Срочные новости раздела
Оперу «Алеша» представил оркестр Росгвардии

Оперу «Алеша» представил оркестр Росгвардии

На сцене — большой симфонический оркестр. Музыканты и дирижер во фраках, ничто не выдает принадлежность коллектива к силовому ведомству. Впрочем, силу оркестр показал недюжинную: непростая, современная, драматичная, полная ритмических и фактурных изысков партитура Комиссарова прозвучала ярко, выразительно, динамично. Организаторы показа назвали свое выступление «презентацией» — и в самом деле, прозвучали не все номера полностью готовой оперы. Однако исполнение позволило составить ясное представление о масштабном замысле этого произведения. Здесь есть все, что соответствует статусу самого высокого из театральных жанров: захватывающий сюжет, в котором главный герой, молодой солдат Алеша, перемещается во времени из событий Великой Отечественной в реалии СВО. И это абсолютно логично: действие фильма «Баллада о солдате», на основе которого написано либретто, происходит именно на Донбассе, в Луганске. И упоминаемые персонажами географические названия окрашиваются новыми сегодняшними коннотациями. Здесь есть выразительные вокальные партии, которые артистично исполнили Константин Чурсин (Театр имени Н.Сац), Николай Казанский, Оксана Горчаковская (Большой театр), Сергей Новиков, Анастасия Ваганова (молодые лауреаты международных конкурсов), а также Дарья Беликова, постоянно дающая концерты в зоне СВО. Прелестный женский народный хор МГИК внес уместную фольклорную краску. Образ спектакля был дополнен видеопроекцией, в которой графично, с хорошим вкусом и в то же время эффектно раскрылась тема общности событий двух эпох.

Но главное — здесь есть профессиональная оперная партитура, талантливая оркестровка, удивительный для новой академической музыки мелодизм, красивые запоминающиеся темы, одним словом, внятность музыкального языка. Композитор сознательно использовал аллюзии с советской классикой, самой различной — песенной, оперной, симфонической, кинематографической. При этом — никакого плагиата или вторичности. Как это может быть? Легко, если композитор органично мыслит в парадигме традиционного музыкального языка и не пытается искусственно выдать псевдоавангардную «свежесть». Интересно, что сегодня именно этот язык воспринимается как современный и даже модный. Своего рода музыкальный винтаж, в котором сбалансировано «узнаваемое» и абсолютно новое. Как это сделано, например, в хоровом фрагменте на основе цитаты из песни «На позицию девушка провожала бойца» или — еще более оригинально — в симфоническом антракте, в который вплетается цитата из «Вставай, страна огромная».

Идея взять за основу оперы сценарий фильма «Баллада о солдате», созданный в соавторстве с Григорием Чухраем выдающимся сценаристом Валентином Ежовым (автор таких киношедевров, как «Белое солнце пустыни», «Тридцать три», «Крылья», «Сибириада» и многих других), принадлежит вдове драматурга Наталии Готовцевой-Ежовой. Именно она посоветовала авторам будущей оперы взять «Алешу», а не «Соловьиную ночь», на которую поначалу нацелился автор идеи режиссер Игорь Яринских. Причина проста «Соловьиная ночь» — это про победу, а вот «Алеша» — про то, как она доставалась. Что рифмуется с сегодняшним днем. Сама Наталия Всеволодовна присутствовала на показе и очень высоко оценила работу всех создателей оперы.

Игорь Яринских, режиссер, автор идеи:

— Пьеса «Алеша» никогда не ставилась на сцене. Она превратилась в сценарий фильма «Баллада о солдате». Но изначально автор дал ей подзаголовок: музыкальная драма. Мы поняли, что для того, чтобы смыслы этого произведения вызывали сопереживание наших современников, нам нужна именно музыкальная форма. Главный герой оперы — Герой с большой буквы. Но не потому, что он подбил два танка. Героем его делает путь к матери, во время которого он совершает ряд героических поступков. Алексей — не военный, а мирный человек, оказавшийся на войне. И это тоже — рифма с нашим временем. Главная наша цель — показать нового героя, героя будущего, героя новой России.

