Он посвящен памяти выдающегося грузинского режиссера, писателя и художника, создателя уникального театра марионеток Резо Габриадзе, одним из любимых героев которого был Пушкин. Анастасия организовала в своем фильме встречу двух гениев разных эпох. Год назад ее «Светлые души» по рассказу Василия Шукшина были отмечены на фестивале за яркое художественное решение. В качестве награды помимо статуэтки Пушкина Анастасия получила валенки, так что в этом году коллекция обуви вновь пополнилась. А поскольку Анастасия в отличие от своих коллег живет не в Москве и не в Петербурге, а в небольшом поселке на берегу Волги, то валенки для нее не сувенир, а необходимая в быту вещь.
Жюри фестиваля «Пушкин. Михайловское» под руководством классика российской анимации Станислава Соколова также отметило работу ученицы Анастасии Марии Пайцун, только что окончившей Колледж кино, телевидения и мультимедиа ВГИКа. Она сняла почти трехминутный фильм «Собачка и артист» по мотивам стихотворения Юнны Мориц. То есть в одном конкурсе на равных были представлены мастер и студентка, а это своего рода испытание, и не каждый к нему может быть готов.
Анастасия Жакулина родилась на берегу Волги в городе Балаково. Она так и пишет в своей биографии про Волгу. Настя окончила отделение дизайна Саратовского художественного училища, затем художественное отделение ВГИКа, работала художником-декоратором в театре. В анимации она с 2005 года — была художником-постановщиком на сериалах «Колыбельные мира» и «Везуха!» по произведениям современных писателей, как режиссер сняла мультфильмы «Бабочки», «Вышла из дома старушка за хлебом и сладкой ватрушкой» по стихотворению Анны Игнатовой, «Петер-Баас» про молодого Петра I, «Дылда» по сказке «Ваше высочество» Марины Бородицкой. «Дылда» участвовала во французском фестивале короткого метра в Клермон-Ферране. А «Светлые души» год назад отмечены Гран-при Суздальского анимационного кинофестиваля.
Мы разговариваем с Анастасией Жакулиной в Пушкинских Горах сразу же после церемонии награждения, где ее «Ссылка» была отмечена наградой.
— Любопытно, что победили на фестивале в основном московские мультипликаторы, хотя половина из них выросла в маленьких городках. Предполагает ли занятие анимацией исключительно столичную жизнь?
— Мне кажется, что постоянная столичная жизнь для нашей профессии совсем необязательна. Вполне достаточно встреч на фестивалях и студиях. Они очень заряжают. Когда находишься в уединении, в своем мирке, это более плодотворно, хотя у всех по-разному. Мне хорошо, когда я не в Москве.
— Прежде чем вести такую жизнь, надо, наверное, как-то заявить о себе?
— Конечно. Надо для начала окончить какое-то профильное учебное заведение.
— Как вообще в девочках, живущих в небольших городках, возникает интерес к анимации? А сегодня именно они ее лицо. Мужчин в вашей профессии становится все меньше.
— Если говорить обо мне, то я очень много рисовала в детстве. Наверное, это наивно звучит, но мне представлялось, что жизнь в мультипликационном мире такая, как в фильме «Кто подставил кролика Роджера», что существует такая сказочная страна. В детстве я в это верила. Поступив учиться на дизайнера, я мало что знала про анимацию и особо к ней не готовилась. Наверное, это внутренняя потребность, из которой что-то произрастает, из чего-то самого простого.
— Став самостоятельным и взрослым человеком, получив образование, можно было работать на большой студии в Москве, а вы уехали в Саратовскую область. Почему?
