Срочные новости раздела
«Вдыхал жизнь в арт-процесс одним своим присутствием»: Москва простилась с искусствоведом Бажановым

«Вдыхал жизнь в арт-процесс одним своим присутствием»: Москва простилась с искусствоведом Бажановым

Друзья и коллеги начали собираться на Петровке в полдень. Одним из первых появился Михаил Швыдкой, специальный представитель президента по международному культурному сотрудничеству, — на нем лица не было. Кажется, он пришел с еще одного прощания, которое в тот же день проходило в Москве, с актрисой Евгенией Добровольской.

На втором этаже в актовом зале не протолкнуться: художники, кураторы, директора музеев молчаливо обнимали друг друга или просто кивали. Фоном негромко звучал любимый джаз Бажанова. Все важные слова говорили в микрофон, установленный справа от гроба, который утопал в белых и красных цветах. Много эпизодов из профессиональной и личной жизни вспоминали близкие друзья и те, кто почти не знал Леню. Одну из самых точных, трогательных и пронзительных речей произнесла Марина Лошак, ныне главный куратор петербургского музея «Полторы комнаты Иосифа Бродского»: «Наверное, самое важное — это то, что Леня Бажанов был одним из самых достойных и благородных людей, которых я знаю. Есть у каждого такие люди-маяки, на которых хочется ориентироваться, с чьим мнением хочется сверять свое. И Леня был именно таким», — сказала Марина Дэвовна.

Наталия Сиповская, директор Государственного института искусствознания, добавила: «У него был невероятный интерес ко всему живому. Он вдыхал жизнь и энергию в арт-процесс одним своим присутствием и словом».

Леня всего несколько месяцев не дожил до своего 80-летия, которое отметил бы в конце марта. Новый год он встретил в реанимации, врачам не удалось его спасти. Многие не знали о последних месяцах его жизни, потому что Бажанов регулярно появлялся на открытиях и фестивалях, придавая тем самым им еще большее значение. В последние годы он работал в Школе дизайна НИУ ВШЭ профессором факультета креативных индустрий и руководил научной программой «Современное искусство», которую сам же инициировал. С приходом в 2017 году Леонида Бажанова во ВШЭ там началась новая эра: образование в области современного искусства вышло на новый уровень.

Любопытно, что путь самого Бажанова в искусстве был тернист. Прежде чем поступить в МГУ на отделение истории и теории искусства, он успел поучиться в шести разных вузах: сначала в авиационном (МАИ), потом в Политехническом в Нижнем Новгороде, куда на время уехал к отцу. В итоге судьба сама его вывела в искусство. Кстати, Бажанов рассказывал, что написал первый в истории искусствоведческого отделения университета диплом по современному искусству. После окончания вуза писал искусствоведческие статьи и постепенно входил в нон-конформистскую среду. В 1986 году он основал объединение «Эрмитаж». Оно стало первой независимой институцией современного искусства в Советском Союзе. Юный искусствовед мечтал о создании своего Центра Помпиду на родине. И у него почти получилось.

После «Эрмитажа» в 1988-м создал Центр современной художественной культуры на Якиманке, где работали первые галереи современного искусства. Это уже был небольшой Центр Помпиду. А после распада СССР появился Государственный центр современного искусства, который стал флагманом для российской арт-сцены. Со временем, в 2004-м, ГЦСИ получил собственное здание на Зоологической и открыл филиалы по всей стране, которые ныне входят в состав Пушкинского музея, и почти удалось построить свой Центр Помпиду на Ходынском поле. Проект по своему масштабу и архитектурному решению не уступал тому же Центру Помпиду, Tate Modern, музею Гуггенхайма. Однако в 2018 году проект свернули, так что чуда не случилось. Но то, что удалось создать силой и волей Леонида Бажанова, — фундаментально. Он стал своего рода крестным отцом для многих художников, кураторов, искусствоведов и — что важно — развенчал шаблонный образ чиновника: Бажанов был красив, как античный Аполлон, всегда максимально сдержан, интеллигентен и честен. Спокойный, уравновешенный, благородный человек совершил переворот в культурной среде, поменяв ее систему координат. И оставил о себе долгую память, вписав свое имя в историю отечественного искусства.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Центром фестиваля станет город КалининградАНО «ОМ», по словам организаторов, позволит в полной мере реализовать проект морского фестиваля «Открытое море» и достичь его главных целей - привлечь молодых
подробнее...

