Срочные новости раздела
Легендарная  «Мадмуазель Нитуш»  Вахтанговского отмечает юбилей

Легендарная «Мадмуазель Нитуш» Вахтанговского отмечает юбилей

Факты из истории легендарного спектакля

* Вахтанговский знает две сценические версии оперетты Флоримона Эрве «Мадемуазель Нитуш»: первая была поставлена в трудные военные годы - начали репетировать в 1943 году в Омске, где театр находился в эвакуации, а выпустили уже в Москве в 1944-ом. Режиссёр - худрук театра Рубен Симонов. 

Вторая версия появилась в 2004 году, постановку осуществил режиссёр и педагог театрального института им. Б. В. Щукина Владимир Иванов.

В первом составе вышли никому неизвестные артисты, вчерашние студенты - Нонна Гришаева (Дениса), Александр Олешко (Селестен, он же Флоридор), Мария Аронова (мать-начальница монастырского пансиона), Алексей Завьялов (лейтенант Шамплатро). Команду молодых укрепили опытными артистами - Владимиром Симоновым (брат близнец начальницы пансиона), Лидией Вележевой (опереточная примадонна Коринн), Павлом Любимцевым (директор театра).

На каждом показе вместе с артистами-вахтанговцами участвуют 20 студентов-щукинцев – 12 юношей и 8 девушек. Они вводятся в спектакль на 2 курсе и играют год-полтора, после чего на их место заступает новый курс. Постановщик спектакля Владимир Иванов уверен, что такое знакомство с прославленной сценой для студентов – важная практика и мощная профессиональная прививка. 

* За 20 лет существования второй « «Мадемуазель Нитуш» сыграно 500 представлений в Москве и в 14 городах России. 

*Спектакль стал лауреатом театральной премии газеты «Московский комсомолец», а также премий «Чайка» и «Звезда Театрала».

*За 20 лет роль начальницы пансиона без замены играет только Мария Аронова – единственная, сыгравшая уже более 500 спектаклей.

* Из двадцати шести музыкальных номеров режиссёр Иванов оставил меньше половины. Роль матери-начальницы увеличил, благодаря чему теперь она проходит через все три акта, хотя в первоисточнике появлялась на сцене лишь дважды — в первом и в последнем актах. Она и её брат-близнец превратят любовную историю Денизы и Селестена/Флоридора в каскад и феерию, что в свою очередь позволит изменить жанр оперетты на оперетту-буфф. 

Сюжет оперетты Флоримона Эрве у нас хорошо известен по музыкальному фильму Леонида Квинихидзе «Небесные ласточки» (1976 г.) с Андреем Мироновым, Александром Ширвиндтом, Людмилой Гурченко, Сергеем Захаровым, Ией Нинидзе, Ириной Губановаой. Скромный учитель в монастырском пансионе Селестен ведет двойную жизнь, сочиняет фривольные оперетки, и эту его тайну раскрывает воспитанница того же пансиона Дениза, сама  мечтающая  о театре. В коллизию театрально-монастырских страстей вовлечены примадонна Коринн (постоянно устраивает сцены Флоридору), начальница пансиона и ее брат-близнец полковник, красавец лейтенант Шамплатро (влюбился в Денису), директор театра, а также отважные  гвардейцы и благочестивые воспитанницы пансиона. 

Но дело не только в том, кто кого обманул и каким образом, кто кого полюбил, а кто потерпел поражение на любовном фронте, кто прославился, а кто звезданулся и проиграл. И даже не в том насколько слажено на сцене работает ансамбль. Секрет «Мадемуазель Нитуш» в импровизации, которая как воздух, как питательная среда делает эту забавную историю искрометной и радостной. 

А что такое импровизация? В переводе с древнегреческого - это неожиданность. Именно неожиданности, которых никто не ждал, во многом делают спектакль неповторимым, создают особый его флёр. Вот только одно - уметь импровизировать на сцене умеют считанные единицы. Это вахтанговская школа, которой овладевают немногие.

В «Нитуш» тон по части импровизации изначально задавали два супер профессионала — Мария Аронова и Владимир Симонов. Если Аронова королева импровизации, то Владимир Симонов - король. Король утверждает, что все их импровизационные шалости шли от королевы. В, общем, ищите женщину.

