Срочные новости раздела
Ковры высокого полета: декоративное переложили на живописный язык

Ковры высокого полета: декоративное переложили на живописный язык

Долгое время считалось, что живопись, скульптура и графика – высший пилотаж в искусстве, когда как остальное – так, декоративно-прикладное, утилитарное... Во второй половине ХХ века ситуация изменилась: текстиль вышел за рамки украшательства в 1970-х, а последние несколько лет стал одной из самых актуальных форм концептуального искусства. Неудивительно, что живописцы стараются не отставать от тренда и размышлять «вокруг» текстильной философии.

Проект «О коврах» готовился учениками известной художницы Аси Феоктистовой месяцами. Многие авторы занимаются у нее с момента появления мастерской четыре года назад и учатся не столько технике, столько концептуальному и проектному мышлению. Эту выставку «ткали» более десяти авторов, и каждый нашел свой подход к пониманию ковра как философской парадигмы и ткани как медиума. В конце концов, холст – это тоже ткань. Для премьеры проекта выбрали самое подходящее место – галерею Евгения Шутко, которая специализируется на современных художественных гобеленах и коврах.

На входе в уютное помещение на Новинском бульваре встречает портрет загадочной дамы кисти Натальи Яшкиной под названием «За закрытыми дверями», как бы намекая на контекст, где открываются иные эстетические свойства декоративного и домашнего. Девушка с голубым лицом и копной малиновых волос написана в затейливом обрамлении, будто это зеркало, а мы в его отражении увидели образ из прошлого или будущего. На ум приходят тысячи портретов известных живописцев, изображавших женщин в зеркальном преломлении – от Эдгара Дега до Пабло Пикассо. Тайная суть вещей с порога приоткрывается в нетривиальном контексте.

В трех залах можно найти самые разные интерпретации декоративных элементов. Так, Ира Чи пишет на своем «ковре» структуру собственной души в семь слоев, используя оптику психосинтеза итальянского психолога и гуманиста, ученика Фрейда Роберто Ассаджоли, разработавшего теорию о гармоничном саморазвитии. В личностный ковер она вплетает архетипы и символ женского начала – в самый центр.

Татьяна Сальникова плетет свой «ковер» в ритме танца, фигуры балерин становятся его узорами, пластика тела приобретает орнаментальность. Светлана Полянцева свои узоры создает из элементов прялок и резных сундуков, тем самым напоминая о ценности ручного труда, за которым стоят не только усилия и время, но и душевность и теплота, чего не сыскать в фабричной «вязке». В центре картины – почти супрематическое колесо времени из белых и красных штрихов, которое создает эффект движения на статичном фоне из элементов рукотворного быта.

Александр Милов – единственный, кто использовал натуральный ковер в качестве основы для живописного высказывания. В него он врезал зеркало и «глазки» бинокля, а еще покрыл рисунками в стиле граффити, соединив советский, знакомый с детства, бабушкин интерьер и современное декоративное, что можно встретить на любой улице. Тем самым, автор превращает ковер в соучастника и героя. Ассоциация с ковром-самолетом добавляет сказочного контекста его работе.

Рядом с этим красным ковром – еще один, но уже совершенно красный. Карина Еганян объясняет свой сюжет просто: «Когда я думаю о ковре, я закрываю глаза и вижу красный». Понятно, откуда может быть эта ассоциация – «бабушкин» ковер того же цвета. Но яркое, насыщенное одним многословным цветом, видение Карины окружено живописной рамкой из абстрактных мазков серого, оранжевого и бурого. Что подчеркивает психологию красного, который занимает особое место в истории искусства и наполнен сложным символизмом.

Самый узорчатый и масштабный «ковер» написала Катя Кочубей: произведение состоит из пяти частей, где будто бы вышита детская потешка: «Ласточка-Паласочка, где была? У Бога! Что делала? Полотно ткала…» Слова написаны неразрывно и соединяются в чистый орнамент, который оплетает и наслаиваются на фотографию бабушки и малышки. Получилось ностальгическое и эффектное произведение, которое задевает потаенные чертоги памяти.

Ася Феоктистова, инициировавшая проект, создала свой ковер из обрывков старых холстов, которые копились в ее мастерской 10 лет. Так она, словно из слайдов воспоминаний, собрала огромный гобелен высотой больше трех метров с жизнеутверждающим названием «Начало весеннего Возрождения». Жизнь, и правда, плетется из лоскутов событий и мыслей, так же и этот проект «О коврах» сложен из мыслеформ разных личностей.