— Возможно, я бы и осталась в Москве, но жизненные обстоятельства сложились иначе. Одно время я работала на «Союзмультфильме», даже жила там, поскольку больше негде было. Тот период мне многое дал. Сейчас, когда я уезжаю домой, живу в уединении несколько месяцев, мне хочется встретиться с коллегами, друзьями, пообщаться. Когда приезжаю в Москву, то непременно это делаю, и такое насыщение очень важно. С прошлого фестиваля в Михайловском я уезжала с одним настроением, теперь с другим. Мне нравится знакомиться с людьми. Я многое беру от них, чему-то учусь в обычном человеческом общении, но постоянно вести активную жизнь, как здесь или в Москве, не могу. Для этого надо быть экстравертом, а я — интроверт.
— Вы живете в своем доме?
— Да, у нас небольшой частный дом. Он уже старенький, но мы строим вокруг него новый. Этим занимается мой муж.
— То есть вы ведете хозяйство, у вас есть сад и огород? Это особая жизнь.
— Да, она особая, но мы с ней как-то справляемся, хорошо или не очень. Наши дети — сын и дочь — очень хотели жить в деревне именно в детстве, а не когда-нибудь потом. Это так прекрасно. Твои границы расширяются. Ты не замыкаешься в своей квартире, не заканчиваешься в ней, а можешь выйти в огород и словно продолжаешься в природе. Это прекрасное ощущение большого себя, растворения в окружающем мире. Ты не находишься в коробочке и чувствуешь себя гораздо мощнее. У нас же прекрасный вид на Волгу. Мы живем в Хвалынском районе, и там очень красиво. Наш поселок считается курортной зоной.
Волга у нас широкая, по ней ходят суда, и она — часть нашей жизни. Я выросла на Волге, и для меня естественно, что она есть. С детства мы утром бегали на речку, купались и возвращались домой. Ощущение, что рядом вода, у меня с детства. Когда я жила и училась в Москве, то его не хватало — чувства, что в любой момент можно пойти на речку. Москва-река совсем другая.
— Люди, живущие рядом, знают, что вы режиссер и снимаете мультфильмы?
— Вы задали самый печальный вопрос. Буквально перед отъездом на фестиваль я много думала об этом. Мы живем в Саратовской области ради природы, дающей силы и радость, а с людьми все очень грустно. Единомышленников нет.
— С флагами никто не встретит после победы, хоть «Оскар» получи?
— Нет, никто не встретит. Напротив, недавно нас спросили: «И чего вы сюда приехали? Езжайте в свою Москву. Кому вы здесь нужны со своим искусством?».
— А как же местные власти, общественность? Они-то могли бы вами гордиться?
— У нас Хвалынск в двадцати минутах езды, и там у меня ребенок ходит в музыкальную школу. Я несколько раз предлагала провести мастер-класс, но оказалось, что никому это неинтересно, и это беда. Чувствуешь себя невостребованным, ненужным, нереализованным, и как бы ты ни пытался раскрыться и быть самим собой, людям это не нравится, некоторых даже раздражает. Как мне сказали: «Вот мы смотрим вечерами «Comedy Club», и нам нравится. А вы живите и не лезьте за свой забор». Грубо, но это так.
— Каков ваш рабочий график? Работаете по вдохновению или существует жесткая самодисциплина?
— Мне в этом плане несложно, поскольку дети учатся, есть определенный режим. Надо погулять с собакой, поэтому я рано встаю. Иногда можно расслабиться. Мне даже нравится, что у всех выходные, а я работаю. Все в понедельник идут на работу, а я могу отдохнуть.
— То есть когда захотела, тогда и приступила к работе?
— У меня в основном первая половина дня активная. Потом возвращаются дети из школы, начинаются бытовые дела, поэтому стараюсь максимально использовать свободные часы. Но когда вдруг все хорошо идет, работаю день и ночь. Бывает, останавливаешься, и потом тяжело войти в нужное состояние. Но все равно это совсем не то, когда пришел на работу в 8 утра, отработал положенное и ушел. Иногда хорошо отвлечься: сидишь, работаешь, а потом выйдешь на Волгу, погуляешь с собакой в поле, зимой час на лыжах покатаешься и вернешься со свежими мыслями. Можно, конечно, вариться в собственном соку, но я стараюсь держать баланс и выныривать из этого состояния.
