Срочные новости раздела
Валентина Теличкина к юбилею открыла выставку и рассказала о любимых праздниках

Валентина Теличкина к юбилею открыла выставку и рассказала о любимых праздниках

2 января, когда Москва погрузилась в новогоднюю дрему и коллеги рассеялись по домам и дачам, в Музее русского лубка и наивного искусства открылась персональная выставка Валентины Теличкиной. В иное время она вызвала бы ажиотаж, а в праздники все было тихо, скромно и концептуально. Называется выставка «Любимые праздники». В воображении Теличкиной они как сны в заснеженном саду, как грезы в летний день.

25 ее работ разных лет запечатлели картину некоего идеального мира. В соседних залах представлены картины известной наивной художницы Люси Вороновой «Цветики-семицветики», работы самоучек, таких, как Владимир Мизинов, у которых нет профессионального образования. Воображение способно унести их в дальние дали, например отправиться с Пушкиным на Кавказ. Вот и Теличкину окончательно причислили к представителям наивного искусства.

Свои работы она пишет на холсте акрилом. «Зимние каникулы» — это сельская картина с одноэтажными и двухэтажными домами, магазином «Рог изобилия», где парень по грудь увяз в снегу, а деревенские красавицы надели коньки и вышли на лед. Елка там словно расцвела то ли красными яблоками, то ли спелыми гранатами.

На картине «Сон перед Рождеством в зимнюю ночь» — кровать в заснеженном саду, а на ней под бело-голубым пододеяльником спит девушка. Рядом — заснеженные деревья и сказочная Жар-птица. «Скоро Новый год» — все та же елка в яблоках и женщина в нарядном платке, несущая корзину с подарками и напоминающую пирамиду елочку. А за ее спиной — повозка, которой управляет самый настоящий Дед Мороз.

Дальше — «Святки», где кружат деревенские царицы, «Крещение» с прорубью, самоваром, коврами на снегу для ныряльщиков. Среди любимых праздников актрисы — Пасха, такая, какой она была в ее родном селе Красном под Арзамасом тогда еще Горьковской области. Теличкина — седьмой ребенок в большой и дружной семье, которую не миновали беды и раскулачивание.

На открытии выставки она вспоминала, как у них принято было на Пасху катать разноцветные крашеные яйца. Их надо было положить в желоб, так, чтобы они летели как с горки. Стукнул чье-то яйцо — можешь его забирать. Про родное село Теличкина написала повесть «Целую, потому что жалко».

Она не может объяснить, как рождаются ее сюжеты. Они как сны. Однажды она написала триптих, посвященный Вере, Надежде, Любви, показала сыну Ивану. Через некоторое время он привел в дом девушку, похожую на ту, что была изображена в работе матери. Так у Валентины Ивановны появилась невестка, которую она словно предугадала.

Теличкина может прийти к кому-то в гости, взять кисти и разрисовать кухонный шкаф, так что из типового он на глазах превратится в уникальный. Недавно в нашем разговоре она посоветовала расписать старый стол и не думать о том, что ничего не получится без навыка. «Вы увидите, что можете все. Рука сама поведет. Попробуйте», — вдохновляющий совет.

Именно так сама Валентина Теличкина и начала рисовать в начале 1990-х, чтобы отвлечься от пессимистических мыслей, связанных с отсутствием работы в кино. Такое было время, зато на свет появилась ее наивная живопись, которую теперь кураторы выставки связали с архетипами рая.

Но кино есть и будет в ее жизни, поскольку Теличкина — прежде всего актриса, да еще такая самобытная. Ее карьера началась в 1964 году с курсовой работы Сергея Соловьева «Стригу и брею в субботу», где она сыграла невесту. Ей часто давали роли невест и имя персонажам оставляли ее собственное. Была у нее еще одна вгиковская работа целой группы молодых режиссеров из мастерской Михаила Ромма «Случай на станции Кочетовка» по рассказу Солженицына и роль Вали, был «Таежный десант» молодых Ускова и Краснопольского и опять роль невесты.

Страна узнала Теличкину в 1967-м, после выхода «Журналиста» Сергея Герасимова, где она сыграла курьера и машинистку провинциальной газеты Валю Королькову. Потом уже ее героиня доросла до журналиста в герасимовской картине «У озера».

Много было хороших режиссеров и ролей в советской жизни актрисы — в «Осенних свадьбах» Бориса Яшина, «Чайке» Юлия Карасика, «Пяти вечерах» Михалкова, «Начале» и «Вассе» Панфилова, «Трясине» Григория Чухрая… Были «Зигзаг удачи» Рязанова, «Не может быть!» Гайдая, «Портрет жены художника» Панкратова… После сериала «Бригада» к Теличкиной подходили на улице и в магазинах молодые люди и благодарили за «сына» — Сашу Белого в исполнении Сергея Безрукова.

