Срочные новости раздела
Ковры высокого полета: декоративное переложили на живописный язык

Ковры высокого полета: декоративное переложили на живописный язык

Долгое время считалось, что живопись, скульптура и графика – высший пилотаж в искусстве, когда как остальное – так, декоративно-прикладное, утилитарное... Во второй половине ХХ века ситуация изменилась: текстиль вышел за рамки украшательства в 1970-х, а последние несколько лет стал одной из самых актуальных форм концептуального искусства. Неудивительно, что живописцы стараются не отставать от тренда и размышлять «вокруг» текстильной философии.

Проект «О коврах» готовился учениками известной художницы Аси Феоктистовой месяцами. Многие авторы занимаются у нее с момента появления мастерской четыре года назад и учатся не столько технике, столько концептуальному и проектному мышлению. Эту выставку «ткали» более десяти авторов, и каждый нашел свой подход к пониманию ковра как философской парадигмы и ткани как медиума. В конце концов, холст – это тоже ткань. Для премьеры проекта выбрали самое подходящее место – галерею Евгения Шутко, которая специализируется на современных художественных гобеленах и коврах.

На входе в уютное помещение на Новинском бульваре встречает портрет загадочной дамы кисти Натальи Яшкиной под названием «За закрытыми дверями», как бы намекая на контекст, где открываются иные эстетические свойства декоративного и домашнего. Девушка с голубым лицом и копной малиновых волос написана в затейливом обрамлении, будто это зеркало, а мы в его отражении увидели образ из прошлого или будущего. На ум приходят тысячи портретов известных живописцев, изображавших женщин в зеркальном преломлении – от Эдгара Дега до Пабло Пикассо. Тайная суть вещей с порога приоткрывается в нетривиальном контексте.

В трех залах можно найти самые разные интерпретации декоративных элементов. Так, Ира Чи пишет на своем «ковре» структуру собственной души в семь слоев, используя оптику психосинтеза итальянского психолога и гуманиста, ученика Фрейда Роберто Ассаджоли, разработавшего теорию о гармоничном саморазвитии. В личностный ковер она вплетает архетипы и символ женского начала – в самый центр.

Татьяна Сальникова плетет свой «ковер» в ритме танца, фигуры балерин становятся его узорами, пластика тела приобретает орнаментальность. Светлана Полянцева свои узоры создает из элементов прялок и резных сундуков, тем самым напоминая о ценности ручного труда, за которым стоят не только усилия и время, но и душевность и теплота, чего не сыскать в фабричной «вязке». В центре картины – почти супрематическое колесо времени из белых и красных штрихов, которое создает эффект движения на статичном фоне из элементов рукотворного быта.

Александр Милов – единственный, кто использовал натуральный ковер в качестве основы для живописного высказывания. В него он врезал зеркало и «глазки» бинокля, а еще покрыл рисунками в стиле граффити, соединив советский, знакомый с детства, бабушкин интерьер и современное декоративное, что можно встретить на любой улице. Тем самым, автор превращает ковер в соучастника и героя. Ассоциация с ковром-самолетом добавляет сказочного контекста его работе.

Рядом с этим красным ковром – еще один, но уже совершенно красный. Карина Еганян объясняет свой сюжет просто: «Когда я думаю о ковре, я закрываю глаза и вижу красный». Понятно, откуда может быть эта ассоциация – «бабушкин» ковер того же цвета. Но яркое, насыщенное одним многословным цветом, видение Карины окружено живописной рамкой из абстрактных мазков серого, оранжевого и бурого. Что подчеркивает психологию красного, который занимает особое место в истории искусства и наполнен сложным символизмом.

Самый узорчатый и масштабный «ковер» написала Катя Кочубей: произведение состоит из пяти частей, где будто бы вышита детская потешка: «Ласточка-Паласочка, где была? У Бога! Что делала? Полотно ткала…» Слова написаны неразрывно и соединяются в чистый орнамент, который оплетает и наслаиваются на фотографию бабушки и малышки. Получилось ностальгическое и эффектное произведение, которое задевает потаенные чертоги памяти.

Ася Феоктистова, инициировавшая проект, создала свой ковер из обрывков старых холстов, которые копились в ее мастерской 10 лет. Так она, словно из слайдов воспоминаний, собрала огромный гобелен высотой больше трех метров с жизнеутверждающим названием «Начало весеннего Возрождения». Жизнь, и правда, плетется из лоскутов событий и мыслей, так же и этот проект «О коврах» сложен из мыслеформ разных личностей.

