Вместе с хрестоматийными героями мы оказываемся в нынешней Франции, но при этом чувствуем себя в России. Предвосхищая премьеру, Евгений Писарев заинтриговал трактовкой: Тартюф станет перевернутым князем Мышкиным. А поспособствовал этому исполнитель главной роли Сергей Волков, который несколько лет назад должен был сыграть в несостоявшемся спектакле «Идиот» Юрия Бутусова Мышкина. При этом одним из референсов для Писарева стал отмеченный престижными премиями американский сериал «Наследники».
Пьеса у Мольера роскошная, для актеров желанная. Не зря ее ставили выдающиеся мастера. Многие теперь вспоминают «Тартюфа» Анатолия Эфроса 1981 года с блистательным ансамблем Станислава Любшина, Александра Калягина, Анастасии Вертинской, Нины Гуляевой на сцене филиала МХАТа им. М.Горького, где теперь прописан Театр Наций. Накануне недавнего юбилея Вертинской ее фотография в невероятном костюме Эльмиры разошлась в Сети. Евгений Писарев, будучи школьником, тоже видел постановку Эфроса, но пошел своим путем, многое радикально переосмыслив. Он опирался на вербально и интонационно адаптированный к слуху современного зрителя перевод и попал в нерв времени.
Действие происходит в наши дни во Франции в респектабельном двухэтажном доме с круглым окном-иллюминатором, напоминающим космический корабль на планете Солярис (художник — Зиновий Марголин). За окном колышется зеленое дерево, припорошенное снегом. На экране телевизора идут сводки новостей, транслируется выступление французского президента и заседание парламента. Агрессивные звуки с экрана постоянно отвлекают, вторгаются в жизнь обитателей дома, встраивают их в современный контекст.
Все фешенебельно и буржуазно. Пожалуй, в этот образ не вписывается только хозяин дома Оргон, напоминающий в исполнении Игоря Гордина старорежимного чиновника в старомодном костюме. Его жена Эльмира (Аня Чиповская) — непонятно, почему она вообще его жена — так хороша и бесполезна. Она скорее могла бы составить партию президенту Кеннеди.
В матери Оргона Пернель, которая, как и ее сын, бредит Тартюфом, не каждый узнает Ольгу Науменко, хотя она каждый Новый год приходит в наши дома. Она та самая Галя, которую бросил Женя Лукашин в «Иронии судьбы» Эльдара Рязанова. Какая же Науменко интересная актриса! Обидно, что в кино и театре в полной мере не использовали ее возможности. Дорина Анастасии Лебедевой — вовсе не служанка, она превысила свои полномочия и напоминает голосовую помощницу Алису, готовую в любой момент прийти на помощь.
Актерский состав прекрасен, но все существуют словно в разной системе координат. Из общего ряда выпадает талантливейший Денис Суханов в слегка утрированной роли либерала и любителя пригубить красного вина Клеанта. Требуется время, чтобы прийти к всеобщей гармонии и приглушить свои отличия.
Все семейство из-за глупости папаши вот-вот пойдет по миру. Тартюф, этот скромный инок, завладевает всем, а ведь он даже не мошенник по замыслу режиссера, а циник, использующий мнимое благочестие в качестве оружия по отжатию у Оргона дома, денег, жены и дочери. Отчего герой Игоря Гордина так ослеплен святошей, что готов пожертвовать всем, совершенно непонятно. Можно объяснить это разве что гипнозом, к которому теперь прибегают даже телефонные мошенники. Иначе не объяснить, как умные люди в мгновение становятся лохами.
И все бы окончилось печально, когда бы не было верховной власти и справедливости, способной уберечь заблудших и покарать виновных. В нужный момент как из ларца выскочат люди в касках, обезвредят злодея, отправят Тартюфа в тюрьму. А бестолковому семейству только и остается бить челом и благодарить гаранта их стабильности.