Поскольку час смерти Дома кино приближается, в нем поспешили отключить отопление, не думая о зрителях. Все фестивальные дни люди сидели в верхней одежде, не расходились после показа, обсуждали с
подробнее...

Например, семейство Виторганов пришло посмотреть фильм о новогоднем чуде. Эммануил Гедеонович появился с супругой Ириной и двумя дочками: 5-летней Кларой и 6-летней Этель. Присутствующие, конечно же,
подробнее...

Замдиректора театра Юрий Симонов, ответственный за Симоновскую сцену, принял решение не отменять спектакль и предложил режиссеру Аскару Галимову самому выйти на площадку в роли Кушака. Время на
подробнее...

Фильм «Зита и Гита» о сестрах-близнецах, разлученных в раннем детстве, стал хитом советского проката в середине 1970-х (его посмотрели более 55 миллионов человек). Индийский продюсер и режиссер Нила
подробнее...

Для российских журналистов это непривычно, и подъем на 15-й этаж превратился в квест. Кое-кому потребовалось полчаса на такое восхождение. Как пошутили участники церемонии из Якутии, проще долететь с
подробнее...

С «Дома С Нормальными Явлениями»,своего первого большого релиза, Адиль Жалелов, более известный как Скриптонит,старается превратить хип-хоп в большое музыкальное приключение. Артист стремится выжать
подробнее...

Но сначала «Комбинация» — что это? Девичья поп-группа, скажете вы — и не ошибетесь. Только вот вам двойной смысл, даже двойная мораль: комбинация может быть у игроков и у шулеров одновременно, а может
подробнее...

DJ Alfredo, который оказал значительное влияние на превращение Ибицы в мировой центр культуры танцевальной музыки, скончался на 72-м году жизни от последствий перенесенного ранее инсульта, пишет The
подробнее...

Бросок кобрыСреди советской классики не найдется, пожалуй, и десятка художественных лент, где «играли» бы питоны, удавы, гадюки и прочие ужи.Наиболее насыщенный ситуациями с такими «живыми канатами»
подробнее...

Недавно назначенный на пост директора Государственного музея Л.Н. Толстого праправнук писателя Владимир Ильич Толстой на один день стал "экскурсоводом". 27 декабря он согласился водить по
подробнее...

Вместе с хрестоматийными героями мы оказываемся в нынешней Франции, но при этом чувствуем себя в России. Предвосхищая премьеру, Евгений Писарев заинтриговал трактовкой: Тартюф станет перевернутым
подробнее...

На сцене — большой симфонический оркестр. Музыканты и дирижер во фраках, ничто не выдает принадлежность коллектива к силовому ведомству. Впрочем, силу оркестр показал недюжинную: непростая,
подробнее...

На самом деле ГМИРЛИ в проекте «Мальчики» и другие рождественские истории А.П.Чехова» очерчивает более широкий круг: здесь и «Каштанка», и «Ванька», пишущий письмо на деревню дедушке не когда-нибудь,
подробнее...

Смешно шутить не запретишьВ шоу «Звезды» всенародные любимцы примерили на себя роль комиков и изрядно повеселили зрителей и жюри. По итогам первого сезона победителем стал актер и юморист Денис
подробнее...

В Музее «Собрание» создали атмосферу праздника в винтажном стиле — выставка «Почерк времени» рассказывает об эпистолярной культуре Серебряного века. Мы и сейчас любим процесс подготовки к Новому году
подробнее...

Замены фильму не появилось за все эти годы, хотя попытки предпринимались. В 2017 году вышла  «Ирония судьбы. Продолжение» Тимура Бекмамбетова, где была задействована новая генерация актеров. В
подробнее...

«На сегодняшний день достоверной информации о состоянии музея нет, - подчеркнул Желтяков, - Как только будут созданы условия для возможности посещения малой родины композитора, будет сформирована
подробнее...