Срочные новости раздела
60 лет назад появился один из самых драматичных фильмов «про войну после войны»

60 лет назад появился один из самых драматичных фильмов «про войну после войны»

Сам по себе сюжет фильма никак не назовешь слишком выигрышным. Зрителям показывают историю про героя Великой Отечественной, ставшего инвалидом и после этого отправившегося к себе в родную деревню, чтобы спасти от разорения тамошний колхоз. Однако, благодаря таланту актеров и создателей картины, эта история «про войну после войны» производит очень сильное впечатление.

У главного персонажа существовал реальный прототип. Своего Егора Трубникова сценарист и прозаик Юрий Нагибин списал с Героя Советского Союза командира партизанского отряда Кирилла Орловского. Зимой 1943-го он, возглавив группу бойцов, совершил в немецком тылу очень громкую диверсию. «Лесные мстители» напали на конвой самого белорусского гауляйтера В. Кубе, уничтожив двух высокопоставленных эсесовцев, а также несколько десятков вражеских офицеров и солдат. Наши при этом не понесли потерь. Единственным раненым оказался сам Орловский, ему пришлось ампутировать руку. Став инвалидом, бывший партизанский командир попросил направить его на родную Могилевщину - председателем в умирающий, разоренный войной колхоз. Благодаря «мирным» послевоенным подвигам Орловского это хозяйство возродилось, стало потом одним из самых развитых и богатых в стране.

Матерный дебют

На центральную мужскую роль первоначально планировали пригласить одного из самых востребованных в ту пору советских киноактеров – Евгения Урбанского. Но потом стало понятно, что нужен не столь героически-плакатный образ. Сочетание мужественности, решительности, самоотверженности с некоторой невзрачностью «заземленного мужика» было найдено, когда появилась кандидатура Михаила Ульянова.

Этот актер к тому времени уже сыграл роли в нескольких фильмах, ставших популярными – «Добровольцы», «Простая история». Однако именно то, как Ульянов смог показать на экране Егора Трубникова, окончательно раскрыло глубину его таланта.

Позднее Михаил Александрович вспоминал, что ему было очень не легко перевоплотиться в того Трубникова, которого увидели потом зрители. «Я получил совершенно потрясающую роль… Как поднять такую глыбину? Как сыграть этого не укладывающегося ни в какие рамки человека?..»

Столь непростая актерская работа в «Председателе» имела для Ульянова а числе прочих одно последствие, которое дало длинный «шлейф» в его дальнейшей кинематографической карьере. Судя по сохранившимся воспоминаниям, легендарный «маршал Победы» Георгий Константинович Жуков был столь впечатлен силой образа, созданного для своего экранного героя Михаилом Ульяновым, что высказал пожелание, чтобы в грандиозной киноэпопее «Освобождение» роль его, Жукова исполнил артист Ульянов – «тот, который председателя сыграл». Великого полководца не смущала даже внешняя непохожесть, главное, что полностью совпали характеры – настоящий жУковский и экранный ульяновский. С тех пор на протяжении долгих лет в фильмах про Великую Отечественную военачальника Георгия Жукова играл именно Михаил Ульянов.

Но возвратимся к «Председателю». Интересно, что очень важную помощь в работе над образом своего героя М. Ульянову оказала статься, посвященная партизанскому командиру Кириллу Орловскому, вышедшая как раз в то время в одном из журналов. Прочитав ее Михаил Александрович окончательно «подобрал ключ» к характеру Трубникова: это человек, хоть и инвалид, но с огромной внутренней энергией, способный, словно ураган, сметать все препятствия на пути к тому, что считает правильным и необходимым.  

Чтобы более полно и убедительно показать такую «ураганность», Ульянов – согласовав, конечно, с режиссером, - «позволил» своему экранному персонажу публично использовать ненормативную лексику. Подобное случилось в советском кино впервые! Нет, никаких «ядреных» слов не звучит. Но в одной из самых насыщенных энергетикой сцен председатель колхоза Трубников, дойдя до крайней степени запала в разговоре с жителями деревни, восклицает: «Бабы, закройте уши!», после этого зрителям тоже «закрывают уши» - звук пропадает. Мы только видим самого Егора крупным планом – разгоряченного, возмущенного, и видим его артикуляцию, по которой можно догадаться, какие непечатные обороты речи использует председатель, чтобы достучаться до своих подчиненных.

