Срочные новости раздела
Корпоративы в театрах: Крок, Варшавер, Воробьев объяснили, что важнее – репутация или деньги

Корпоративы в театрах: Крок, Варшавер, Воробьев объяснили, что важнее – репутация или деньги

Не секрет, что некоторые столичные театры не вчера начали практиковать формат новогоднего обслуживания: Ермоловский, им. Моссовета (академический, между прочим), и многие другие. То есть дирекция продает свой спектакль какому-нибудь банку, корпорации или  компании, при этом заказчик выплачивает  дирекции целиком валовый сбор независимо от того, сколько в зале на 800 или 1000 мест будет зрителей – 100, 300, 500... Заказавший музыку, то есть спектакль, гуляет так, как считает нужным. Как нам рассказали организаторы подобных мероприятий, фуршет к зрелищу прилагается в режиме нон-стоп  по схеме: выпил – закусил – приобщился к высокому – выпил- закусил – приобщился и так далее. Почему нет? Уплочено! 

Так, театр им. Моссовета только за последний месяц дал три предновогодних целевика на своей большой сцене – «Вишневый сад», «Опасные связи» и «Игроки». Причем последний по случаю корпоратива с маленькой сцены на сто мест по-быстрому приспособили к большой, и валовый сбор с 290 000 возрос до двух с половиной миллионов. Казалось бы, театр Моссовета заработал и теперь может смело отчитываться  перед учредителем – Департаментом культуры – в выполнении госзадания. Плохо ли, если учесть, что Депкульт ждет от своих подведомственных учреждений повышения доходов. 

Но в том-то все и дело, что здесь, во-первых, идет подмена по показателям, а во-вторых, за год театр Моссовета не выпустил на основной сцене ни одной премьеры, последнюю – «Пиковую даму», к юбилею Валентины Талызиной, – сыграли в начале ноября прошлого года.  

А во-вторых, то, что не стыдно для попсы и является ее сутью, для театрального искусства, театра и драматических артистов, как ни странно, выглядит весьма унизительно. Унижение заключается в том, что артисты играют не на полный зал, а в театре Моссовета, рассчитанного на 1090 мест, на «Игроках» партер едва был заполнен. Но самый неприятный момент подобного формата – это «ходынка» во время спектакля из зала на фуршет и с фуршета в зал. Не исключено, что артисты свой дискомфорт от полупустого зала  компенсируют повышенным гонорарном, но осадочек, как говорится,  останется. 

Есть еще один немаловажный нюанс – жизненный: высококультурные корпоративы, и даже со спектаклями по классической литературе, как правило, имеют некрасивый финал: люди гуляли, кто-то перебрал – его выворачивает, а  кого-то выносят как бревно. По нашим сведениям, в театр Моссовета, когда давали «Игроков», одной барышне стало так плохо, что пришлось вызывать «скорую». Да и заказчик, надо сказать, остался не очень доволен. Но не самим зрелищем на сцене (в «Игроках» занята молодежь),  а тем, что вокруг: ремонт, идущий в цокольном этаже в коридоре между мужским и женским туалетом, подпортил новогоднюю картину. 

Что думают о подобной практике профессионалы театра? Мы поговорили с директорами первого ряда. 

Марк Варшавер, директор Московского театра «Ленком Марка Захарова». «Если у кого-то есть возможность сдавать театр и хорошо на этом зарабатывать – почему нет? Но лично я противник целевых спектаклей. В месяце 26 рабочих дней, а у меня в афише 16 репертуарных названий, и  эти спектакли должны играться минимум по два раза в месяц. Думаю,  что у тех, кто  сдает театры вместе со спектаклем, с творчеством не все в  порядке.. И не надо забывать, что, устраивая целевые спектакли, мы  лишаем зрителя возможности попасть в театр. И еще важный аспект:  мне непонятно, как можно сдавать зал для 300 человек, имея зал больше чем на 1000? Надо же думать об артистах...» 

Андрей Воробьев, директор театра «Мастерская Петра Фоменко»: «Надо понимать, что учредитель, то есть Департамент культуры, дает нам площадку для реализации уставного вида деятельности, а не для того, чтобы театр становился очередной увеселительной площадкой. Мы никому ничего не сдаем, у нас самих не хватает сцен, чтобы играть 46 названий хотя бы один раз в месяц. А если мы делаем целевые спектакли, то или по запросу учредителя, или на безвозмездной основе для меценатов театра, которые много лет поддерживают «Мастерскую Петра Фоменко». Театральная площадка – это место, где молятся, где намаливается  искусство. Устраивать там корпоративы – значит разрушать энергию, которую артисты создают для зрителей. 

Кирилл Крок, директор театра имени Евгения Вахтангова: «Вижу в этом только коммерческую составляющую и глубокое неуважение к самому театру, к артистам. Когда какая-то компания или банк считают, что они пришли в театр как в ресторан – попить, поесть, а бонусом еще им что-то тут сыграют, артисты поломаются для них на сцене, – это вопрос не к заказчику, а к дирекции театра. Значит, ей не стыдно перед своими артистами, что в огромном зале сидит триста человек. И эти триста будут все время ходить из зала в фойе и поднимать там рюмочку за Новый год и возвращаться навеселе в зал?.. В этом я вижу только  понижение статуса театра, театральной культуры. Когда я слышу, что такое происходит, мне хочется крикнуть: «Господа, деньги рано или поздно закончатся, а позор останется». 