Ярким событием на фоне асиного ковра стала «Рождественская сказка» – литературно-музыкальный спектакль, во время которого актер Дмитрий Столбцов читал стихи русских поэтов под сюиту №1 Иоганна Себастьяна Баха, исполненную на виолончели Никитой Кочергиным. Начал чтец со строк из Николая Гумилева и Бориса Рыжего, а закончил рассказом «Неразменный рубль» Николая Лескова, герою которого, мальчику Миколке, снится, будто он попал на ярмарку с монетой, и она снова и снова появляется у него в кармане, если тратишь ее бескорыстно. Но пропадает, если проявить эгоизм. Мораль эта в чем-то резонирует идее проекта, который сплетает разные движения души с добрым, гармоничным, очень человечным посылом.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

И вот «Противостояние». В 1985-м это уже было. И как! Исходные данные следующие: Юлиан Семёнов, безусловно, мастер; Семён Аранович, замечательный режиссер; Олег Басилашвили, Андрей Болтнев… Но и этого
подробнее...

Центром фестиваля станет город КалининградАНО «ОМ», по словам организаторов, позволит в полной мере реализовать проект морского фестиваля «Открытое море» и достичь его главных целей - привлечь молодых
подробнее...

Культура любит красивых — и поэтому выбирает их. Наталья Дардыкина пришла в молодежную газету именно в отдел культуры, который потом и возглавила. Экстерьером она всегда напоминала балерину: в
подробнее...

Любые новости об экранизации романов Джоан Роулинг являются для поклонников юного волшебника чем-то вроде потревоженной больной мозоли. Первые слухи о сериале, посвященном вселенной Гарри Поттера,
подробнее...

Несмотря на то, что песни у Дианы Арбениной авторские, по-своему выстраданные и очень эмоциональные, перепевкам они не сопротивляются. Их голосят на кухнях и в караоке, а в прошлом году Ваня
подробнее...

Как водится, премьера – событие не только театральное, но и светское. На этот раз организаторы предложили публике восточный дресс-код. Можно было видеть шаровары, тюрбаны, обилие люрекса и пайеток,
подробнее...

Вахтанговский театр возвращает свой исторический облик. Впрочем, в отличие от некоторых театров, он его толком и не терял. Однако директор театра Кирилл Крок в своих соцсетях недавно рассказал о
подробнее...

Любовь китайцев к нашей культуре — факт не новый. Сейчас на улицах столицы в любое время года можно увидеть многочисленных гостей из Китая, почти столько же, сколько и до пандемии. И снова улыбчивые
подробнее...

Один из лидеров паблик-арта в России, художник Марина Звягинцева, придумала парадоксальный образ высотой четыре метра еще летом. Как ни странно, в жаркие дни она думала о зимнем уюте. Ассоциация
подробнее...

Но литературный календарь на 2025-й оказался настолько насыщенным, что ностальгия развеялась как дым. 230 лет — со дня рождения Рылеева и Грибоедова. 225 лет — Баратынскому. 205 — Афанасию Фету. 155
подробнее...

Оззи неоднократно бывал в России, в нашей стране у него очень большая армия поклонников. В 2014 году в московском «Олимпийском» был концерт Black Sabbath с Оззи Осборном во главе, разумеется. Они
подробнее...

Кроме пылающих роз, ничто не напоминает об известной песне, но есть отголоски шекспировского «Отелло» в простонародной трактовке. Ревнивый мавр, то ли из глины, то ли из пластилина, готов задушить
подробнее...

Премьера мультимедийного концерта «Пушкинские сказки» состоялась во Владикавказе. На сцене Академического русского театра им. Е. Вахтангова поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» впервые прозвучала на
подробнее...

Насыров стал популярен в середине 90-х, исполнив хит «Мальчик хочет в Тамбов». Тогда на него обратили внимание многие, в том числе и Алла Пугачева, которая пророчила простому казахстанскому пареньку
подробнее...

Программа каждый день худела. Зрители приходили на показы, смотрели пару фильмов, а потом коротали час в фойе в ожидании продолжения киноблока. Вопрос к чиновникам: «Почему все решалось в последний
подробнее...

Спустя пару лет после того, как фильм был снят, киноведы и кинокритики включили его в список номинантов своей премии «Белый слон», но Арабов попросил его не рассматривать, поскольку считал
подробнее...

Новый год у россиян давно ассоциируется не только с нарядной елкой, советскими фильмами и бокалом шипучего напитка под бой курантов. Королем в доме под Новый год становится праздничный стол. Самую
подробнее...

Поскольку час смерти Дома кино приближается, в нем поспешили отключить отопление, не думая о зрителях. Все фестивальные дни люди сидели в верхней одежде, не расходились после показа, обсуждали с
подробнее...