Товарищ Саахов из Госбезопасности

В «Председателе» сыграли еще несколько тогдашних и будущих «звезд экрана».

Одну из главных женских ролей исполнила великолепная Нонна Мордюкова, ее мужем в фильме стал неповторимый Иван Лапиков.

А вот Владимир Этуш в этой картине, относящейся к его периоду работы «до Гайдая», предстал перед зрителями в образе диаметрально отличающемся от анекдотически колоритных Саахова и Шпака. Хотя и в «Председателе» обыграли его внешнее сходство с кавказцем: Этуш очень убедительно сыграл полковника МГБ явно из числа представителей народов Закавказья (фильм снимался на волне хрущевской кампании против «культа личности», так что показывать в кино жестких, беспощадных руководителей Госбезопасности – а-ля Берия, Кобулов или Гоглидзе, было распространенным приемом).

В этой ленте сыграл свою первую заметную роль в кино недавний выпускник Щукинского училища будущий популярный наш артист Михаил Кокшенов. Он перевоплотился в своего тезку – сына деревенского кузнеца Мишу Костырева. Режиссер даже дал молодому актеру возможность отметиться ярким юмористическим «мазком». В одной из сцен парень, отвечая на вопрос председателя Трубникова «Куда хочешь поступать?» отвечает, явно перепутав слова: «Э-э… в порнографический» (имея, конечно, в ввиду полиграфический институт).

Водка для буренки

Желание создателей фильма впечатлить зрителя неприкрашенной суровой правдой первых послевоенных лет привело не только к появлению на экране матерящегося председателя. Ради пущей убедительности снимаемых кадров режиссер Алексей Салтыков решил прибегнуть к еще одному необычному приему.

Возникла проблема, когда авторы картины захотели показать крайнюю истощенность коров на колхозной ферме. Ведь в те отчаянно-скудные времена, о которых рассказывает картина, с кормами в деревнях было очень плохо. Сплошь и рядом буренки от хронического недоедания так ослабевали, что даже не могли стоять на ногах.

Вот эту запредельную истощенность животных и требовалось теперь продемонстрировать на экране. А как? Морить голодом вполне благополучных коров, чтобы довести их до соответствующей кондиции? Долгий и весьма жестокий процесс. Тогда появилась идея сымитировать ситуацию. Рогатых «актрис» угостили изрядной порцией водки.

Внешний результат получился именно такой, какой требовался. Пьяненькие буренки стали шататься, некоторые, не в силах удержать равновесие, заваливались на бок прямо у себя в стойлах. Теперь оставалось лишь снять как деревенские бабы и девчата (артистки, играющие эти роли) их пытаются поднять. Кадры получились очень убедительные.

Однако съемочный процесс (по понятным причинам делали только единственный дубль) едва не испортил один из парнокопытных исполнителей. Порция спиртного досталась среди прочих и молодому бычку, но на него зелье оказало несколько иное действие. Одурманенный градусом «парень» вместо того, чтобы шататься и падать, вдруг пришел в возбужденное состояние и стал не только прыгать-бегать, но даже наскакивал на некоторых коров с явно фривольными намерениями. Чтобы спасти насыщенную драматизмом сцену, раздухарившегося телка увели в другое помещение, а чтобы он там не наломал спьяну дров (даже в прямом смысле слова) присутствовавший на съемках ветеринар, который контролировал процесс спаивания буренок, чтобы слишком не перебрали, вынужден был сделать животному укол, предварительно наполнив шприц снотворным.

Под боком у Кремля

Натуру для съемок картины выбрали в Подмосковье – в Можайском районе. Между тем, если судить по географическим привязкам, которые озвучены в фильме, дело происходит гораздо ближе к «сердцу нашей родины». Деревня, где живут работники и работницы колхоза «Труд», возглавляемого председателем Егором Трубниковым, называется Коньково. А в одной из реплик экранных героев звучит упоминание про Бутовские пустоши. Подобные подсказки дали основание некоторым кино-следопытам сделать вывод, что события, показанные в кино, разворачиваются на территории современной Москвы. Ее частью стали впоследствии прежняя пригородная деревенька Коньково и другой сельский населенный пункт – Бутово.