Кстати, это слова Фаины Раневской, много лет прослужившей именно в театре Моссовета. Но цитаты цитатами, а жизнь есть жизнь. И легко судить директорам успешных театров, где с кассой и с зарплатами артистов, других работников все в порядке. Но ведь есть те, кому в силу  разных обстоятельств трудно, и они сдают свои площади, думаю, понимая, что для театра это совсем не гут. 

– Если трудно, тогда надо посмотреть на себя, на свой репертуар (кто у вас ставит, кто играет) и сделать выводы, – уверен Кирилл Крок. – Но даже если мне трудно, это не значит, что я должен опускаться до уровня ресторана. К примеру, у нас на Исторической сцене идет «Евгений Онегин», а я сдам зал и сообщаю артистам, что там – триста человек. Но есть понятие спектакля, уважения к сцене, к артистам...

Проблема превращения театров в подобие ресторанов (пусть и с мишленовскими звездами) совсем не нова. Так, еще в начале 20-х годов, в расцвет НЭПа, директор М.Х.Т. Немирович-Данченко обращался  с объявлением к артистам Художественного: «Из разных ресторанов и других общественных «встреч» Нового года будут, конечно, приглашать артистов нашего театра и студий для исполнения «номеров» перед ужинающими совбурами и спекулянтами. И будут очень дорого платить. Еще бы! И лестно: забавлять за ужином будут артисты Художественного театра или его студий. И легко достижимо: что теперь несколько миллионов! Увы, я не поручусь, что для всех ясно, как унизительны, как постыдны такие выступления…»

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

И вот «Противостояние». В 1985-м это уже было. И как! Исходные данные следующие: Юлиан Семёнов, безусловно, мастер; Семён Аранович, замечательный режиссер; Олег Басилашвили, Андрей Болтнев… Но и этого
подробнее...

Центром фестиваля станет город КалининградАНО «ОМ», по словам организаторов, позволит в полной мере реализовать проект морского фестиваля «Открытое море» и достичь его главных целей - привлечь молодых
подробнее...

Культура любит красивых — и поэтому выбирает их. Наталья Дардыкина пришла в молодежную газету именно в отдел культуры, который потом и возглавила. Экстерьером она всегда напоминала балерину: в
подробнее...

Любые новости об экранизации романов Джоан Роулинг являются для поклонников юного волшебника чем-то вроде потревоженной больной мозоли. Первые слухи о сериале, посвященном вселенной Гарри Поттера,
подробнее...

Несмотря на то, что песни у Дианы Арбениной авторские, по-своему выстраданные и очень эмоциональные, перепевкам они не сопротивляются. Их голосят на кухнях и в караоке, а в прошлом году Ваня
подробнее...

Как водится, премьера – событие не только театральное, но и светское. На этот раз организаторы предложили публике восточный дресс-код. Можно было видеть шаровары, тюрбаны, обилие люрекса и пайеток,
подробнее...

Вахтанговский театр возвращает свой исторический облик. Впрочем, в отличие от некоторых театров, он его толком и не терял. Однако директор театра Кирилл Крок в своих соцсетях недавно рассказал о
подробнее...

Любовь китайцев к нашей культуре — факт не новый. Сейчас на улицах столицы в любое время года можно увидеть многочисленных гостей из Китая, почти столько же, сколько и до пандемии. И снова улыбчивые
подробнее...

Один из лидеров паблик-арта в России, художник Марина Звягинцева, придумала парадоксальный образ высотой четыре метра еще летом. Как ни странно, в жаркие дни она думала о зимнем уюте. Ассоциация
подробнее...

Но литературный календарь на 2025-й оказался настолько насыщенным, что ностальгия развеялась как дым. 230 лет — со дня рождения Рылеева и Грибоедова. 225 лет — Баратынскому. 205 — Афанасию Фету. 155
подробнее...

Оззи неоднократно бывал в России, в нашей стране у него очень большая армия поклонников. В 2014 году в московском «Олимпийском» был концерт Black Sabbath с Оззи Осборном во главе, разумеется. Они
подробнее...

Кроме пылающих роз, ничто не напоминает об известной песне, но есть отголоски шекспировского «Отелло» в простонародной трактовке. Ревнивый мавр, то ли из глины, то ли из пластилина, готов задушить
подробнее...

Премьера мультимедийного концерта «Пушкинские сказки» состоялась во Владикавказе. На сцене Академического русского театра им. Е. Вахтангова поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» впервые прозвучала на
подробнее...

Насыров стал популярен в середине 90-х, исполнив хит «Мальчик хочет в Тамбов». Тогда на него обратили внимание многие, в том числе и Алла Пугачева, которая пророчила простому казахстанскому пареньку
подробнее...

Программа каждый день худела. Зрители приходили на показы, смотрели пару фильмов, а потом коротали час в фойе в ожидании продолжения киноблока. Вопрос к чиновникам: «Почему все решалось в последний
подробнее...

Спустя пару лет после того, как фильм был снят, киноведы и кинокритики включили его в список номинантов своей премии «Белый слон», но Арабов попросил его не рассматривать, поскольку считал
подробнее...

Новый год у россиян давно ассоциируется не только с нарядной елкой, советскими фильмами и бокалом шипучего напитка под бой курантов. Королем в доме под Новый год становится праздничный стол. Самую
подробнее...

Поскольку час смерти Дома кино приближается, в нем поспешили отключить отопление, не думая о зрителях. Все фестивальные дни люди сидели в верхней одежде, не расходились после показа, обсуждали с
подробнее...