Один из лидеров паблик-арта в России, художник Марина Звягинцева, придумала парадоксальный образ высотой четыре метра еще летом. Как ни странно, в жаркие дни она думала о зимнем уюте. Ассоциация возникла, когда Марина пыталась найти визуальную формулу для эфемерного чувства любви.
— Я читала про философию хюгге — это скандинавский термин, которым описывается ощущение уюта, — рассказывает Марина. — Когда за окном метель и холод, а ты сидишь дома у камина с чашкой чая, в вязаных носках, рядом с по-настоящему близким человеком, — это и есть счастье. Понимаешь, что любовь — не страсть и приключения, а чувство комфорта, которое находишь вместе с кем-то, кто совсем не похож на тебя, но становится частью тебя.
Образ любви — как правильной погоды в доме — начинался с цвета: оранжевого, символизирующего огонь, и синего, ассоциирующегося с холодом. Если эти цвета смешать, получится бесчувственный серый. Но если не смешивать, а сделать так, чтобы цветные энергии перетекали друг в друга, получится та самая формула, согласно которой противоположности притягиваются. Мужчина и женщина — априори разные. Секрет отношений, как выясняется из этого художественного высказывания, равносилен любимому коктейлю Джеймса Бонда: «взболтать, но не смешивать». Из энергии цвета родился уже визуальный образ — из двух зонтов на одной ножке, под которым кружат бабочки. С внешней стороны инсталляция «смешанного» серого цвета металла, а внутри — в ярком оранжевом и синем, которые соединяются в красочный коктейль с помощью фирменной техники автора — биотипии (живопись на воде).
Каждая бабочка окрашена вручную, ни один узор не повторяется. С тех пор как инсталляция появилась в московском дворе, местные жители уже придумали для нее ритуал. Если подержаться вдвоем за ножку зонтов, то погода в доме всегда будет отличная, то есть в отношениях все будет хорошо, спокойно и уютно. Даже когда случаются ссоры. Неурядицы, что случаются в любом союзе, символизируют струи из нержавейки, которые, словно дождевые потоки, пронизывают инсталляцию. Но они не портят общей атмосферы, а добавляют многослойности арт-объекту. Струи нужны еще и для стойкости конструкции — чтобы крепко удерживать 500-килограммовые зонты над подиумом весом полторы тонны.
— В городе не хватает символов любви. Сердечки, расставленные по Москве, давно не вызывают вау-эффекта и эмоций. Но как изобразить любовь? Я долго думала, искала метафору, которая могла бы отразить масштаб и фундаментальность и в то же время легкость и воздушность этого чувства, которое двигает людьми и миром. И, кажется, нащупала небанальный образ, который сочетает феномен синергии противоположных ощущений, что соединяется в счастье.
Горожане обнаружили еще одну функцию уютной инсталляции: если прислонить руку к металлической бабочке, кажется, будто она только что села тебе на варежку. Это ли не счастье — почувствовать легкость буквально тактильно, — когда на дворе зима.