Бросок кобры
Среди советской классики не найдется, пожалуй, и десятка художественных лент, где «играли» бы питоны, удавы, гадюки и прочие ужи.
Наиболее насыщенный ситуациями с такими «живыми канатами» фильм — криминальная драма «Змеелов» (1985). Уже само название подсказывает, что без аспидов здесь было никак не обойтись. Действительно, известному артисту Александру Михайлову, сыгравшему главную роль — Павла Шорохова, бывшего торгового руководителя, который угодил за решетку и после освобождения стал змееловом, пришлось немало поработать перед камерой в компании с ядовитым пресмыкающимся. Его партнершей стала среднеазиатская кобра.
Натуру для сцен, происходящих в пустыне, выбрали на юго-западе Туркмении, неподалеку от города Кара-Кала. Перед тем как участвовать в съемках «змеиных» эпизодов, Александр Яковлевич прошел инструктаж у специалистов, серпентологи и профессиональные змееловы обучили его обращению со змеями при их отлове, при близком контакте с ними, подсказали важные моменты, касающиеся привычек и повадок кобр. Конечно, рядом со съемочной площадкой всегда находился опытный укротитель, готовый прийти на помощь. Однако все это не давало Михайлову стопроцентных гарантий безопасности. Тем более что между ним и коброй установились, по выражению самого актера, «своеобразные отношения».
Некоторыми подробностями он поделился в одном из интервью.
«Змеи мне нравятся. Особенно кобра… Она трижды предупреждает… Меня научили этим предупреждениям, когда кобра приподнимается, расправляет капюшон… Одно, второе предупреждение, и моя задача после этого медленно... уйти из кадра. Мы снимаем первый дубль, второй дубль… Потом говорю: все, ребята, здесь уже грань; она устает и от усталости становится непредсказуемой…
Кобру, пока шла подготовка к очередной сцене, разместили в сторонке, она лежала, свернувшись; рядом — змеелов, который ее привез. А я как раз мимо этого места прошел, направляясь за лихтваген (передвижной дизель-генератор, обеспечивающий электропитанием осветительные приборы. — А.Д.), куда меня позвали, чтобы, укрывшись от ветра, выпить кофе. И вдруг змея встрепенулась и поползла вслед за мной. Я пью кофе, оглядываюсь в ту сторону и вижу: она на пригорке застыла и смотрит на меня. Все были в шоке: кобра искала меня и нашла!
Финал нашей с ней работы тоже интересный. Когда съемки последнего дубля последнего эпизода с коброй завершились, я ушел со съемочной площадки. Стою в стороне, снимаю перчатки, куртку, а кобра вдруг опять в мою сторону двинулась. Конечно, между нами тогда никаких контактов не возникло, но она за мной поползла. Я не знаю, как это объяснить».
Довелось поработать перед камерой в компании кобры и еще нескольких отнюдь не безобидных гадов другому известному артисту — Валентину Гафту. Такое сомнительное удовольствие выпало на его долю во время съемок детектива «Визит к Минотавру».
Валентин Иосифович в этом фильме сыграл бывшего скрипача Павла Иконникова, переквалифицировавшегося в специалиста по змеям. Есть сцена, где главный герой, следователь Станислав Тихонов (эту роль предложили Сергею Шакурову), приходит для встречи с Иконниковым к нему в серпентарий. Их общение происходит на фоне многочисленных террариумов, в которых сидят разнокалиберные пресмыкающиеся. Причем по ходу разговора экс-скрипач берет некоторых из них в руки, показывает Тихонову, а в конце даже пытается его испугать, спровоцировав кобру на предупреждающий бросок.
Общие планы были сняты в настоящем серпентарии. А вот для крупных планов, когда Иконников вынимает гадов ползучих из стеклянных ящиков, чтобы продемонстрировать их красоту гостю, предпочли воспроизвести фрагмент серпентария в павильоне киностудии.
Гафта тщательно подготовили. Специалисты обучили Валентина Иосифовича, как надо правильно брать каждую из змей, чтобы избежать ее нападения. Кроме того, на всякий случай во время съемок мизансцен с участием опасных «актрис» поблизости дежурила медицинская бригада, готовая в случае укуса сразу же сделать инъекцию противоядия. К счастью, до применения столь экстренных мер дело не дошло. Ну а самую впечатляющую сцену с броском кобры снимали, задействовав дублера — профессионального серпентолога (зритель видит атаку змеи глазами Тихонова: для этих кадров пришлось аспида «раздразнить», заставив стремительно кинуться прямо на объектив камеры).