— Да такая жизнь — роскошь. Не каждый может себе подобное позволить.
— Конечно. Ходить каждый день на работу гораздо сложнее. Даже творческие люди, работающие на коммерческих проектах, живут совсем в другом режиме.
— У вас есть своя студия?
— Это громко сказано, но мы выделили комнату под мастерскую. У меня там несколько компьютеров, станок, на котором я сейчас фильм снимаю. Мне его папа сделал. Конечно, там не так много места, как хотелось бы, но пока мы не достроили дом и все делаем своими силами. Иногда хочется позвать кого-нибудь из профессионалов, чтобы посмотрели, в чем-то помогли, что-то посоветовали, но в целом создается какая-то своя атмосфера, где хочется что-то придумывать, творить.
— Сколько времени прошло от замысла до реализации «Ссылки», которая длится 3 минуты и 27 секунд?
— Я ее недолго делала, не больше года, хотя переосмыслила что-то в сценарии. Обычно я долго раскачиваюсь. Аниматик (анимационная раскадровка. — С.Х.) занимает больше половины всего времени. Когда пойму, как надо делать, процесс идет быстрее. Я делала ручные вещи, вплетала в компьютерные разработки рисование стилусом, акварельки, где есть цвет, офорт. Может, это и незаметно, но каждый кадр напечатан на отдельном листочке. Сложность была в самом сюжете. Первоначально у меня должна была появиться няня Пушкина, но я от нее отказалась.
— Почему?
— В какой-то момент наступил штопор. Я не знала, куда двигаться дальше, поняла, что надо отказаться от няни, а что новое сделать, не понимала. Пушкин — это такая высота! Резо Габриадзе — такая мощь! Страшно даже подумать, как я вообще за них взялась. В какой-то момент я придумала овечку. В каждом фильме определяю роль для себя, то, что мне ближе. Мне важно от чего-то отталкиваться. Вот я и придумала заблудшую овечку, которая приходит к двум гениям погреться у огонька. И все стало складываться. А потом мне приснился сон, что ко мне пришел Пушкин.
— Каким он был?
— Он сел рядом и сказал: «Я тут поживу у вас немножко». Я проснулась, и Пушкин мне таким родным показался. Я его приход прямо кожей почувствовала. Он пришел не как мощный и далекий гений из школьного учебника, а как свой человек. Я делала мультфильм и представляла спичечный коробок, как приоткрываю его, заглядываю внутрь одним глазком, а там — маленький-маленький мир. Наверное, фильму требуется продолжение, мне же удалось только чуть-чуть заглянуть туда. У меня был реальный спичечный коробок, в котором я нарисовала Пушкина, пишущего за столом.
— Овечки на удивление кинематографичные существа, не зря они появлялись в нескольких мультфильмах на этом фестивале.
— С ними удобно работать. У них простая форма, четыре копытца как опора. Можно сделать простых, но характерных персонажей.
— До Пушкина вы выбрали Шукшина. Как вообще это происходит? Что за вспышка? Или опять сон?
— С Пушкиным все было конкретно. Мне повезло — я ходила на спектакли Резо Габриадзе в Москве. Там продавали книги, и я каждый раз что-то покупала, «Метаморфозу» и «Трудолюбивого Пушкина» Резо Габриадзе и Андрея Битова. О фильме «Наступила осень» Екатерины Соколовой (он снят 25 лет назад по «Трудолюбивому Пушкину» и рисункам Габриадзе и открывал нынешний фестиваль «Пушкин. Михайловское». — С.Х.) я тогда не знала.
Мне так понравились рисунки Резо, что возникла идея что-то сделать со студентами на их основе. Допустим, у Габриадзе Пушкин сидит на стуле и покачивает ногой, и нужно привести его в минимальное движение. Но тогда что-то не сложилось. Потом в школе-студии «ШАР» хотели сделать цикл по сказкам Пушкина, а я написала три коротенькие истории по минуте, думала, что тоже сделаю их со студентами. Опять не удалось.
