Срочные новости раздела
«Щелкунчик» стал миллионером: подведены культурные итоги года

«Щелкунчик» стал миллионером: подведены культурные итоги года

Реформа года добралась до «Золотой маски». За 30 лет существования национальной театральной премии и одноименного фестиваля это была не первая попытка изменить существующее Положение — его девять (!!!) раз редактировали. И вот наконец новый председатель и секретариат СТД РФ, собрав специалистов, сделали то, о чем так долго говорила театральная общественность, — открыли двери для всех направлений театра, а не только для одного, лишь по формальным признакам современного. Упразднены частные номинации, а заветную «Маску» отныне будет получать спектакль. Недовольных переменами хватает, но Владимир Машков, собственно инициировавший проведение реформы еще год назад, уверен, что это поможет нацпремии стать открытой, честной и объективной.

Переезд года, а возможно, и века, пережила «Троица» Андрея Рублева, которую в конце июня перевезли в Сергиев Посад. В Троице-Сергиевой лавре, согласно договору между РПЦ и Минкультом, она будет находиться как минимум 49 лет. Считай, уехала навечно. Хотя реставраторы настаивали на консервации. Созданы ли для шедевра подходящие условия — большой вопрос. Специалисты уверены, что вместе с передачей РПЦ «Троицы», а чуть раньше раки Александра Невского в Александро-Невскую лавру, запущен передел музейного фонда в пользу церкви.

Задержание года в середине лета прозвучало как выстрел. Фигурантом уголовного дела стал экс-глава Департамента культуры Москвы Александр Кибовский. Его обвинили в восьми эпизодах получения взяток и мошенничестве, по предварительным данным, на общую сумму более 100 млн рублей. В истории столичной культуры он останется как знаток военной атрибутики, не раз демонстрировавший свои знания на театральных подмостках. При нем открылся концертный зал «Зарядье», зачем-то слили несколько театров и едва уцелела гордость отечественного музыкального образования — детские музыкальные школы. Чиновник готов искупить грехи мздоимства на СВО, но дадут ли ему такую возможность?

Солнце года — взошло в честь 225-летия нашего всего — Александра Пушкина. Согласно статистике, состоялось 75 мероприятий. Что ни неделя, то премьера «Маленьких трагедий», «Повестей Белкина», «Дубровского» и даже «Кабаре Пушкина». А также выставки, концерты, лекции, акции, инсталляции — кругом было оно, солнце русской поэзии. Регионы не отставали.

Назначение года. В один июньский день Департамент культуры Москвы резко сменил руководство сразу трех столичных театров. В «Современник» пришел Владимир Машков, в Театр Виктюка — Константин Богомолов, а в "Сатиру" — Евгений Герасимов. Решение спорное: если о Машкове как о преемнике еще при жизни думала Галина Волчек, то с другими кандидатами явно поспешили. В "Сатиру" следовало бы отправить Богомолова, у которого жанр сатиры был живее всех живых.

Кинохит года — «Мастер и Маргарита» по одноименному роману Михаила Булгакова стал лидером проката и самым многострадальным российским фильмом. Его производство затянулось, он сменил первоначальное название «Воланд» (возможно, потому, что главного героя сыграл немецкий актер Аугуст Диль). На производителей картины подавали в суд правообладатели романа, но ничего не добились. Фильму не хотели выдавать прокатное удостоверение из-за высказываний режиссера Локшина, — уроженца и гражданина США с русскими корнями, — но ставки были слишком велики, в том числе и финансовые. Дойдя наконец до зрителей, отечественный блокбастер вызвал противоречивую реакцию, вплоть до обвинений в попытках опорочить советское прошлое. Но авторы знали, на что шли, выбрав роман, приносящий несчастья.