В трехсерийной детективной драме «Мираж», снятой более 40 лет назад на Рижской киностудии, развитие сюжета тоже связано с присутствием змеи. По сценарию, один из центральных персонажей — автомеханик-итальянец Джипо, которого организаторы похищения банковского броневика привлекли в свою группу для вскрытия сейфа, ближе к финалу убегает от своих подельников и пытается скрыться в горах. Но там его ожидает случайная встреча с ползучим гадом, от чьего укуса незадачливый «медвежатник» погибает.
Эпизод короткий, но очень драматичный. Снимали его в Крыму, среди белых скал у подножия горы Ак-Кая. Роль Джипо сыграл Борис Иванов. При внимательном взгляде на экран становится ясно, что благодаря режиссерскому искусству известному актеру не пришлось напрямую общаться со столь неприятной партнершей. Сцена выстроена при помощи монтажа. Сперва показывают беглого автомеханика, который прячется среди камней и кустов. Потом крупным планом — голова приподнявшейся змеи. Снова видим человека, он с ужасом глядит на ядовитую тварь. Опять в кадре пресмыкающееся раскачивается тревожно, а затем — стремительный бросок вперед. Но при этом сам процеса нападения на Джипо-Иванова зрителю не демонстрируют.
По мнению знатоков предмета, создатели «Миража» в змеином эпизоде допустили две связанные друг с другом фактические ошибки. Во-первых, поскольку события последней серии разворачиваются в штате Невада на юге Америки, наиболее вероятной убийцей Джипо могла быть обитающая там гремучая змея. Однако вместо «гремучки» для фильма взяли черную кобру, которая вообще не водится на Американском континенте. Но если уж «роль исполняет» именно кобра, легко узнаваемая по капюшону, то с чего это она атаковала бедного «медвежатника»? Ведь человек не пытался приблизиться, не демонстрировал агрессии. В подобных случаях этот аспид ограничивается лишь предупреждениями, поднимая голову повыше, расправляя капюшон и в худшем (для оппонента) случае совершив ложный выпад. Так что напраслину возвели авторы сериала на «королевскую змею». По-честному герой Бориса Иванова должен благополучно разойтись с ней в тех каменных лабиринтах.
«Таежный роман» с ужом
Кинематографический стаж руководителя студии «Мосфильм-КИНОлогия» Виктора Зуйкова — более 30 лет. А специальность совершенно уникальная: знакомые в шутку называют его «главным режиссером по работе с животными». Среди подопечных «хвостатых исполнителей» кого только не было: от тигров до пиявок. Впрочем, из всего этого разнообразия живых существ мы во время нашей предновогодней встречи выбрали по понятным причинам лишь змей. Виктор Александрович вспомнил некоторые истории, связанные с участием столь специфических и не всегда безопасных «актеров» в кино.
— Один из ранних «змеиных» случаев в моей практике связан со съемками нашумевшего сериала Александра Митты «Граница. Таежный роман», который вышел на экраны в 2000 году. В начале работы над новым проектом известный режиссер вызвал меня и говорит: «Задача оживить тайгу. Тащи все, что сможешь». В итоге там были не только волки и другие звери, но и бабочки, лягушки, пиявки, муравьи… И даже змеи.
По сценарию, капитан Голощекин (актер Алексей Гуськов) в одной из сцен использует ужа для «воспитания» своей жены, пытаясь опутать ее таким «живым канатом». Исполнительница этой роли Ольга Будина хотя и знала, конечно, что змея не ядовитая, но все равно всерьез пугалась. Так что эмоции в кадре отнюдь не наигранные.
Для эпизода требовалось фактурное пресмыкающееся. Я раздобыл двух ужей максимально возможного размера — по метру с лишним в длину каждый. Один должен «играть» в кадре, а другой — запасной, на всякий случай.
Дальневосточные дебри Митта снимал неподалеку от поселка Шайковка на западе Калужской области, где расположен военный городок и стояла когда-то часть, выведенная из ГДР. Оператор Сергей Астахов практически весь таежный колорит запечатлел именно там — в четырех сотнях километров от столицы.
