Любовь китайцев к нашей культуре — факт не новый. Сейчас на улицах столицы в любое время года можно увидеть многочисленных гостей из Китая, почти столько же, сколько и до пандемии. И снова улыбчивые гости Поднебесной останавливают в метро с просьбой сфотографироваться, снова на московских улицах видно огромные автобусы, из которых на остановках сперва триумфально высовывается рука гида, в которой непременно будет нераскрытый зонтик или смешная ладошка на палочке, а затем из салона высыпаются многочисленные китайские туристы, непременно с фотоаппаратами — огромными профессиональными и маленькими «мыльницами».
Огромное количество туристического контента китайцев из путешествия по России мы уже много раз видели в социальных сетях. А вот увидеть, как нашу родину отражают в своем творчестве китайские художники, — возможность редкая. Но у москвичей она появилась. В столичном Музее современного искусства открылась персональная выставка китайского художника Го Сяобиня «Ландшафты цвета».
В его произведениях отражены не просто впечатления о России, а его знания и чувствования нашей страны и культуры. Он здесь учился в магистратуре Художественного института имени Сурикова и живет по сей день в подмосковном Троицке.
Любопытно, как сочетаются две школы живописи в творчестве художника. Китайская традиция и современный российский пейзаж — в общем, синтез культур, да еще какой!
Не зная любопытных фактов об авторе произведений, можно подумать, что перед нами картины разных художников, на первый взгляд. Пейзажи-то наши, родненькие! До боли знакомые. Но чем дольше стоишь у картины, тем больше ощущаешь, что призма, через которую автор смотрит на наши просторы — другая. Прежде всего бросается в глаза разность композиции картин. И действительно, глаз вас здесь не подведет: художник сохраняет китайскую композиционную традицию.
Вся выставка — это увлекательное путешествие по мозгу «бикультуралиста» (человека, владеющего двумя культурами). Словно вы попали в мышление билингва, только оно выплескивается на холсте. Безусловно, перед нами работы китайского художника. Об этом свидетельствуют другие его работы, например, минималистичная серия полотен, вдохновленная наскальными изображениями на горе Хелан (Китай). Эх, знать бы китайский язык! Может, там зашифрованы послания в виде иероглифов, которые недоступны непосвященным? «Китайскость» проявляется и в цветочных натюрмортах, чья техника выполнения — близкий родственник традиционной китайской лаковой росписи. С другой стороны, в этих цветах есть и что-то русское. Словно эти букеты собрала хозяюшка и поставила в вазу (непременно из китайского фарфора, некогда модного).