Срочные новости раздела
Молодого Алексея Куклина связали с советским авангардистом Элием Белютиным

Молодого Алексея Куклина связали с советским авангардистом Элием Белютиным

Ученик Аристарха Лентулова и Павла Кузнецова, Элий Белютин разработал методику раскрытия творческих способностей личности. Выходцев его студии объединяет вовсе не стиль, все они были счастливыми. Свободное от рамок искусство помогало им установить контакт с самим собой. Именно этим минувшей осенью занимался Алексей Куклин в селе Кидекше, что в паре километров от Суздаля – арт-резиденции Мира центра, – искал себя через связи поколений. Плел узлы собственной личности.

Окна аскетичного домика художников выходят окнами на церковь Бориса и Глеба – памятник XII века, построенный по воле Юрия Долгорукого. Древний белокаменный храм вызвал неожиданную параллель: принесенная кем-то книга гравюр Кацухика Хокусай «36 видов Фудзи» аккумулировала серию, где свободная белютинская манера сопрягается с японским минимализмом и сакральной патетикой. За век до Белютина серия Хокусая с видами Фудзи свершила переворот в искусстве Японии, пересмотрев пейзаж как метод, придав ему условности, символизма, диалектики цвета. В недвижимых камнях и ретивых волнах оказывается полно драматизма, наглядно доказал Хокусай. Примерно тем же занимался Алексей Куклин.

– Мной двигало нечто монументальное, мощное, природное, почти зооморфное, как на гравюрах Хокусая, – рассказывает автор. – В моих картинах нет сюжета, я придумывал форму из геометрических фигур, пытался усилить ее цветом, сочетать несочетаемое, ломать измерения восприятия. Получился орнамент, где слои будто выглядывают друг из-под друга.

Сами собой получились узлы, похожие на восьмерки бесконечности. Их на выставке 11 из созданных 15. Орнаменты разных цветовых сочетаний притягивают своими затейливыми петлями, где множество параллельных Вселенных. Выставленные рядом картины Элия Белютина тоже содержат узлы: из условных фигур, в которых чувствуется в природная мощь. Взять хотя бы картину, построенную на трех цветах, – синем, розовом и черном. Перед нами человек, его руки и ноги выписаны одним жирным мазком, словно звенья цепи, а чело напоминает горный рельеф. Или другой сюжет – голова задрана вверх, то ли кричит, то жадно глотает воздух и, кажется, вот-вот выпрыгнет из кольца сомкнутых рук. Узлы Куклина больше похожи не на людей, а на молекулы или атомы. Но и они с одной стороны связаны, при этом рвутся из себя.

Орнаменты складываются в структуры «теории взаимодействия» – научного метода социального познания, когда человек понимает других людей, фокусируясь на поведении тела и контекстах окружающей среды, а не на психических процессах. Теория, как и «Новая реальность» Белютина родилась на заре «оттепели», пережила критику в 1980-90-х, а в последние годы вышла на новый уровень. Познания «Я» человека в соприкосновении с другими экосистемами, космическими процессами и социумами сейчас как никогда в тренде.

«Выставка «Морской узел» – контркультурное совпадение: когда одно хоть и является противопоставлением другому, но в то же время образует с ним новую изофразу. Это как светофор, который завязан с пешеходной разметкой на перекрестке. Белютин от Куклина существует, как отдельная художественная фраза, но связь этих героев образует узел, открывающий важный спор о вечном поиске нового качества цвета как изгиба скульптурной формы», – объясняет куратор проекта Андрея Бартенев, который, собственно, и придумал сопоставить двух художников разных эпох на одной выставке в галерее-срубе, напоминающей сказочный терем.

Стиль своего ученика Андрей Бартенев называет геометрическим поп-артом. Впрочем, не так уж важно, как именовать магнетические петли Алексея Куклина. Важнее, что в них проявляется генетическая память культуры высвобождения, и каждому зрителю хочется выйти за рамки себя.  

