— Всемирный день The Beatles — не только ностальгия, но и довольно свежие впечатления. Многим битломанам удалось побывать на концертах недавнего тура Пола Маккартни, и всем доступен новый альбом Ринго Старра. На ваш взгляд, новости от оставшихся «битлов» действительно достойные или это лишь попытки напомнить о былых временах?
— Однозначно ответить нельзя. Гастрольные туры Маккартни — очень большие мероприятия. Арены, много людей, все билеты проданы. Его альбомы попадают в чарты, он их старательно промоутирует, но культурообразующими явлениями эти пластинки, на мой взгляд, не становятся. Ринго тоже продолжает концертную деятельность, площадки поменьше, но билеты продаются успешно. Только что он выпустил новый альбом Look Up. Конечно, его альбомы в сравнении с релизами Пола это труба пониже, дым пожиже. Тем не менее буквально на днях Старр выступал в Нэшвилле с двумя благотворительными концертами. Все это интересует немалое количество людей, но продается главным образом ностальгия.
— Ливерпульской четверке многие приписывают поистине революционную миссию в мировой популярной музыке. Но есть и те, кто считают, что «битлам» просто невероятно повезло оказаться в нужное время в нужном месте и именно с теми песнями, которых тогда не хватало. Интересно было бы послушать мнение композитора…
— На мой взгляд, правы и те и другие. Безусловно The Beatles написали песни, которые стали глыбами в популярной музыке. Чего стоит ленноновская Strawberry Filds Forever. Потрясающий номер, и это далеко не единственная интересная песня. В чем здесь трюк? Оказаться в нужное время в нужном месте — действительно великое счастье и судьба для каждого человека, тем более для музыканта. Судьбой «битлов» стал Джордж Мартин. Он с классическим музыкальным образованием, человек совершенно другого склада мышления и культурного уровня. Однако Джордж был очарован этими молодыми ребятами, можно сказать, они нашли друг друга.
Мартин внес в группу очень много. Огромное значение имели композиторские таланты Леннона и Маккартни. И Харрисона, который заявил о себе позже, но потрясающе раскрылся. Достаточно вспомнить песню Something с альбома Abbey Road. И Старр, который в этом непростом коллективе стал связующим звеном. В The Beatles было место и взаимной зависти, и всем тем страстям, которые свойственны людям. В конечном итоге это и развалило коллектив.
Незадолго до смерти Леннон дал откровенное интервью журналу Playboy, где рассказал, что некоторые песни The Beatles были инспирированы другими популярными на тот момент композициями, то есть появились из общего культурного пространства. Если посмотреть на старые снимки, где запечатлено возвращение «битлов» из Америки, то можно увидеть в их руках пластинки. Целые пачки пластинок. Они внимательно следили за тем, что происходило в музыке. Я отнюдь не клоню к тому, что «битлы» где-то позаимствовали свои хиты. Речь о том, что их музыка была частью культурного процесса шестидесятых, при этом они, конечно же, стали паровозом этого движения.
— Некоторое время назад под маркой The Beatles была выпущена песня Now And Then, которую получилось сделать на базе старого наброска, чему помогли технологии на основе искусственного интеллекта. Результат привел в восторг даже тех, кто родился гораздо позже того как группа стала историей. Чем, на ваш взгляд, можно объяснить это не проходящее с десятилетиями умиление «битлами»?
— Всех умиляет по-разному. Людей, которые почувствовали The Beatles на собственной шкуре в молодости, такие новости умиляют на все триста шестьдесят градусов. Мне было пятнадцать лет, а это самый активный возраст потребления музыки, когда в 1967 году вышел альбом Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band. Конечно, это остается в памяти на всю жизнь, и когда слышишь новую песню, то снова испытываешь сильные эмоции.
Но и молодежи интересно. Могу предположить, что технологии, благодаря которым удалось извлечь вокал Леннона из демо-записи, конечно, интересуют любителей музыки, а их во всем мире немало. Они могут сравнить звучание оригинального демо с конечным вариантом песни и, наверное, удивиться.
Правда, меня финальная версия Now And Then порадовала не на сто процентов. В ней, на мой вкус, много Маккартни, и это продолжение разговора о сложности отношений двух главных авторов группы. Тем не менее песня вышла, привлекла внимание, попала в чарты, что очень приятно для любителей The Beatles, как для молодых, так и со стажем.
— Лично для вас музыка The Beatles уже понятна во всех деталях или до сих пор можно слышать новые краски, делать открытия?
— Мое личное восприятие зависит от того каким ухом я слушаю. Профессиональным ухом я слышу одно, а если просто кайфую в компании друзей, то восприятие совсем другое. Что касается жизнеспособности этой музыки, то она удивительна. Некоторые иностранные музыковеды утверждают, что «битлов» можно считать новой классикой, а имена Леннона, Маккартни, Харрисона вполне резонно параллелить с Моцартом, Бетховеном, Генделем, Брамсом... Насколько такая теория правдоподобна, каждый решает сам для себя. Но огромное количество каверов на песни The Beatles ее отчасти подтверждает. В свое время, посещая международную ярмарку MIDEM в Каннах, я был очень удивлен количеству пластинок с музыкой «битлов». Гитаристы, вокальные группы, хоры, джазовые коллективы и так далее — все они перелопачивали материал, написанный еще в шестидесятых. Значит, эта музыка жива и по-прежнему нужна людям.