— Как же все сложилось с продюсером Дмитрием Мосягиным?
— Он мне позвонил и поинтересовался, нет ли у меня идей на пушкинскую тему. Я скомпоновала три свои истории в одну, и получился сценарий с няней. У меня не было намерения снимать именно про Пушкина. Все шло от Резо Габриадзе, а когда его не стало, я поняла, что уже не могу делать то, что было в сценарии. Вспоминая его спектакль, где встретились Байрон и Гете, я подумала, что здорово, если он сам встретится со своим любимым Пушкиным.
Как он с куклами работал! Я режиссуре именно у него училась, приходя на спектакли. Там больше всего мыслей возникало, а не на лекциях по анимации. Как же он все интересно придумывал!
— После «Ссылки» появились новые идеи?
— Я уже заканчиваю фильм по Виталию Бианки, о котором давно мечтала. Это мой любимый писатель с детства. Первая книжка, которую я прочитала, — его «Чей нос лучше?». Он очень близкий мне писатель. Я выбрала его рассказ про птичек, где главная героиня — неясыть.
— Вновь сделаете графичный фильм?
— Там будет соединение техники перекладки на станке с рисованной, цветной и компьютерной анимацией. Надеюсь, у меня получится детский фильм.
— У Бианки трагическая судьба со множеством арестов. В музее Бийска, с которым связана его жизнь, довелось увидеть страшные свидетельства того времени.
— Может быть, поэтому фильм так трудно идет? Я мало знаю про его сложную судьбу, но что в нем удивляет, так это глубокое знание темы. Я взяла рассказ про птичек, сову и неясыть. Когда ты просто его читаешь, это одно, а когда делаешь фильм, то понимаешь, насколько он погружен в материал. Его отец был орнитологом, и он сам с детства знал голоса птиц. Бианки перечисляет всех в стайке, описывает, как они зимовали, и это не какие попало птицы, а именно те, которые могут жить вместе, например, дятел, поползни, синички, корольки… Он все про них знал. И то, о чем он писал, не выдумки. Мне нравится баланс между натурой, абсолютной правдой и уютным рассказом, в котором детям все понятно. Я делаю кино, балансируя то в одну, то в другую сторону и не всегда понимая до конца, что получится.
— Ваши дети подсказывают какие-то сюжеты?
— У меня, как мне кажется, дети чудесные. Они большие фантазеры и дают так много энергии. Славка, например, звуками занимается. У них с Лизой свои миры, но так, чтобы они мне подкидывали идеи и я бы их сразу использовала, такого, пожалуй, нет. Мы живем в этом и чего-то я, наверное, не замечаю. Иногда дети говорят: «А я думал, так будет», «А мне так больше нравится». Такое случается, и я думаю: «О! Здорово». Вот так это работает. Бывает, говорю им: «Сейчас меня нет дома. Я уехала на студию».
Детское воображение неожиданно срабатывает. Я вообще не понимаю, как люди делают прогнозы. Сама я никогда не знаю, для кого делаю фильм, кто мой конкретный зритель. В итоге все может быть совсем по-другому, так, как и в голову не придет. Мне удивительно, что «Ссылку» отметили на фестивале. 90 процентов из тех, кому я ее показывала, в нее совсем не попадали. Звукорежиссер мне сказала, что мой фильм для очень узкого круга друзей.
— Каково было оказаться в одном конкурсе со своей ученицей? Вот бы она вас победила? Жюри очень понравилась работа Маши.
— Так это же классно. Мне кажется, это и мне большой плюс. Если твой ученик, с которым ты действительно работал, получает награду — это вообще мощь.
— Как вы преподаете, находясь на расстоянии?
— Что-то можно сделать онлайн, но лучше, конечно, встречаться. Я приезжала к своим ученикам в колледж ВГИКа. С Машей мы делали ее дипломную работу. Я очень рада за нее, за то, что ее отметили.