Срочные новости раздела
Музей МХАТ представил художников-революционеров русской сцены

Музей МХАТ представил художников-революционеров русской сцены

Музей МХАТ дерзнул назвать выставку «Импрессионисты» русской сцены». Сразу возникает вопрос: ну какой Поленов импрессионист? Объясняет Марфа Бубнова, автор идеи выставки: «Если мы поищем в Интернете, что такое импрессионизм в театре, то найдем следующее определение: это то, что ты видишь за окном и привносишь на сцену. Этим любил заниматься Станиславский, а еще он же любил повторять, что настоящий театр — за окном. Поленов, безусловно, не импрессионист, с одной стороны, но с другой, и его творчество посвящено тому, что за окном».

Коровин и Головин были учениками Поленова, поэтому они логично соединяются друг с другом в одном выставочном пространстве. А название ««Импрессионисты» русской сцены» обусловлено тем, что художники-импрессионисты в свое время были революционерами в живописи, а Поленов и Головин — в театре. Кстати, как и Станиславский, в чьем доме и расположилась экспозиция. Василию Поленову принадлежит новаторская идея заменить громоздкие декорационные конструкции на фоны-задники (которые сейчас широко используются в театрах) — принцип единой картины. А еще именно Поленов рекомендовал своего ученика Александра Головина в качестве художника в Императорские театры, где 37-летний уже состоявшийся живописец тоже проявился, следуя примеру своего учителя, как невероятный новатор: «Как Станиславский, только художник», — комментирует Бубнова.

Головину принадлежат революционные сценографические идеи (но в те времена слова «сценография» еще не было) — в частности, принцип управления светом на сцене из зрительного зала. Он отмечал важность цвета во всем — и в своих эскизах, и в макетах, и в костюмах, и в декорациях, но также понимал, что краски заиграют только при правильно выставленном электрическом свете.

Из серой московской погоды вдруг оказаться в празднике цветов и ярких головинских красок — наслаждение. Экспозиция показывает, как новаторские идеи великих театральных творцов воплотились на сцене МХТ в двух постановках Станиславского — «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и «Отелло». Настоящий праздник жизни царит в зале, посвященном пьесе Бомарше. В нем осознаешь, зачем театру нужен музей в принципе. Спектакль — искусство, которое разворачивается во времени и существует в то время, пока исполняется. И все. Но именно музей позволяет продлить им жизнь, рассказать и даже показать, как это было. Более того, новаторство, которое так важно в театре, возможно, если хорошо знать, что было прежде, и вдохновляться опытом предшественников.

Цветастые эскизы декораций и костюмов переносят нас, гостей выставки, на театральную сцену, словно вы — один из актеров труппы. Закружившись в кружевах знаменитой комедии Бомарше, едва успеваешь заметить, как попадаешь в совсем другой спектакль — «Отелло», где праздник сменяется ощущением надвигающейся трагедии, несмотря на цветовую насыщенность и в этих эскизах.

По одной стороне зала — работы художника, а по другой на нас с фотографий    смотрят актеры, исполнители ролей в спектаклях. Вот Отелло, вот Яго, а вот Марселина и Графиня показывают нам, как были воплощены новаторские идеи Головина в жизни, продлевая жизнь постановкам Станиславского. Закрываешь глаза и отчетливо видишь перед собой сцены из спектаклей.

Наконец, Поленов. В отличие от ученика творчество учителя здесь представлено скромно, но даже это небольшое количество пейзажей подсвечивает поленовскую школу в работах Головина.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Открывшаяся в залах Государственного музея А.С. Пушкина на Арбате выставка «Пушкинские места России» представляет живописные и графические работы Эдварда Выржиковского (1928-2008).Эдвард Яковлевич –
подробнее...

И вот «Противостояние». В 1985-м это уже было. И как! Исходные данные следующие: Юлиан Семёнов, безусловно, мастер; Семён Аранович, замечательный режиссер; Олег Басилашвили, Андрей Болтнев… Но и этого
подробнее...

Древнейшая надпись, провозглашающая Иисуса Богом и считающаяся "величайшим открытием со времен свитков Мертвого моря", была обнаружена под полом израильской тюрьмы и теперь выставлена на обозрение в
подробнее...

На сцене «Таберки» спектакль «Старший сын» появился еще в 2008 году — тогда пьесу Вампилова ставил Константин Богомолов. В 2020-ом свое видение пьесы представила режиссер Алена Лаптева — на сцену ТОТа
подробнее...

Фамилия Зощенко хорошо знакома публике и любима многими. Его творчество мы даже когда-то изучали на журфаке и в студенческие годы любили похихикать над его сатирическими рассказами и фельетонами. У
подробнее...

«Золотую пирамиду» за лучший фильм получила румынская картина «Новый год, который так и не наступил» Богдана Мурисану. В сентябре он уже победил в секции «Горизонты» недавнего Венецианского
подробнее...

ДОСЬЕ МКМарк Клионский родился в Минске в 1927 году. После войны — поступил в Ленинградский Институт имени И. Е. Репина, где, пускай и не сразу, но все же стал лучшим студентом. Был самым молодым
подробнее...

Она рассказала, что родилась в Азербайджане, потом переехала с родителями в Тюмень, где и познакомилась со своим будущим героем — цыганским рэп-исполнителем Иоанном Жани (Андро). Оказалось, что
подробнее...

Любые новости об экранизации романов Джоан Роулинг являются для поклонников юного волшебника чем-то вроде потревоженной больной мозоли. Первые слухи о сериале, посвященном вселенной Гарри Поттера,
подробнее...

Новый год и Рождество традиционно мы ассоциируем с балетом Чайковского «Щелкунчик», что вполне справедливо — рождественская сказка. Но в Музее музыки расставили новогодние музыкальные акценты иначе и
подробнее...

Петр Айду известен звуковыми перформансами. Его «Реконструкция утопии» в ШДИ получила Гран-при Премии Сергея Курехина 2013 года в области современного искусства. За акустический перформанс «Звуковые
подробнее...

Несмотря на то, что песни у Дианы Арбениной авторские, по-своему выстраданные и очень эмоциональные, перепевкам они не сопротивляются. Их голосят на кухнях и в караоке, а в прошлом году Ваня
подробнее...

Альфред из ПоволжьяЕсли верить в то, что имя предопределяет судьбу, то жизнь советского мальчика по имени Альфред Гарриевич Шнитке, который родился в Саратовской области, с самого начала обещала быть
подробнее...

Оззи неоднократно бывал в России, в нашей стране у него очень большая армия поклонников. В 2014 году в московском «Олимпийском» был концерт Black Sabbath с Оззи Осборном во главе, разумеется. Они
подробнее...

Культура любит красивых — и поэтому выбирает их. Наталья Дардыкина пришла в молодежную газету именно в отдел культуры, который потом и возглавила. Экстерьером она всегда напоминала балерину: в
подробнее...

Вахтанговский театр возвращает свой исторический облик. Впрочем, в отличие от некоторых театров, он его толком и не терял. Однако директор театра Кирилл Крок в своих соцсетях недавно рассказал о
подробнее...

Любовь китайцев к нашей культуре — факт не новый. Сейчас на улицах столицы в любое время года можно увидеть многочисленных гостей из Китая, почти столько же, сколько и до пандемии. И снова улыбчивые
подробнее...

Один из лидеров паблик-арта в России, художник Марина Звягинцева, придумала парадоксальный образ высотой четыре метра еще летом. Как ни странно, в жаркие дни она думала о зимнем уюте. Ассоциация
подробнее...