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Открывшаяся в залах Государственного музея А.С. Пушкина на Арбате выставка «Пушкинские места России» представляет живописные и графические работы Эдварда Выржиковского (1928-2008).Эдвард Яковлевич –
подробнее...

И вот «Противостояние». В 1985-м это уже было. И как! Исходные данные следующие: Юлиан Семёнов, безусловно, мастер; Семён Аранович, замечательный режиссер; Олег Басилашвили, Андрей Болтнев… Но и этого
подробнее...

Фамилия Зощенко хорошо знакома публике и любима многими. Его творчество мы даже когда-то изучали на журфаке и в студенческие годы любили похихикать над его сатирическими рассказами и фельетонами. У
подробнее...

Она рассказала, что родилась в Азербайджане, потом переехала с родителями в Тюмень, где и познакомилась со своим будущим героем — цыганским рэп-исполнителем Иоанном Жани (Андро). Оказалось, что
подробнее...

Культура любит красивых — и поэтому выбирает их. Наталья Дардыкина пришла в молодежную газету именно в отдел культуры, который потом и возглавила. Экстерьером она всегда напоминала балерину: в
подробнее...

Любые новости об экранизации романов Джоан Роулинг являются для поклонников юного волшебника чем-то вроде потревоженной больной мозоли. Первые слухи о сериале, посвященном вселенной Гарри Поттера,
подробнее...

Новый год и Рождество традиционно мы ассоциируем с балетом Чайковского «Щелкунчик», что вполне справедливо — рождественская сказка. Но в Музее музыки расставили новогодние музыкальные акценты иначе и
подробнее...

Петр Айду известен звуковыми перформансами. Его «Реконструкция утопии» в ШДИ получила Гран-при Премии Сергея Курехина 2013 года в области современного искусства. За акустический перформанс «Звуковые
подробнее...

Несмотря на то, что песни у Дианы Арбениной авторские, по-своему выстраданные и очень эмоциональные, перепевкам они не сопротивляются. Их голосят на кухнях и в караоке, а в прошлом году Ваня
подробнее...

Вахтанговский театр возвращает свой исторический облик. Впрочем, в отличие от некоторых театров, он его толком и не терял. Однако директор театра Кирилл Крок в своих соцсетях недавно рассказал о
подробнее...

Любовь китайцев к нашей культуре — факт не новый. Сейчас на улицах столицы в любое время года можно увидеть многочисленных гостей из Китая, почти столько же, сколько и до пандемии. И снова улыбчивые
подробнее...

Один из лидеров паблик-арта в России, художник Марина Звягинцева, придумала парадоксальный образ высотой четыре метра еще летом. Как ни странно, в жаркие дни она думала о зимнем уюте. Ассоциация
подробнее...

Альфред из ПоволжьяЕсли верить в то, что имя предопределяет судьбу, то жизнь советского мальчика по имени Альфред Гарриевич Шнитке, который родился в Саратовской области, с самого начала обещала быть
подробнее...

Оззи неоднократно бывал в России, в нашей стране у него очень большая армия поклонников. В 2014 году в московском «Олимпийском» был концерт Black Sabbath с Оззи Осборном во главе, разумеется. Они
подробнее...

Как водится, премьера – событие не только театральное, но и светское. На этот раз организаторы предложили публике восточный дресс-код. Можно было видеть шаровары, тюрбаны, обилие люрекса и пайеток,
подробнее...

Но литературный календарь на 2025-й оказался настолько насыщенным, что ностальгия развеялась как дым. 230 лет — со дня рождения Рылеева и Грибоедова. 225 лет — Баратынскому. 205 — Афанасию Фету. 155
подробнее...

— На смелые эксперименты способен человек, который хорошо знает классику. Вы с музыкой с детства?— Да, я родился в семье музыкантов. Мама с папой встретились благодаря любви к музыке. Мама не была
подробнее...

Кроме пылающих роз, ничто не напоминает об известной песне, но есть отголоски шекспировского «Отелло» в простонародной трактовке. Ревнивый мавр, то ли из глины, то ли из пластилина, готов задушить
подробнее...