштанка», и «Ванька», пишущий письмо на деревню дедушке не когда-нибудь,
подробнее...

Смешно шутить не запретишьВ шоу «Звезды» всенародные любимцы примерили на себя роль комиков и изрядно повеселили зрителей и жюри. По итогам первого сезона победителем стал актер и юморист Денис
подробнее...

На сцене — большой симфонический оркестр. Музыканты и дирижер во фраках, ничто не выдает принадлежность коллектива к силовому ведомству. Впрочем, силу оркестр показал недюжинную: непростая,
подробнее...

В Музее «Собрание» создали атмосферу праздника в винтажном стиле — выставка «Почерк времени» рассказывает об эпистолярной культуре Серебряного века. Мы и сейчас любим процесс подготовки к Новому году
подробнее...

Замены фильму не появилось за все эти годы, хотя попытки предпринимались. В 2017 году вышла  «Ирония судьбы. Продолжение» Тимура Бекмамбетова, где была задействована новая генерация актеров. В
подробнее...

«На сегодняшний день достоверной информации о состоянии музея нет, - подчеркнул Желтяков, - Как только будут созданы условия для возможности посещения малой родины композитора, будет сформирована
подробнее...

Долгое время считалось, что живопись, скульптура и графика – высший пилотаж в искусстве, когда как остальное – так, декоративно-прикладное, утилитарное... Во второй половине ХХ века ситуация
подробнее...

«Экспозиция по-своему уникальна как для меня, так и для России — в ней очень гармонично соединены классическая живопись и современные технологии. Я постарался показать, что технологии могут помогать
подробнее...

Во время экскурсии от праправнука писателя Владимира Ильича Толстого и хранителя мемориального фонда Госмузея Льва Николаевича Толстого Натальи Зубковой были раскрыты три главные «загадки» старинного
подробнее...

Сам по себе сюжет фильма никак не назовешь слишком выигрышным. Зрителям показывают историю про героя Великой Отечественной, ставшего инвалидом и после этого отправившегося к себе в родную деревню,
подробнее...