Срочные новости раздела
Евгения Добровольская прожила много жизней в кино: дитя перемен, вечная бунтарка, страдалица и королева

Евгения Добровольская прожила много жизней в кино: дитя перемен, вечная бунтарка, страдалица и королева

Фильм вышел в 1983 году, и это был невероятный старт для дебютантки с последующей чередой ролей юных бунтарок. Финальный взгляд из окна уходящего автобуса школьницы Олеси, которую сыграла Женя Добровольская, теперь, после ее преждевременного ухода из жизни, вспоминается прежде всего. Столько в нем тоски и надежды. Олеся и сама, как канарейка в неволе, дитя перемен.

В героинях Добровольской был внутренний свет и музыка, о которой говорит ее Олеся в «Клетке для канареек» приставшему на вокзале парню: «В тебе нет музыки. В каждом человеке должна всю жизнь звучать музыка, а в некоторых ее нет». И как только она кончится, сама Олеся умрет. Отец, которого она так ждет на вокзале и который все никак не приедет из Риги, однажды, когда Олеся умирала, спас ее. Для этого понадобилось всего лишь сказать: «Если ты очень захочешь, то выздоровеешь».  

Когда Евгения Добровольская уже угасала в хосписе и отсчет шел на дни и часы, Полина Осетинская каким-то чудом нашла рояль и выступила в больнице, чтобы подарить ей на прощание ее любимую музыку.

На съемках «Клетки для канареек» Женя Добровольская познакомилась с молодым актером и учеником Татьяны Лиозновой Вячеславом Барановым. Он сыграл парня на вокзале, который прилип к ее героине. Вячеслав был чуть старше и стал ее первым мужем. Он тоже рано ушел из жизни – в 53 года.

 Удивительно, что Евгения Добровольская чаще всего  играла  юных и неприкаянных девушек с обнаженными нервами и раной в душе, а позднее - женщин с неустроенной судьбой, готовых совершить побег не важно куда. А казалось бы, родилась будущая актриса в благополучной московской семье. Отец был начальником цеха на закрытом предприятии, мама - замминистра химической промышленности. Женя  была поздним и единственным ребенком, училась в элитной школе, занималась хореографией и музыкой – никто не заставлял, это был ее выбор. Она занималась в театре-студии на Красной Пресне, которой руководил Вячеслав Спесивцев, а это тогда был чистый космос. 

При этом не с первого захода поступила в театральный институт, ушла из дома, начала самостоятельную жизнь, работала уборщицей в театре. И случилось чудо: ее утвердили на главную роль в фильме Павла Чухрая, за которую Женя позднее получила награду на Международном кинофестивале молодых кинематографистов соцстран в Польше. Только после выхода фильма ей удастся поступить в ГИТИС, где ее педагогами станут Владимир Левертов, Людмила Касаткина и Сергей Колосов. 

Евгения Добровольская снялась более чем в 100 фильмах, продолжая активно работать в театре и воспитывая четверых детей. И так на протяжении тридцати с лишним лет. Удивительно, как она с этим справлялась. И ведь ни одной провальной роли при этом не было. Другое дело, что по таланту и мастерству ей полагались роли совсем другого порядка. У Евгении была сумасшедшая энергетика, особенно поражавшая в начале ее пути, пришедшегося на предперестроечные годы и начало 90-х.  

«Первый этаж» давно уже живущего в Париже Игоря Минаева, где она сыграла постсоветскую Кармен, снимался на Одесской киностудии как раз в 1990-е. Фильм участвовал в «Двухнедельнике режиссеров» Каннского кинофестиваля. Парикмахер Надя встретила в милицейской машине свою первую настоящую любовь - 18-летнего дружинника, который спас ее от стражей порядка. Столько поэзии было в обшарпанной коммуналке, где они встречались: отблески света, тени фикусов на стене. Среди беспросветной обыденности и тьмы Добровольская выглядела королевой, которой суждено умереть. 

За роль в «Первом этаже» ее наградили на знаменитом «Золотом Дюке» в Одессе и на Женевском кинофестивале «Звёзды завтрашнего дня».  

В своем предпоследнем спектакле «Космос» в МХТ им. А.П. Чехова, вышедшем в 2023 году, по «смешной пьесе про несмешную жизнь», она сыграла учительницу английского языка. Ее героиня ждет встречи с бывшим одноклассником, ставшем космонавтом, а параллельно общается с иностранцем, который для нее все равно что молодой Микки Рурк.   

Перед премьерой Евгения Добровольская сказала: «У нас полно женщин, которые одиноки, сами воспитывают детей. Моя Татьяна работает в школе с детьми, но живет не в этом мире, в другом, где лучше, чище и прекрасней. Женщины острее, чем мужчины, чувствуют одиночество и свою ненужность. Женщина нужна, чтобы приготовить, убрать, погладить, выслушать, но не получает того, чего бы хотела, - ласки и заботы, принца на белом коне. Каждый день приходится  совершать подвиг просыпания и вступления в жизнь, которая неизвестно еще какие сюрпризы принесет.  И надо с этим справляться».   Говорила словно про себя и своих героинь, которые все время чего-то ждут и верят в чудо. 