Проект «Алеша», поддержанный Росгвардией, ждут в Луганске. Мировая премьера оперы приурочена ко Дню Победы, а также к годовщине освобождения Луганска. 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В одной номинации с Юрой Борисовым были представлены:  Киран Калкин с фильмом «Настоящая боль» - он и победил, а также Эдвард Нортон - «Совершенный незнакомец», Гай Пирс – «Бруталист», Джероми Стронг
подробнее...

Год назад триумфатором «Золотого глобуса» стала драма «Оппенгеймер» об отце атомной бомбы Роберте Оппенгеймере, получившая пять наград. В секции «комедия-мюзикл» тогда победила картина
подробнее...

Как выяснил “МК”, во втором часу дня 66-летний заслуженный работник культуры РФ вышел из своего кабинета и в коридоре упал без сознания. Лежащего на полу человека увидели сотрудники театра и тут же
подробнее...

Праздничным шествием по улицам города завершился Всероссийский фестиваль уличных театров в Кирове. Более пяти тысяч человек вышли в в мороз, среди которых — Вятская птица счастья, снегурочки и другие
подробнее...

Награда за лучшую роль второго плана в итоге досталась не ему, а американскому актеру Кирану Калкину, младшему брату Маколея Калкина («Один дома»). Он номинировался с картиной «Настоящая боль» Джесси
подробнее...

Вот только если бы премьера «Иронии…» состоялась прямо сейчас, уверен, никогда это не дало бы такого умопомрачительного рейтинга, как тогда, 1 января 1976 года. Потому что тот зритель середины 70-х
подробнее...

Такая цифра - не шутка, хотя новогоднее шоу все было построено именно на шутках, трюках, иронии и музыке. Но самое главное, что исходной точкой для этого стали последние премьеры Волковского - «Сказка
подробнее...

Незадолго до нового года Виктор Глазунов сообщил, что заболел. Позже выяснилось, что артист находился в больнице после инсульта.«Когда это выяснилось, — с горечью рассказывает Марк Розовский, — Мы
подробнее...

Он номинируется в категории «Лучшая роль второго плана» - за роль гопника, оказавшегося хорошим парнем  в фильме «Анора» американского режиссера Шона Бейкера.   «Анора» также претендует на награды в
подробнее...

На сегодняшний день она — одна из самых выдающихся исполнительниц мировой оперной сцены. На открытии фестиваля, которое прошло в Государственном концертном зале им. А.М.Каца, новосибирская публика
подробнее...

Если только лишь взять да послушать песни Максима, его композиции — это удовольствие, каких мало. То, что он сделал в кино, в мюзиклах — просто шедевры. И «Три мушкетера», и «Мэри Поппинс», и
подробнее...

2 января, когда Москва погрузилась в новогоднюю дрему и коллеги рассеялись по домам и дачам, в Музее русского лубка и наивного искусства открылась персональная выставка Валентины Теличкиной. В иное
подробнее...

- Женя, когда узнала о своем онкологическом диагнозе, говорила только одно: «Я словно во сне. Я не верю, что это происходит со мной», - рассказывает Николай Скорик. – Она удивительным была человеком –
подробнее...

Раньше я никогда это не смотрел, плевался, ругался, брезговал. Потому что вот так смеяться, как там — гы-гы-гы — ну просто себя не уважать, да, ниже своего достоинства. А тут включил все же
подробнее...

Легендарный композитор, несмотря на почтенный возраст, находится в отличной форме и по-прежнему активно работает. Недавно Александр Сергеевич побывал в редакции «МК» и рассказал нам о своей жизни. На
подробнее...

Знакомый всем со школьных лет «маленький человек» упирается под потолок небольшого полуподвального театра. Он напоминает Гулливера из уличного театра. На ходулях, переходящих в стоптанные башмаки,
подробнее...

Театру из Альметьевска уже 80 лет, и его называют ровесником татарской нефти. Сейчас этот театр можно назвать директорским: возглавляющая его Фарида Исмагилова приглашает на постановки режиссеров, чьи
подробнее...

На Малой сцене и не только, как говорится, картина маслом из далёких времён: и без того небольшое пространство третьего этажа заставлено немыслимыми приборами в виде больших колёс, разумеется,
подробнее...