— Подготовленный мною «кинозоопарк» — двух волчат, двух уток, двух ужей, полсотни лягушек, 50 пиявок… — разместили по клеткам, ящикам, банкам и погрузили в вагон пассажирского поезда, которым предстояло добираться до места съемок. Там же ехали несколько молодых актеров, отобранных на роли солдат.
Согласно договоренности, нам предстояло выйти за одну остановку до станции Шайковка. Состав туда прибывал ночью, а мы в пути успели хорошо «отдохнуть» и крепко заснули после этого. Но я предварительно подстраховался и попросил проводницу, чтобы она заблаговременно устроила побудку. Увы, «хозяйка вагона» не оправдала доверия: прозевала нужный момент и разбудила, когда поезд уже тормозить начал. А стоянка всего минуту-две, и я понимаю, что мы никак не успеем за столь короткое время все наши многочисленные клетки-ящики-коробки перетащить из купе на платформу.
Делать нечего, пришлось остаться в вагоне и доехать до Шайковки, где уже без всякого аврала «десантировались» с поезда. Лишь тогда я понял, что, приняв такое решение, избавил нас от больших проблем и неприятностей. Ведь иначе в суматохе мы наверняка забыли бы на багажной полке ящик с ужами. Мало того, что съемочная группа лишилась бы в таком случае незаменимых «актеров», так еще и другие пассажиры, заселившиеся в это купе, обнаружили бы там, к своему ужасу, парочку крупных змей. Вот был бы скандал!
— Можно ли «натаскать» ползучего гада, чтобы он выполнял перед объективом необходимые по сценарию движения?
— Змею выдрессировать нереально. «Режиссируемый» вариант ее поведения — она может двигаться в сторону источника тепла. Есть и еще один технический секрет, позволяющий максимально продемонстрировать «артистические таланты» пресмыкающегося. Для эффектной работы ужа (да и других его «коллег» тоже) в кадре нужно заранее позаботиться, чтобы он к этому моменту оказался не голоден, но и не «сыт по горло». Пребывая в таком состоянии, змея будет выполнять необходимые режиссеру действия-«страшилки»: показывать и убирать язык, извиваться…
Порой ради достижения желаемого внешнего эффекта приходится придумывать различные ухищрения. Однажды снимали оригинальную, по замыслу авторов, клиповую сцену. Лежит полуобнаженная девушка, на спине которой мастер делает татуировку в виде изогнувшейся змеи, и в какой-то момент эта «картинка» вдруг оживает и уползает. Мощной компьютерной графики тогда еще не было, поэтому пришлось все делать «в натуре». Я заранее привез на съемочную площадку полоза и положил его в холодильник. Там пресмыкающееся, находясь при низкой температуре, впало в анабиоз. Когда пришла пора снимать кадры с «ожившей» татуировкой, оцепеневшего полоза я вытащил из холодильника и уложил на спину главной героини эпизода, придав S-образную форму — точно по рисунку, нанесенному на спине девушки. Дальше оставалось только немного подождать и вовремя включить камеру: отогревшись при свете мощных софитов, полоз пришел в себя, зашевелился и пополз прочь.
Побег на новогоднюю елку
— Случались опасные ситуации по вине таких «живых канатов»?
— Однажды был в моей практике довольно экстремальный случай. На очередные съемки привез 3-метровую питониху Мальвину. Пока в павильоне шли подготовительные работы, змею пристроили в уголке, подальше от суеты. Один из тех, кто работал в этой группе, решил устроить Мальвине фотосессию. Снимал и так и этак, со среднего, а потом, осмелев, и с близкого расстояния. В самый разгар данного процесса питониха вдруг на него кинулась. Возможно, отреагировала на тепло, а может, какое-то движение ее вывело из себя. К счастью, у любителя эксклюзивных фото оказалась неплохая реакция, и он успел вовремя отпрянуть в сторону.
Для сериала «Папина дочка» тоже потребовался пресмыкающийся «актер второго плана». Намечена была мизансцена: главный герой достает змею (которую намерен преподнести своей подруге) и смотрит на нее. Исполнитель роли — здоровущий парень, но, как оказалось, очень боится гадов ползучих, так что этот момент дался бедняге непросто. Бессловесного партнера ему я раздобыл в школе, где учились тогда мои дети. Их преподаватель биологии устроил зверинец, вот у него и взял напрокат одну из находившихся там змей — маисового полоза.
