Фильм «Зита и Гита» о сестрах-близнецах, разлученных в раннем детстве, стал хитом советского проката в середине 1970-х (его посмотрели более 55 миллионов человек). Индийский продюсер и режиссер Нила Мадхаб Панда рассказал, что в Москве он ехал с водителем, который вспоминал, как плакал два дня после его просмотра. Однако индийские кинематографисты назвали «Зиту и Гиту» стереотипом. «Мы не живем прошлым. У нас совсем другая молодежь», — разъяснил дистрибьютор Тахсин Назим.
Тем не менее фестиваль начался с приношения легендарному актеру и режиссеру Раджу Капуру. 14 декабря исполнилось 100 лет со дня его рождения. Современному поколению индийских кинематографистов кажется, что у нас до сих пор почитают и знают Капура, но это иллюзия. Режиссер Рахуль Равель, два года назад возглавлявший жюри ММКФ, в этот раз приехать не смог, поэтому с экрана рассказал нам о своей книге, посвященной мастеру. На картинах Капура он был ассистентом режиссера.
Камерный хор Московской консерватории исполнил песни из самых популярных фильмов юбиляра — «Бродяга» и «Господин 420». На церемонии присутствовал посол Индии в РФ господин Винай Кумар. А потом показали 193-минутного «Бродягу» на хинди с русскими субтитрами. Он вышел в 1951 году, и можно только размышлять, почему спустя шесть лет после войны советские люди так восхищались историей о несчастном воришке, преданном отцом, и его возлюбленной. В фойе установили стенд «Радж Капур и Наргис — культовая экранная пара». В 16 фильмах они сыграли влюбленных, но мужем и женой не были, как думали многие зрители. Еще один стенд был посвящен визиту Капура в СССР.
В Москву приехала делегация индийских кинематографистов. Среди них — юная актриса Дева Нандха, сыгравшая в «Маликаппураме» восьмилетнюю героиню, мечтающую побывать в храме Сабаримала (фильм снят на языке малаялам), и обладатель премии «Оскар» за «Миллионера из трущоб» — звукорежиссер Ресул Пукутти, давший мастер-класс во ВГИКе.
Гости азартно поучаствовали в панельной дискуссии и в присутствии зрителей обсудили дальнейшее сотрудничество в сфере кинопроизводства. Героем дня стал дистрибьютор из Индии, прекрасно говорящий по-русски и занимающийся продвижением индийского кино в России и российского — в Индии. В 2016-м Тахсин Назим привез на родину «Экипаж» Николая Лебедева. Местная пресса, по его словам, видя на экране белого человека, воспринимает его как европейца. «О российском кино у нас знают мало. А Россия — это вам не Европа, — добавил он, обращаясь уже к участникам панели. — «Экипаж» был первым, и многие у нас удивились тому, что в России снимается кино».
Несколько картин нынешнего фестиваля было посвящено старшему поколению, и почти все они — о социальном неравенстве. «Отель «Спасение» Шубхашиша Бхутиани, премьера которого состоялась на Венецианском кинофестивале, снят в священном Варанаси, где старик хочет провести свои последние дни, а сопровождает его в этом путешествии сын.
«Я вырос на русской литературе, люблю Достоевского, знаю российское кино, — сказал Шубхашиша Бхутиани. — Я направляю запрос во Вселенную: мечтаю экранизировать Достоевского». «Надо больше внимания уделять независимому кино, которое глубже погружается в важные для нас проблемы», — поддержал его исполнитель главной роли Адиль Хуссейн. И тут же обратился к индийскому дистрибьютору с предложением поделиться: «У вас же много денег. На них можно снять независимый проект».
«Во чреве тигра» представили его режиссер Джатла Сиддартха и звукорежиссер Ресул Пукутти. Фильм шел на языке хинди с русскими субтитрами, а снят он был в неблагополучном районе Индии в 2022 году и участвовал в программе «Форум» на Берлинале. «Я узнал из соцсетей, как молодые люди отправляют родителей на верную смерть, буквально в пасть к тигру, и поехал в такую деревню, чтобы изучить ситуацию на месте. Около трех месяцев никто из жителей не хотел открыто со мной говорить. Люди боялись, принимая меня за какого-то инспектора. Потребовалось время, чтобы завоевать их доверие. В Индии тогда бушевала пандемия. Я видел, как четверть деревни умерла от страшной болезни. Так родился сценарий», — рассказал режиссер.
Герои его фильма живут в нищете. Те, кому повезет, работают на кирпичном заводе. «У них нет времени, чтобы поесть и накормить своего ребенка. Те, кто обладает властью, всегда будут эксплуатировать тех, у кого ее нет», — считает Джатла. Старик, которого называют фермером, хотя он бедняк и не в состоянии прокормить семью. Только его сын, успевший овдоветь и у которого две маленькие дочки, работает на износ. Режиссера заинтересовали реальные самоубийства стариков, которые инсценируют гибель в лапах тигра ради того, чтобы их близкие могли получить компенсацию. «Многие подумают, что в финале фермер умирает, но я как режиссер верю, что нет. Он почувствовал любовь близких и изменил свое решение», — говорит Джатла.
В общем, современное индийское кино — это вовсе не танцы и песни. В 2018 году был снят «Пэдмен», где в отсталой тамильской деревне мужчина разработал приспособление для изготовления женских прокладок и произвел настоящую революцию. А потом возник флешмоб, к которому присоединились многие знаменитости, включая Наталью Водянову. И это тоже история, основанная на реальных событиях.