Ярким событием на фоне асиного ковра стала «Рождественская сказка» – литературно-музыкальный спектакль, во время которого актер Дмитрий Столбцов читал стихи русских поэтов под сюиту №1 Иоганна Себастьяна Баха, исполненную на виолончели Никитой Кочергиным. Начал чтец со строк из Николая Гумилева и Бориса Рыжего, а закончил рассказом «Неразменный рубль» Николая Лескова, герою которого, мальчику Миколке, снится, будто он попал на ярмарку с монетой, и она снова и снова появляется у него в кармане, если тратишь ее бескорыстно. Но пропадает, если проявить эгоизм. Мораль эта в чем-то резонирует идее проекта, который сплетает разные движения души с добрым, гармоничным, очень человечным посылом.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В этом проекте, который художник Сергей Чернов готовил несколько лет, все не случайно. Начиная с места, которое стало пространством размышления о прошлом и будущем русского авангарда. Галерея на
подробнее...

При этом "закулисная" версия, зачем вообще понадобилось писателям собираться вне очереди, гласит, что по итогам съезда председателем СПР вместо Николая Иванова, прозаика, участника Афганской кампании,
подробнее...

Отдельные предметы их творчества часто бывают представлены среди экспонатов на выставках, посвященных русскому авангарду. Но никогда прежде не рассматривалась в такой полноте история их отношений,
подробнее...

В залах, где расположилась выставка, удивительно тихо. Даже если и встречаешь компанию людей — они проходят от полотна к полотну молча. Заразительная беззвучность, звенящая в атмосфере экспозиции,
подробнее...

Низкие своды. Небольшая залитая февральским солнцем комната. Мольберт, тюбики, банки с краской вокруг, кисти, картонажные папки с рисунками послевоенных лет, на стенах — картины. Старые фотографии, но
подробнее...

Триумф американской картины «Анора» Шона Бейкера с участием российских актеров на Каннском кинофестивале, где она получила «Золотую пальмовую ветвь», до сих пор у многих кинематографистов и зрителей
подробнее...

В первых комментариях «МК» Иванов говорил о кандидатуре советника президента уклончиво — мол, как решит съезд, так и будет, но чисто технически Владимир Ростиславович — как и любой другой член союза —
подробнее...

Вечер организовал их сын, продюсер Иван Панфилов, с использованием технологии дипфейка, чтобы создать иллюзию присутствия своих родителей в зале. Все время звучали их монологи. Казалось, что говорит
подробнее...

«На последней странице первой тетрадки в рамке напечатано: «Продается в книжном магазине Ивана Васильевича Сленина у Казанского моста по 5 рублей, а с пересылкою — по шесть рублей».— Какой тираж был у
подробнее...

За годы существования «Оскара», а это уже почтенные 96 лет, его получали русские по происхождению операторы, композиторы, художники по костюмах, режиссеры и фильмы…Первым лауреатом от СССР стал в 1943
подробнее...

В зале Шнитке Московского международного дома музыки аншлаг. Среди гостей — родные и близкие Ирины Архиповой, а также музыкальный критик и обозреватель Йосси Тавор, историк оперы Александр Матусевич и
подробнее...

Прежде чем откроется занавес, зритель успеет прочитать цитату из лекции Владимира Набокова о «Дон Кихоте», где есть глава о жестокости и мистификации. Антон Федоров поведет нас именно в этом
подробнее...

Трудно реконструировать события тех лет, но с уверенностью можно сказать, что в светских гостиных, на балах и приемах звучали фразы такого рода:— А вы уже прочитали, милостивый государь? Каков Пушкин!
подробнее...

Признаков насильственной смерти не обнаружили, но пока продолжается расследование. Джин Хэкмен когда-то служил в морской пехоте и в кино пришел, когда ему было за 30, проработал в нем более 40 лет. Он
подробнее...

В феврале Гаврас лично представил на Роттердамском кинофестивале свой новый фильм «Последнее дыхание» о том, как человеку можно достойно уйти в мир иной, и что могут для этого сделать его близкие и
подробнее...

Этот шедевр в Доме Островского имеет давнюю историю: впервые «Без вины виноватые» сыграли через год после написания автором пьесы — в 1884 году, как бенефис актрисы Надежды Никулиной, выступившей в
подробнее...

Из телевидения он создал американский Бродвей в самом лучшем смысле этого слова. Творил прямо у всех на глазах. Исполнял любую мечту любимых артистов. Вот хотят они спеть, сыграть эту песню, западный
подробнее...

● ● ●Александра Лукьянова. Губернский театр. Маша Миронова в спектакле «Капитанская дочка».Саша такая маленькая, хрупкая — кажется, что ее театральным ветром унесет со сцены. Но хрустальная хрупкость
подробнее...