Однако с этим «артистом» получилось не совсем гладко. «Выход» полоза на съемочную площадку задержался по разным техническим причинам. В итоге работать перед камерой пресмыкающееся заставили уже глубокой ночью. Подобное, видимо, пришлось животному не по вкусу, разозлило его. Как результат: змея в какой-то момент впилась зубами мне в руку. Хорошо еще актер, которому предстояло с полозом общаться в кадре, этого не увидел. Рану обработали, сделали перевязку. Обошлось все без серьезных последствий, благо «кусака» была не ядовитая. Это единственный случай в моей практике, когда на съемках цапнула змея.
— А «приглашали» ядовитых тварей «сняться в кино»?
— В 2003 году понадобилось привезти на съемочную площадку кобру. Тогда шла работа над боевиком «Личный номер». Для финала, по замыслу создателей фильма, нужно было снять такие кадры: после того как армейская авиация разбомбила лагерь террористов, затерявшийся в пустынной местности на Ближнем Востоке, оттуда выезжают два грузовика с уцелевшими боевиками и удаляются прочь через барханы, а на переднем плане видна кобра.
Мне удалось найти парня по имени Алексей, который занимался кобрами, и договориться, что он привезет на съемки столь необходимую нам «актрису». При этом я поинтересовался, насколько опасна его подопечная: удалены у нее ядовитые зубы или нет? Он объяснил, что данная ампутация плохо влияет на здоровье пресмыкающегося и в результате «обезвреженная» змея живет гораздо меньше. Между тем купить такого аспида у нас удовольствие недешевое в отличие от той же Индии. Поэтому своей кобре Алексей сохранил весь ее предусмотренный природой смертоносный арсенал.
Натуру для съемок выбрали под Астраханью. Везти туда опасную полутораметровую красавицу предстояло на самолете. Посадили ее в мешок, который потом тщательно был завязан. А мешок положили в ящик с надежным замком. В столичном аэропорту «Домодедово» этот багаж тормознули, поскольку я не позволил просвечивать ящик. «Что у вас там?» — «Змея». И хотя все справки, разрешения на кобру были заранее получены, пропускать ее никак не хотели. Появился потом какой-то аэропортовский начальник. Мы для него даже крышку ящика приоткрыли: «Она в мешке. Развязывать?» — «Нет, не надо!» Кончилось тем, что этот необычный багаж упаковали еще в один мешок, который сотрудники аэропорта опломбировали.
В таком виде надежно изолированную кобру мы принесли в салон лайнера и положили в багажный отсек, клятвенно заверив, что будем за живым грузом неотступно следить. Ради пущей надежности авиационное начальство распорядилось, чтобы контроль во время рейса был двойной: за нашей опасной компанией поручили присматривать одному из стюардов.
Чтобы снять саму эту задуманную режиссером сцену, заранее вырыли в песке яму. Туда посадили Алексея с его ядовитой питомицей. По команде он выпускал кобру из мешка и направлял так, чтобы она ползла к гребню бархана. Пришлось сделать несколько дублей, чтобы все получилось как надо. Эти финальные кадры имели важное смысловое значение: ядовитая змея — олицетворение опасности, провожает взглядом грузовики, на которых спасаются уцелевшие вожаки террористов, то есть зрителю показывают, что главное зло еще не уничтожено.
Как рассказал Виктор Зуйков, бывало, что «подшефные» змеи создавали проблемы и в нерабочее время.
— Однажды будущий «киноартист» устроил приключение у меня дома. Я тогда держал в квартире 1,5-метрового питона, поселив его в специальном террариуме. После довольно продолжительного отсутствия прихожу и обнаруживаю, что змея ухитрилась совершить побег из своего убежища. Обшарил всю квартиру — нигде ее нет. Даже по соседям прошелся, интересуясь, не случилось ли у них чего-то экстраординарного (о сбежавшей «пестрой ленте», само собой, ни словом не обмолвился). Тоже никакого результата. Куда же могло это животное подеваться?
Вдруг обратил внимание на своего пса по кличке Патрон: тот подошел к еще не убранной новогодней елке и охотничью стойку перед ней сделал. Глянул я по направлению его взгляда и сразу обнаружил пропажу: питон обвился вокруг ствола дерева. Пришлось тогда повозиться, чтобы беглеца из такого тайника извлечь и елочные украшения при этом не переколотить.