Триумфатором года стала «Анора» американского кинорежиссера Шона Бейкера об отпрыске российского олигарха, женившегося на нью-йоркской стриптизерше. Картина получила «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах во многом благодаря участию российских актеров Марка Эйдельштейна и Юры Борисова, и на нее обрушился шквал критики за то, что обошла опусы более значимых режиссеров, ну и за сам факт участия русских (куда же теперь без политики?!). При этом «Анора» — номинант престижных американских премий, включая «Золотой глобус», а дальше наверняка будет «Оскар». Эйдельштейн и Борисов не сходят со страниц ведущих мировых изданий и получили заманчивые международные предложения вопреки потоку брани со всех сторон.

Обыски года прокатились весной по домам и мастерским художников, которых связывают с делом Петра Верзилова (признан иностранным агентом). Среди них Анатолий Осмоловский (возглавляемый им институт «База» закрыт), Василий Слонов из Красноярска (арт-объект в виде неваляшки с «блатной» символикой уничтожен), Александр Курицын, он же Синий Карандаш (уволен из филиала ГМИИ имени Пушкина). Под подозрение попал и Музей современного искусства PERMM. Похоже, обыски у художников, казавшиеся нонсенсом в начале года, становятся практикой.

Миллионером года стал не человек, а всенародно любимый балет «Щелкунчик», чему поспособствовало «динамичное ценообразование», проводимое администрацией Большого театра. Если еще в сентябре на «Лебединое озеро» можно было попасть за 50 тысяч руб., просто купив билет в кассе театра, то на «Щелкунчик» билеты в кассу не поступали. Решив вступить в смертельную схватку с билетной мафией, Большой отправил зрителей на сайт, который от желания всех и сразу отхватить билетик на балетную сказку сразу «лёг».

Ажиотаж подогрели аукционом, выставив на продажу места в ближнем партере с номиналом в 50 тысяч при «шаге» в 5000. Рекорд не заставил себя ждать — максимальная цена за лот (4 билета) достигала порядка 1 миллиона 200 тысяч. То есть за билет в 12-й ряд партера на «Щелкунчик» граждане выложили 300 тысяч. Пока рублей. Что будет в следующем году? Поживем — увидим, но после нынешних продаж ясно одно: кто богат — того и тапки. То есть сказка.

Дуэль года между двумя Константинами, и к тому же Юрьевичами, из-за одной птички, то есть «Чайки» по Чехову, не состоялась, потому как профессору негоже стреляться с пятиклассником. Двух премьерных «Чаек» сравнивать невозможно, поскольку Богомолов на Бронной своей постановкой задал такую высокую планку современному театру, адаптации в нем классики, работе с актерами, до которой не всякий профессиональный режиссер дотянется. Не то что актер, впервые попытавший режиссерского счастья в театре.

Возвращение года длиною в шесть лет. Именно столько времени картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (полное название) была скрыта от глаз публики. Шесть лет назад вандал, возмущенный содержанием полотна, изрезал его. Спасая шедевр, Грозному и его наследнику в Третьяковке создали поистине царские условия: открыли мастерскую, оснащенную новейшим техническим оборудованием, специально разработанным для спасения репинского шедевра. Четыре года трудились реставраторы, еще два ожидали специально разработанного для него эксклюзива — «бронежилета». Теперь обоим Иванам ничто не угрожает.

Ожидание года связано с селом Сонцовка, где родился Сергей Прокофьев. Развивая наступление на Красноармейском направлении, наши войска еще в ноябре начали бои за малую родину всемирно известного композитора. С этого момента в напряжении находились все — Музей Прокофьева в Москве, Донецкий краеведческий музей, филиалом которого до захвата Сонцовки ВСУ был расположенный там Музей Прокофьева. И еще десятки думающих и понимающих важность момента людей из Донбасса и «материковой» России. Обоснование, почему крохотное село, состоящее из пяти улиц и нескольких десятков домов, стоит всех переживаний, сформулировал директор Донецкой филармонии: в ДНР нет своей Ясной Поляны или усадьбы Чайковского в Воткинске. Поэтому новость об освобождении села — даже если музей погибнет, даже если памятник Прокофьеву пострадает — в Донецке встретят со слезами на глазах.