Фильм «Председатель» был признан по результатам опроса редакции журнала «Советский экран» лучшим фильмом, а исполнитель главной роли Михаил Ульянов – лучшим актером 1965 года.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В одной номинации с Юрой Борисовым были представлены:  Киран Калкин с фильмом «Настоящая боль» - он и победил, а также Эдвард Нортон - «Совершенный незнакомец», Гай Пирс – «Бруталист», Джероми Стронг
подробнее...

Год назад триумфатором «Золотого глобуса» стала драма «Оппенгеймер» об отце атомной бомбы Роберте Оппенгеймере, получившая пять наград. В секции «комедия-мюзикл» тогда победила картина
подробнее...

Как выяснил “МК”, во втором часу дня 66-летний заслуженный работник культуры РФ вышел из своего кабинета и в коридоре упал без сознания. Лежащего на полу человека увидели сотрудники театра и тут же
подробнее...

Праздничным шествием по улицам города завершился Всероссийский фестиваль уличных театров в Кирове. Более пяти тысяч человек вышли в в мороз, среди которых — Вятская птица счастья, снегурочки и другие
подробнее...

Награда за лучшую роль второго плана в итоге досталась не ему, а американскому актеру Кирану Калкину, младшему брату Маколея Калкина («Один дома»). Он номинировался с картиной «Настоящая боль» Джесси
подробнее...

Вот только если бы премьера «Иронии…» состоялась прямо сейчас, уверен, никогда это не дало бы такого умопомрачительного рейтинга, как тогда, 1 января 1976 года. Потому что тот зритель середины 70-х
подробнее...

Такая цифра - не шутка, хотя новогоднее шоу все было построено именно на шутках, трюках, иронии и музыке. Но самое главное, что исходной точкой для этого стали последние премьеры Волковского - «Сказка
подробнее...

Незадолго до нового года Виктор Глазунов сообщил, что заболел. Позже выяснилось, что артист находился в больнице после инсульта.«Когда это выяснилось, — с горечью рассказывает Марк Розовский, — Мы
подробнее...

Он номинируется в категории «Лучшая роль второго плана» - за роль гопника, оказавшегося хорошим парнем  в фильме «Анора» американского режиссера Шона Бейкера.   «Анора» также претендует на награды в
подробнее...

На сегодняшний день она — одна из самых выдающихся исполнительниц мировой оперной сцены. На открытии фестиваля, которое прошло в Государственном концертном зале им. А.М.Каца, новосибирская публика
подробнее...

Если только лишь взять да послушать песни Максима, его композиции — это удовольствие, каких мало. То, что он сделал в кино, в мюзиклах — просто шедевры. И «Три мушкетера», и «Мэри Поппинс», и
подробнее...

2 января, когда Москва погрузилась в новогоднюю дрему и коллеги рассеялись по домам и дачам, в Музее русского лубка и наивного искусства открылась персональная выставка Валентины Теличкиной. В иное
подробнее...

- Женя, когда узнала о своем онкологическом диагнозе, говорила только одно: «Я словно во сне. Я не верю, что это происходит со мной», - рассказывает Николай Скорик. – Она удивительным была человеком –
подробнее...

Раньше я никогда это не смотрел, плевался, ругался, брезговал. Потому что вот так смеяться, как там — гы-гы-гы — ну просто себя не уважать, да, ниже своего достоинства. А тут включил все же
подробнее...

Легендарный композитор, несмотря на почтенный возраст, находится в отличной форме и по-прежнему активно работает. Недавно Александр Сергеевич побывал в редакции «МК» и рассказал нам о своей жизни. На
подробнее...

Знакомый всем со школьных лет «маленький человек» упирается под потолок небольшого полуподвального театра. Он напоминает Гулливера из уличного театра. На ходулях, переходящих в стоптанные башмаки,
подробнее...

Театру из Альметьевска уже 80 лет, и его называют ровесником татарской нефти. Сейчас этот театр можно назвать директорским: возглавляющая его Фарида Исмагилова приглашает на постановки режиссеров, чьи
подробнее...

На Малой сцене и не только, как говорится, картина маслом из далёких времён: и без того небольшое пространство третьего этажа заставлено немыслимыми приборами в виде больших колёс, разумеется,
подробнее...