- Между нами не то что состязание, но сильные пикировки бывали. И не по принципу сказал-ответил, чтобы рассмешить публику, а целые сцены, - говорит мне Владимир Симонов. - . Причем, мы шли по тексту, но воздушные проёмы заполняли импровизацией. Что в пьесе написано, а что напридумывали — всё смешалось. Поэтому есть варианты спектакля театра Вахтангова, а есть наши с ней собственные 

Однажды в первом акте перед самым выходом на сцену Аронова обнаружила, что у неё сломались передние накладные зубы, то есть капа буквально надвое развалилась. Эти зубы - удивительная находка актрисы и художника-гримёра Ольги Калявиной, во многом решившая образ. Для острохарактерной актрисы, которая идёт от внешнего к внутреннему,  грим -  70 процентов успеха роли после работы с режиссером. И вот эти самые зубы перед выходом на сцену ломаются, чем не преминул воспользоваться брат-близнец:. «Что-что? Я не понял. Повтори», - попросил он. От такой просьбы  сестрица полковника впадает в ступор, но надо же выходить из положения.  

- Я держу разломившуюся капу языком и губами и повторяю свой текст, - вспоминает актриса. - Это, с одной стороны, мучительно, а с другой, сама еле сдерживаюсь, чтоб не засмеяться. В общем зубы добавили сцене больше комического эффекта.

С этими зубами в «Нитуш» на сцене все время что-то происходило и происходит. Во втором акте героиня Ароновой врывается в театр и начинает петь. В самый эмоциональный момент ее арии, когда в голосе уже появляется дражемент, зубы у неё вообще чуть ли не выпали. И это на глазах у почтенной публики. Что делает Аронова? Она останавливается, держит паузу и сообщает залу: «Чуть зубы не выпали», после чего как ни в чем не бывало продолжила арию.  Публика зашлась от восторга, а  режиссёр тут же закрепил такую находку. 

Но для артистов на главных ролях - Флоридора и Денизы, которые ведут основную сюжетную линию — такое поведение партнеров ни что иное как  вызов. Им никак нельзя отставать от опытных товарищей. И  на одном из спектаклей Александр Олешко, то ещё шутник,  вместо сочинений своего героя неожиданно для всех вдруг запел шлягер из репертуара… Филиппа Киркорова. И когда Дениза с испугом в глазах наивно спросила учителя: «Разве это уже написано?» — «К сожалению, девочка моя, это будет написано», — с прискорбием сообщил он. Зал рухнул. А на просьбу Денизы дать ей «один маленький бокальчик шампанского», он, в связи с введением понятия возрастные ограничения добавил: «Вы же ещё девочка. 18+».

— Зрители «на ура» принимают нашу игру и с радостью на неё откликаются, - рассказывает мне Александр Олешко. Помню, что когда у меня появился телевизионный проект «Минута славы», то гвардейцы (а это студенты) тут же придумали репризу. После моей фразы: «Ну, хорошо, будем считать удачной эту мою маленькую попытку», студенты неожиданно для меня хором грянули «… эту мою маленькую минуту славы».

Что и говорить, актёры ловко вплетают актуальность в старинный сюжет. Вот мать-начальница сидит читает газету. Вслух: «Денег нет (пауза), но вы держитесь». После этой фразы долго не могли продолжать спектакль - так в жилу пришлась эта теперь уже историческая цитата от государственного лица. А после введения против России  санкций из-за присоединения к ней Крыма полковник скажет капризной примадонне Коринн «Поедешь в тур. В Сыктывкар. В Улан-Удэ. Всё, как ты мечтала». 

А вот и примадонна Коринн - Лидия Вележева. Первому появлению на сцене своей героине актриса добавила одну лишь фразу: «И снова - здравствуйте», на которую зал бурно отреагировал, а  фразу стали повторять другие персонажи. 

- Много было нештатных ситуаций, но мы их обращали только на пользу спектакля, - вспоминает Лидия Вележева. - Помню, должна быть моя сцена, а на сцене остались лежать цветы - их забыли от предыдущей сцены, он не должен лежать в моей сцене. Мы за кулисами с режиссером быстро соображаем что делать, что делать? И нас осенило - Басков! На  спектакль как раз пришёл Коля Басков! Я выхожу, поднимаю цветы и пою  «Щарманку» из его репертуара. Без объявления, во французской оперетке, но зал все понял и поддержал меня. На поклонах Коля вынес на сцену огромный букет. 