Актер года Юра Борисов к своим 32 годам снялся в 69 фильмах. И если прежде он был номинантом Европейской киноакадемии благодаря российско-финской картине «Купе номер 6» (Гран-при Каннского кинофестиваля), то теперь стал номинантом нескольких американских кинопремий, включая «Золотой глобус», лауреатом кинокритиков Лос-Анджелеса и Сан-Франциско как лучший актер второго плана в «Аноре». Ждем «Оскар». А Юра продолжает работать в российском кино. После «Купе номер 6» он говорил, что такого витка у него больше не будет. И оказался… неправ.

Юбилей года отметил композитор Владимир Дашкевич. Любимый публикой и сверхпопулярный музыкант, философ и кибернетик, практик и теоретик принадлежит к числу великих личностей нашего времени. Он один из немногих современных композиторов, кто сочиняет симфонии и оперы и при этом пишет мелодии, которые остаются у всех на слуху. И теперь, на десятом десятке, он продолжает творить: опера, оратория для хора и солистов, книга, подготовка культового мюзикла — ни дня без события и творчества.

Выставку года устроил Эрмитаж. «ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» благодаря дизайну и архитектуре проекта, за которые отвечали Эмиль Капелюш и Юрий Сучков, превратился в театральный пир во время чумы. Невероятно разыгранное действо погружало посетителей музея в непростое время, когда так ярко и натуралистично писали яства и дичь. На фоне эрмитажного проекта та же тема в Пушкинском, где натюрморты Снейдерса и учеников развесили по классике, смотрится провалом. Впечатление провала усилил новый логотип музея с совместными монограммами из букв «П» и «М».

Гастроли года состоялись — Мариинка приехала в Большой, а Большой поехал в Мариинку. Событие можно считать историческим. На протяжении 20 лет об этом говорили, но дальше разговоров почему-то дело не шло. То есть хотели все, но кто-то злой и жадный (кто бы это мог быть?) встал на пути взаимообмена большим искусством. И вдруг по мановению волшебной палочки (и понятно, в руках какого дирижера!) все переменилось, и московские балетоманы наконец увидели масштабные спектакли Мариинского «Дон Кихот» и «Бахчисарайский фонтан».

Предчувствие года, страшное и ужасное, поразило столичные театры в ожидании продаж билетов по паспортам. Все начнется только 15 марта 2025 года, но уже сейчас зрители, не желающие головной боли при посещении театра, отказываются покупать билеты, а дирекция театров подсчитывает убытки. Страх небезосновательный: авторами пилотного проекта не учтены многие факторы и не просчитаны риски. Например, приход в театр с детьми, которым неизбежно придется стоять на улице, пока их мама или подслеповатая бабушка судорожно достает из сумки свидетельство о рождении, и (внимание!!!) только оригинал. Самый эффективный способ закрытия театра найден — уверены те, кто в них работает. Потирают руки только цирковые — эксперимент пролетел мимо них.

Угроза года возникла под самый конец, когда в Сирийской Арабской Республике неожиданно рухнула власть Башара Асада. Конечно, свергнувшие законного президента экстремисты — ребята помягче, чем те, кто кувалдами крошил и взрывал статуи в Пальмире, но эксперты говорят, что судьба античных («языческих»), христианских и как минимум алавитских памятников культуры под вопросом. А если копать глубже, то существует угроза существованию малых сирийских селений, в которых царил межконфессиональный мир и столетиями сохранялись уникальные элементы этнографии, которые считаются памятниками культуры, просто нематериальными.

Трусы года изготовили из газет «МК» для картины Ивана Симонова, представленной на ярмарке современного искусства Сatalog. Вообще-то, на полотне морячок изначально был изображен в стрингах, но подобное «распутство» посчитали неприличным. И так на служивом появились газетные трусы, которые шли ему куда больше, чем какие-то там стринги, и потому привлекли внимание к полотну.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Открывшаяся в залах Государственного музея А.С. Пушкина на Арбате выставка «Пушкинские места России» представляет живописные и графические работы Эдварда Выржиковского (1928-2008).Эдвард Яковлевич –
подробнее...

