Срочные новости раздела
“Услышать сон” Пушкина и Булгакова: театр Маяковского поставил спектакль, где главный - звук

“Услышать сон” Пушкина и Булгакова: театр Маяковского поставил спектакль, где главный - звук

На Малой сцене и не только, как говорится, картина маслом из далёких времён: и без того небольшое пространство третьего этажа заставлено немыслимыми приборами в виде больших колёс, разумеется, деревянных. Тут же пианино с обнаженным нутром. У артистов, одетых в защитного цвета комбинезоны, лётные шлемы и очки, в руках - здоровенные раструбы, или их миникопии, посредством которых они переговариваются друг с другом. Странного вида люди, производящие странные действия, работают как на планшете сцены непосредственно перед зрителем, так и над ними, на антресолях. Про патефон и прочие приборы, названия которых известны только специалистам по акустике, а также песок и другие  сыпучие материалы, присутствующие на сцене, и говорить нечего – все приведено в действие ради сна, да еще русской, а ни какой то там немецкой или египетской,  ночью. 

Его визуальный образ не имеет первостепенного значения, поскольку подчинён акустическому. Да, да, русский сон у режиссера Айду нужно слушать, ибо он, в данном случае, не сколько режиссёр, сколько исследователь, который ставит даже не спектакль, а  выстраивает из звуков перфоманс. 

У него свой метод, и он заключается в тщательном изучении трактатов об искусстве прошлых веков и воплощении их на сцене в синтезе с современными идеями и технологиями. По этому поводу у Айду несколько проектов - в частности, «Сон в русскую ночь» можно отнести к жанру акустического театра. То есть он состоит из звуков, извлекаемые артистами, в основном молодыми, из разных приборов и натуральных материалов. В помощь им приданы архаичная машинерия в виде шумовой машины, машины-ветер, рупоров и ещё бог знает чего. Но что немаловажно: современные электроакустические системы вмонтированы в костюмы артистов, за счёт чего звуковая волна перемещается по залу вместе с ними. 

Театральной игры в привычном смысле слова здесь нет и быть не может. Заряженные электроакустикой артисты и используемая ими машинерия рисует звуковые картины. Чего же? Например, летнего дня из рассказа Василия Шукшина «Там, вдали» с щебетом птиц, плеском воды, стрекотом кузнечиков в траве, шагами по песку в обуви и без, что на первом плане проделывает актриса, у которой одна нога босая, а вторая то в туфельке с каблучком, то позже обута в солдатский сапог. 

От Шукшина, с которого начали театрально-акустический эксперимент, перешли к Платонову («Глиняный дом в уездном саду»), затем звучал фрагмент поджога родового гнезда Дубровских. Однако апофеозом стал пролёт Маргариты по ночной Москве, и разгром квартиры критика конъюктурщика Латунского. И такой гармоничной какофонии, замечу,  не достигла ни одна прежняя театральная постановка  или экранизация великого романа. В театре Маяковского это было нечто - звон разбитых  стёкол мешался с разрывом металлических внутренностей  одиноко стоящего  пианино и ещё бог знает что звучало, рисуя нам образ полета булгаковской красавицы.

При этом звучал текст упомянутых выше произведений, но произнесённый посредством акустических приборов больших и малых форм не всегда был узнаваемых. Впрочем, это не столь важно, как занимательно и неожиданно для звукового прочтения в театральном пространства. На наших глазах велись  как будто научные работы, поддержанные  художником (Катя Бочавар), автором инсценировки (Анна Литкенс) и, разумеется, артистами, самоотверженно убравших свое актёрское эго ради творческих (в данном случае звуковых) экспериментов. Немаловажный фактор данной работы  - продолжительность театрально-акустического перформанса оказалась совсем не мучительным: он  закончился как раз в тот момент, когда еще чуть-чуть и новые знания утомили бы зрителя - ровно через час. В общем, чувство меры режиссера точно не подвело. 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Центром фестиваля станет город КалининградАНО «ОМ», по словам организаторов, позволит в полной мере реализовать проект морского фестиваля «Открытое море» и достичь его главных целей - привлечь молодых
подробнее...