Такие штрихи, детали с учётом чувства меры и вкуса только добавляют спектаклю красок, энергии, дыхания времени, но….Импровизация - штука коварная, с ней надо уметь обращаться. И учится обращаться. Когда Виктор Добронравов только ввелся на роль учителя музыки, ему, как выпускнику театрального института, тоже хотелось шутить и быть смешным. Но мать-начальница на первых же репетициях сказала ему: «Витюша, у  тебя есть свои репризы, шутки, но не забывай, что всё-таки ты ведешь сюжет».

Молодой артист сделал выводы и довольно быстро стал достойным партнером королевы комедии и импровизации. Их дуэт временами напоминал дуэль, допускавшую как незапланированные шутки, так и активную работу с залом. Виктор Добронравов вспомнил как в третьем акте минут десять показывал интермедию без слов — как его герой попал в монастырь.

- Как я мучился, как преодолевал все препятствия и т.д. Зритель свое отхохотал, и тут Маша решила добить меня: «Я не поняла, можно сначала?» — «А вы, госпожа начальница, не боитесь, что метро закроется?», — спросил я тогда. Ведь спектакль длинный, и время приближалось к одиннадцати. Зал просто рухнул, а мы — вместе с ним. Потом взяли себя в руки и пошли дальше.

Самое интересное, что экземпляра пьесы с бесчисленными изменениями, где зафиксирован счет импровизационных побед и поражений, в репертуарной конторе театра попросту нет. И если в легенде Вахтанговского — в «Принцессе Турандот» — импровизации масок заложены в комедии Карло Гоцци и в самой постановке Евгения Вахтангова как прием, и интермедии проходили строжайший отбор, то в «Мадмуазель Нитуш»… Есть и неудачи, и промахи. Владимир Иванов признаёт, что импровизации в «Нитуш» часто не имеют берегов, оборачиваясь головной болью режиссера.

— У жанра комедия-буфф, как у медали, две стороны. Он действительно допускает элементы импровизации, и первое время артисты, надо сказать, осторожно обращались с рисунком своих ролей, - объясняет Владимир Иванов. - Но когда у актера появляется свобода, тогда вступает в силу игровая стихия. 

Игра в игру? Игра в игре? Умеет ли её вести новое поколение артистов, в основном теоретически и по рассказам старших товарищей знакомое с импровизационным  способом существования на примере — «Принцессы Турандот», или других вахтанговских шедевров. Ведь их ещё в театральной школе учили, что Вахтангов говорил: «Актёр непременно должен быть импровизатором. В этом и есть его талант». Да, импровизация — это минное поле, по которому без умения нельзя ходить — подорвешься. 

— Когда я однажды, стоя за кулисами, услышал со сцены от какого то гвардейца : «Таганка, все ночи полные огня», мне захотелось крикнуть: «Вон из театра!»В этом случае между понятиями «импровизация» и актерский «беспредел» хочется поставить знак равенства. А всем, кажется, что и они  могут, как Аронова, Симонов, Олешко, Гришаева. 

Сколько же студентов и молодых артистов прошли через эту весёлую оперетку - одни стали известными, блистают теперь в кино, другие пропали с горизонта в неизвестном направлении. Да, в «Нитуш» можно ввести кого угодно, и на какую угодно роль - что правда, то правда. Как и правда то, что нельзя заменить в спектакле только Марию Аронову с ее смешными заячьими зубами, корпулентной фигурой и шпагатом, которым она венчает первый акт. Вот так легко, распевная куплеты берет и садится. 

А Владимир Симонов давно выработал свод своих правил и уверен, что во-первых, на сцене импровизация происходит по щелчку, а не как домашняя заготовочка, во-вторых, импровизируя важно не перебрать в своих экспериментах на сцене и нужно оставаться в канве режиссёрского рисунка. «Главное тут соблюдать «золотой коридорчик» между тем, что есть и твоим. Это состояние, когда без вина ты пьян, и от одной ситуации пьянеешь и играешь на сцене буквально во все».