В эксперимент пока включены 63 театра и 36 концертных площадок. Следует уточнить, что проверять билеты вместе с паспортами начнут не прямо вот завтра, а на спектакли и концерты,  которые  стоят в
подробнее...

Минобороны РФ официально переход под российский контроль села, где родился Сергей Прокофьев, пока не подтвердило. Но в символическом смысле великий композитор вернулся на Родину, в Россию, оставаясь
подробнее...

«Слово Толстого», заявленное как «путеводитель по наследию» Льва Николаевича и исчерпывающе полная толстовская библиотека, сложилось за это время в сайт со сложной «архитектурой» и сверхценным
подробнее...

На заседании представители профильного министерства рассказали о поддержке сферы культуры новых регионов. Так, были озвучены следующие цифры: в театры ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской области
подробнее...

В качестве референсов называются «Тихий Дон» Сергея Герасимова и «Острые козырьки» Стивена Найта. Лейтмотивом звучат слова Сергея Жигунова: «Нам очень много врали в школе, а все было не так». Он готов
подробнее...

Дама вышла из Адама, и сказала ему дама: — Я — проект новейший самый! С авангардною программой.Взгляд умильный, корпус стильный, закругленные бока. Ум рассчитан на века.Эротична, синеглаза. Как модель
подробнее...

И вот «Противостояние». В 1985-м это уже было. И как! Исходные данные следующие: Юлиан Семёнов, безусловно, мастер; Семён Аранович, замечательный режиссер; Олег Басилашвили, Андрей Болтнев… Но и этого
подробнее...

Когда-то на 40-м Каирском фестивале Россия была главным гостем и в программе «Фокус российского кино» представили десять наших картин: «Слоны могут играть в футбол» Михаила Сегала, «Сердце мира»
подробнее...

Дар прозренчества — это способ видения и постижения мира. Творец обречен строить иллюзии, идеализировать людей и обстоятельства, разочаровываться и вновь — как бы мрачно ни смотрел на жизнь и ни
подробнее...

Древнейшая надпись, провозглашающая Иисуса Богом и считающаяся "величайшим открытием со времен свитков Мертвого моря", была обнаружена под полом израильской тюрьмы и теперь выставлена на обозрение в
подробнее...

На сцене «Таберки» спектакль «Старший сын» появился еще в 2008 году — тогда пьесу Вампилова ставил Константин Богомолов. В 2020-ом свое видение пьесы представила режиссер Алена Лаптева — на сцену ТОТа
подробнее...

Фамилия Зощенко хорошо знакома публике и любима многими. Его творчество мы даже когда-то изучали на журфаке и в студенческие годы любили похихикать над его сатирическими рассказами и фельетонами. У
подробнее...

«Золотую пирамиду» за лучший фильм получила румынская картина «Новый год, который так и не наступил» Богдана Мурисану. В сентябре он уже победил в секции «Горизонты» недавнего Венецианского
подробнее...

ДОСЬЕ МКМарк Клионский родился в Минске в 1927 году. После войны — поступил в Ленинградский Институт имени И. Е. Репина, где, пускай и не сразу, но все же стал лучшим студентом. Был самым молодым
подробнее...

Она рассказала, что родилась в Азербайджане, потом переехала с родителями в Тюмень, где и познакомилась со своим будущим героем — цыганским рэп-исполнителем Иоанном Жани (Андро). Оказалось, что
подробнее...

Новый год и Рождество традиционно мы ассоциируем с балетом Чайковского «Щелкунчик», что вполне справедливо — рождественская сказка. Но в Музее музыки расставили новогодние музыкальные акценты иначе и
подробнее...

Любые новости об экранизации романов Джоан Роулинг являются для поклонников юного волшебника чем-то вроде потревоженной больной мозоли. Первые слухи о сериале, посвященном вселенной Гарри Поттера,
подробнее...