Программа каждый день худела. Зрители приходили на показы, смотрели пару фильмов, а потом коротали час в фойе в ожидании продолжения киноблока. Вопрос к чиновникам: «Почему все решалось в последний
подробнее...

Спустя пару лет после того, как фильм был снят, киноведы и кинокритики включили его в список номинантов своей премии «Белый слон», но Арабов попросил его не рассматривать, поскольку считал
подробнее...

Новый год у россиян давно ассоциируется не только с нарядной елкой, советскими фильмами и бокалом шипучего напитка под бой курантов. Королем в доме под Новый год становится праздничный стол. Самую
подробнее...

Поскольку час смерти Дома кино приближается, в нем поспешили отключить отопление, не думая о зрителях. Все фестивальные дни люди сидели в верхней одежде, не расходились после показа, обсуждали с
подробнее...

Например, семейство Виторганов пришло посмотреть фильм о новогоднем чуде. Эммануил Гедеонович появился с супругой Ириной и двумя дочками: 5-летней Кларой и 6-летней Этель. Присутствующие, конечно же,
подробнее...

Фамилия «Васнецов» ассоциируется с великой династией художников — Виктор Васнецов, Аполлинарий, Андрей… В этом году Андрею Васнецову могло бы исполниться 100 лет. В Российской академии художеств к его
подробнее...

Замдиректора театра Юрий Симонов, ответственный за Симоновскую сцену, принял решение не отменять спектакль и предложил режиссеру Аскару Галимову самому выйти на площадку в роли Кушака. Время на
подробнее...

Фильм «Зита и Гита» о сестрах-близнецах, разлученных в раннем детстве, стал хитом советского проката в середине 1970-х (его посмотрели более 55 миллионов человек). Индийский продюсер и режиссер Нила
подробнее...

Для российских журналистов это непривычно, и подъем на 15-й этаж превратился в квест. Кое-кому потребовалось полчаса на такое восхождение. Как пошутили участники церемонии из Якутии, проще долететь с
подробнее...

С «Дома С Нормальными Явлениями»,своего первого большого релиза, Адиль Жалелов, более известный как Скриптонит,старается превратить хип-хоп в большое музыкальное приключение. Артист стремится выжать
подробнее...

Но сначала «Комбинация» — что это? Девичья поп-группа, скажете вы — и не ошибетесь. Только вот вам двойной смысл, даже двойная мораль: комбинация может быть у игроков и у шулеров одновременно, а может
подробнее...

DJ Alfredo, который оказал значительное влияние на превращение Ибицы в мировой центр культуры танцевальной музыки, скончался на 72-м году жизни от последствий перенесенного ранее инсульта, пишет The
подробнее...

Бросок кобрыСреди советской классики не найдется, пожалуй, и десятка художественных лент, где «играли» бы питоны, удавы, гадюки и прочие ужи.Наиболее насыщенный ситуациями с такими «живыми канатами»
подробнее...

Вместе с хрестоматийными героями мы оказываемся в нынешней Франции, но при этом чувствуем себя в России. Предвосхищая премьеру, Евгений Писарев заинтриговал трактовкой: Тартюф станет перевернутым
подробнее...

Недавно назначенный на пост директора Государственного музея Л.Н. Толстого праправнук писателя Владимир Ильич Толстой на один день стал "экскурсоводом". 27 декабря он согласился водить по
подробнее...

На сцене — большой симфонический оркестр. Музыканты и дирижер во фраках, ничто не выдает принадлежность коллектива к силовому ведомству. Впрочем, силу оркестр показал недюжинную: непростая,
подробнее...

На самом деле ГМИРЛИ в проекте «Мальчики» и другие рождественские истории А.П.Чехова» очерчивает более широкий круг: здесь и «Каштанка», и «Ванька», пишущий письмо на деревню дедушке не когда-нибудь,
подробнее...