Им важно, чтобы прилетел космонавт. Они в плену самообмана. В мелодраме «Муха» Владимира Котта Добровольская сыграла одну из таких героинь, которые желают познакомиться, готовы все стерпеть, лишь бы был кто-то рядом, совсем не принц на белом коне, готовы именно ему рожать детей, даже не себе. Но герою Алексея Кравченко ее жертвы не нужны.

В «Артистке» Станислава Говорухина ее Анна Петрова тоже как вариация на заданную тему. Она все время чего-то ждет – ролей, счастья, любимого. А сама актриса дарила веру в лучшее миллионам подобных женщин. Гораздо реже ей выпадали совсем другие роли – царственные, как в «Королеве Марго» Александра Муратова по роману Александра Дюма.

Добровольская могла сыграть все: от королевы до провинциального библиотекаря вроде Любы в «Механической сюите» Дмитрия Месхиева – одна из лучших ее работ, до медсестры в «Кризисе среднего возраста» Гарика Сукачева, где она снималась со своим вторым мужем Михаилом Ефремовым и командой его друзей, претендовавших на поколенческое высказывание, но не удержавших этого знамени. 

Смотрите фотогалерею по теме

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Центром фестиваля станет город КалининградАНО «ОМ», по словам организаторов, позволит в полной мере реализовать проект морского фестиваля «Открытое море» и достичь его главных целей - привлечь молодых
подробнее...

Программа каждый день худела. Зрители приходили на показы, смотрели пару фильмов, а потом коротали час в фойе в ожидании продолжения киноблока. Вопрос к чиновникам: «Почему все решалось в последний
подробнее...

Спустя пару лет после того, как фильм был снят, киноведы и кинокритики включили его в список номинантов своей премии «Белый слон», но Арабов попросил его не рассматривать, поскольку считал
подробнее...

Новый год у россиян давно ассоциируется не только с нарядной елкой, советскими фильмами и бокалом шипучего напитка под бой курантов. Королем в доме под Новый год становится праздничный стол. Самую
подробнее...

Поскольку час смерти Дома кино приближается, в нем поспешили отключить отопление, не думая о зрителях. Все фестивальные дни люди сидели в верхней одежде, не расходились после показа, обсуждали с
подробнее...

Например, семейство Виторганов пришло посмотреть фильм о новогоднем чуде. Эммануил Гедеонович появился с супругой Ириной и двумя дочками: 5-летней Кларой и 6-летней Этель. Присутствующие, конечно же,
подробнее...

Фамилия «Васнецов» ассоциируется с великой династией художников — Виктор Васнецов, Аполлинарий, Андрей… В этом году Андрею Васнецову могло бы исполниться 100 лет. В Российской академии художеств к его
подробнее...

Замдиректора театра Юрий Симонов, ответственный за Симоновскую сцену, принял решение не отменять спектакль и предложил режиссеру Аскару Галимову самому выйти на площадку в роли Кушака. Время на
подробнее...

Фильм «Зита и Гита» о сестрах-близнецах, разлученных в раннем детстве, стал хитом советского проката в середине 1970-х (его посмотрели более 55 миллионов человек). Индийский продюсер и режиссер Нила
подробнее...

Для российских журналистов это непривычно, и подъем на 15-й этаж превратился в квест. Кое-кому потребовалось полчаса на такое восхождение. Как пошутили участники церемонии из Якутии, проще долететь с
подробнее...

С «Дома С Нормальными Явлениями»,своего первого большого релиза, Адиль Жалелов, более известный как Скриптонит,старается превратить хип-хоп в большое музыкальное приключение. Артист стремится выжать
подробнее...

Но сначала «Комбинация» — что это? Девичья поп-группа, скажете вы — и не ошибетесь. Только вот вам двойной смысл, даже двойная мораль: комбинация может быть у игроков и у шулеров одновременно, а может
подробнее...

DJ Alfredo, который оказал значительное влияние на превращение Ибицы в мировой центр культуры танцевальной музыки, скончался на 72-м году жизни от последствий перенесенного ранее инсульта, пишет The
подробнее...

Бросок кобрыСреди советской классики не найдется, пожалуй, и десятка художественных лент, где «играли» бы питоны, удавы, гадюки и прочие ужи.Наиболее насыщенный ситуациями с такими «живыми канатами»
подробнее...

Вместе с хрестоматийными героями мы оказываемся в нынешней Франции, но при этом чувствуем себя в России. Предвосхищая премьеру, Евгений Писарев заинтриговал трактовкой: Тартюф станет перевернутым
подробнее...

Недавно назначенный на пост директора Государственного музея Л.Н. Толстого праправнук писателя Владимир Ильич Толстой на один день стал "экскурсоводом". 27 декабря он согласился водить по
подробнее...

На сцене — большой симфонический оркестр. Музыканты и дирижер во фраках, ничто не выдает принадлежность коллектива к силовому ведомству. Впрочем, силу оркестр показал недюжинную: непростая,
подробнее...

На самом деле ГМИРЛИ в проекте «Мальчики» и другие рождественские истории А.П.Чехова» очерчивает более широкий круг: здесь и «Каштанка», и «Ванька», пишущий письмо на деревню дедушке не когда-нибудь,
подробнее...