Из относительно недавних работ прежде всего вспоминается роль директрисы хореографического училища в «Большом» Валерия Тодоровского — неожиданно жесткая, и Зоя из «Огорода» Ларисы Садиловой, как раз представительница поколения дожития, неожиданно встретившая свою странную и позднюю любовь.

«Сценарий писался в расчете на Валентину Теличкину, хотя она об этом не знала и еще не дала согласия, — вспоминает Лариса Садилова. — Валентина Ивановна очень похожа на мою тетю, но это собирательный образ, в котором есть черты и моей бабушки, и мамы, и тети, которая ездит по сорок километров на дачу и обратно иногда каждый день. Для меня Зоя — воплощение русской женщины, и Валентина Ивановна тоже». Про свою героиню сама актриса говорит словно о самой себе: «Зоя умеет сохранять достоинство при любых обстоятельствах, никогда не взваливает на других свои беды, не жалуется, со всем управляется сама. Она — хозяйка своей жизни». В Валентине Теличкиной тоже немало мягкой силы, действующей беспроигрышно.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Сериал «Черная любовь» вышел в Турции в 2015 году и после финала второго сезона получил в 2017-м премию «Эмми» как лучшая теленовелла года. Сюжет о драматичной любви дочери богатого бизнесмена и сына
подробнее...

Актриса снова перевоплотилась в следователя Анну Спасскую и с учетом всех детективных деталей нового сезона популярного криминального сериала лицо у Кристины должно быть очень серьезным. Андоленко
подробнее...

В программе этого года было немало картин, получивших оскаровские номинации, награды крупных кинофестивалей, потенциальных обладателей премии «Сезар», как «Граф Монте-Кристо» и «Разбитые сердца».
подробнее...

Это не экранизация стихотворного романа Пушкина, а вольная фантазия по его произведению и одноименной опере Чайковского. Картина близка к завершению. Ирина Евтеева показала фрагменты будущего фильма
подробнее...

В гайдаевских «Стульях» Остап — это Арчил Гомиашвили, а Киса — Сергей Филиппов. Известно, когда по телевизору впервые шла захаровская версия, Леонид Иович, посмотрев первые серии, звонил друзьям: «Ну,
подробнее...

Повод заглянуть на Камергерский переулок в МХТ есть всегда, но накануне 150-летия одного из величайших актеров отечественного театра Василия Качалова это особенно важно. Музей МХАТ посвятил ему
подробнее...

Совпадение или нет, но «Шалом» переехал в помещение, где когда-то располагался Центр им. Всеволода Мейерхольда, и открытие нового пространства состоялось в день рождения великого режиссера. Правда,
подробнее...

Переживать, а не посмотреть, — я бы так сказала о зрительском самочувствии на спектакле «Капитанская дочка». Автор инсценировки Анна Матисон перевела прозу в жанр расследования — оно сразу исключает
подробнее...

— На какую войну? У тебя двое детей. Тебе положена отсрочка! — говорит красавица жена супругу, которому, как и всем его товарищам, пришла повестка на фронт.— Геворг идет на войну, Сурен идет. А я что,
подробнее...

Поражает, что при таких данных, при всей бешеной популярности с того момента, как он появился на экране в картине «Овод» (1955 год), когда женщины ради него готовы были на всё, фильмография артиста
подробнее...

Портрет женщины был утерян, когда Пикассо, вероятно, несколько месяцев спустя, в 1901 году нарисовал поверх него картину, изображающую своего друга-скульптора сидящего за столом в оттенках синего и
подробнее...

Как и положено, отец Владимир призывал молиться о душе новопреставленного раба Божьего Олега, напомнив для воцерковленного человека очевидные вещи: в первые три дня после кончины душа человека
подробнее...

Фильмы про журналистов и их специфический профессиональный мир снимают не то чтобы часто, и главные герои в них, как правило, довольно предсказуемы. Есть те, которые говорят и пишут правду, чем бы им
подробнее...

Зато точно стало известно (еще 4 февраля), что участникам съезда будет предложена «Декларация об объединении профессиональных писателей России на базе Общероссийской общественной организации «Союз
подробнее...

Главный герой «Патриота» Саня Кучин (Антон Жижин) за четыре сезона прошел внушительный путь от бывшего спезназовца с намерением всюду навести порядок, как он его понимает, до выпускника Академии ФСБ с
подробнее...

- Невероятно требовательный. О непростом характере Стриженова слагают легенды. Но откуда это пошло? Как говорится, не мы такие, жизнь такая. Придя на работу во МХАТ имени М.Горького, Олег
подробнее...

В этом проекте, который художник Сергей Чернов готовил несколько лет, все не случайно. Начиная с места, которое стало пространством размышления о прошлом и будущем русского авангарда. Галерея на
подробнее...

При этом "закулисная" версия, зачем вообще понадобилось писателям собираться вне очереди, гласит, что по итогам съезда председателем СПР вместо Николая Иванова, прозаика, участника Афганской кампании,
подробнее...