Ну и напоследок: 31 декабря 2024 года, в день рождения «Мадемуазель Нитуш» на сцену выйдут - Мария Аронова, Виктор Добронравов, Полина Рафеева, Анна Антонова, Карен Овеян, Валерий Ушаков, Вера Новикова и, конечно же, 20 никому неизвестных студентов, для которых «Нитуш» , как показала ее история, может стать счастливым стартапом.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Центром фестиваля станет город КалининградАНО «ОМ», по словам организаторов, позволит в полной мере реализовать проект морского фестиваля «Открытое море» и достичь его главных целей - привлечь молодых
подробнее...

Культура любит красивых — и поэтому выбирает их. Наталья Дардыкина пришла в молодежную газету именно в отдел культуры, который потом и возглавила. Экстерьером она всегда напоминала балерину: в
подробнее...

Любые новости об экранизации романов Джоан Роулинг являются для поклонников юного волшебника чем-то вроде потревоженной больной мозоли. Первые слухи о сериале, посвященном вселенной Гарри Поттера,
подробнее...

Несмотря на то, что песни у Дианы Арбениной авторские, по-своему выстраданные и очень эмоциональные, перепевкам они не сопротивляются. Их голосят на кухнях и в караоке, а в прошлом году Ваня
подробнее...

Как водится, премьера – событие не только театральное, но и светское. На этот раз организаторы предложили публике восточный дресс-код. Можно было видеть шаровары, тюрбаны, обилие люрекса и пайеток,
подробнее...

Любовь китайцев к нашей культуре — факт не новый. Сейчас на улицах столицы в любое время года можно увидеть многочисленных гостей из Китая, почти столько же, сколько и до пандемии. И снова улыбчивые
подробнее...

Вахтанговский театр возвращает свой исторический облик. Впрочем, в отличие от некоторых театров, он его толком и не терял. Однако директор театра Кирилл Крок в своих соцсетях недавно рассказал о
подробнее...

Один из лидеров паблик-арта в России, художник Марина Звягинцева, придумала парадоксальный образ высотой четыре метра еще летом. Как ни странно, в жаркие дни она думала о зимнем уюте. Ассоциация
подробнее...

Но литературный календарь на 2025-й оказался настолько насыщенным, что ностальгия развеялась как дым. 230 лет — со дня рождения Рылеева и Грибоедова. 225 лет — Баратынскому. 205 — Афанасию Фету. 155
подробнее...

Оззи неоднократно бывал в России, в нашей стране у него очень большая армия поклонников. В 2014 году в московском «Олимпийском» был концерт Black Sabbath с Оззи Осборном во главе, разумеется. Они
подробнее...

Кроме пылающих роз, ничто не напоминает об известной песне, но есть отголоски шекспировского «Отелло» в простонародной трактовке. Ревнивый мавр, то ли из глины, то ли из пластилина, готов задушить
подробнее...

Премьера мультимедийного концерта «Пушкинские сказки» состоялась во Владикавказе. На сцене Академического русского театра им. Е. Вахтангова поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» впервые прозвучала на
подробнее...

Насыров стал популярен в середине 90-х, исполнив хит «Мальчик хочет в Тамбов». Тогда на него обратили внимание многие, в том числе и Алла Пугачева, которая пророчила простому казахстанскому пареньку
подробнее...

Программа каждый день худела. Зрители приходили на показы, смотрели пару фильмов, а потом коротали час в фойе в ожидании продолжения киноблока. Вопрос к чиновникам: «Почему все решалось в последний
подробнее...

Спустя пару лет после того, как фильм был снят, киноведы и кинокритики включили его в список номинантов своей премии «Белый слон», но Арабов попросил его не рассматривать, поскольку считал
подробнее...

Новый год у россиян давно ассоциируется не только с нарядной елкой, советскими фильмами и бокалом шипучего напитка под бой курантов. Королем в доме под Новый год становится праздничный стол. Самую
подробнее...

Поскольку час смерти Дома кино приближается, в нем поспешили отключить отопление, не думая о зрителях. Все фестивальные дни люди сидели в верхней одежде, не расходились после показа, обсуждали с
подробнее...

Например, семейство Виторганов пришло посмотреть фильм о новогоднем чуде. Эммануил Гедеонович появился с супругой Ириной и двумя дочками: 5-летней Кларой и 6-летней Этель. Присутствующие, конечно же,
подробнее...