Оззи неоднократно бывал в России, в нашей стране у него очень большая армия поклонников. В 2014 году в московском «Олимпийском» был концерт Black Sabbath с Оззи Осборном во главе, разумеется. Они представили первый за несколько десятилетий совместный альбом под названием 13 и вышли на сцену в оригинальном составе. Конечно, и я пришел на концерт. До начала шоу зашел в гримерку к Оззи и, хотя был готов к его легендарной эксцентричности, увидел то, чего точно не ожидал. В гримерке лежали литые гантели и стояла беговая дорожка. Как оказалось, Оззи с некоторых пор перед каждым концертом начал делать достаточно интенсивную разминку. Неожиданно в сумасбродную рокерскую жизнь вошла зарядка для поддержания формы, так как во время концерта он выливал несколько ведер воды на первые ряды. Оззи объяснял, иронично усмехаясь: «Тренинг перед концертом — это уже традиция, которой я обязан своей дражайшей женушке Шерон. Она со мной, как с дитем, носится…».
В тот вечер, как и раньше, мы проводили за общением достаточно продолжительное время, Оззи был прирожденным не только хохмачем, но и рассказчиком, всегда сыпал историями из своего прошлого. Вот, к примеру, мы, фанаты Оззи, знаем его сценический образ как мрачный и мистический, с готическими элементами одежды преимущественно в черном цвете. Мне всегда было интересно, изначально ли его образ был таким? Как-то спросил. И да, действительно, в ранние годы творчества он был совершенно другим. Во времена расцвета Black Sabbath любимой экипировкой Оззи был верх пижамы и водопроводный кран, который он носил на шее. Вот бы найти запись какого-нибудь старого концерта, чтобы посмотреть на отвязного рокера в пижаме и с краном в виде ожерелья!
Во время наших встреч Оззи обычно выглядел здоровым и веселым, всегда слегка разминался перед концертом. Знаменитая Шерон внимательно следила за распорядком и пресекала даже намеки на что-то нездоровое. Не женщина, а кремень, хотя всегда было видно, как трогательно они друг к другу относились. А вот в прошлом, как рассказывал Оззи, его выгнали из Black Sabbath за нездоровый образ жизни. У него были пагубные пристрастия, от которых он впоследствии отказался, но была еще и одна неочевидная привычка — оказывается, Оззи даже зимой предпочитал ходить босиком. Был ли это элемент закаливания или очередная провокация, я так до конца и не понял... Перед концертом в «Олимпийском» я не мог не поинтересоваться, будет ли Оззи на концерте откусывать головы летучим мышам. В присущей ему манере он отшутился: «У вас в России мышиный дефицит»…
Вообще, мое заочное знакомство с Оззи Осборном случилось еще в студенческие годы. В 1972 году, когда у меня уже была пара винилов Black Sabbath — неимоверная драгоценность в коллекции студента консерватории в Саратове, я как-то увидел телесюжет по советскому ТВ (другого, естественно, тогда не было), который запомнился мне на всю жизнь. В новостном репортаже в духе расхожей тогда рубрики «Их нравы» ведущий разоблачал рок-группу Black Sabbath как ярчайший пример «загнивания западной массовой культуры», пропагандирующей насилие и религиозное мракобесие, а лидер коллектива Оззи Осборн был назван классическим примером человека с нарушениями психического здоровья и распадом личности...
«Я не такой сумасшедший, как все думают, я еще хуже», — дразнил Оззи прессу, которая и на Западе (конечно, без такого идеологического словоблудия, как у нас тогда) тоже, бывало, покусывала, подтрунивала, а иногда и откровенно издевалась над ним. Иные журналисты тех времен, лишенные, видимо, чувства юмора, принимали это высказывание за чистую монету...
Сейчас, конечно, многие стенания тех лет кажутся комичными. По прошествии времени, а по сути — эпох, стало вполне очевидным, что музыка Оззи Осборна была действительно революционной. Он стоял у истоков хеви-метал и повлиял фактически на развитие рок-музыки. Восемь альбомов, записанных им в составе группы Black Sabbath с 1970 по 1978 год, сформировали жанр и определили его развитие на десятилетия. За основу звучания музыканты взяли блюз-рок, при этом снизили темп, намеренно перегрузили звук электрогитар и баса, а также отказались от любовной лирики в пользу мрачных образов оккультной тематики, заложили не только магистральное направление, но и такие жанровые ответвления, как глэм-метал и дум-метал, которые мы тоже знаем и любим! Оззи никогда не боялся экспериментов со звуком и стилем — в том числе и в этом его уникальность.
Все это поражало новизной, а карьера Осборна впечатляет длиной. Он выдержал паузу между появлениями на вершине чартов в целых 43 года! Его первое появление было в 1970 году с альбомом Paranoid, а громкое возвращение — в 2013-м с альбомом 13, с премьерным туром которого Оззи тогда приехал и в Москву. Тогда он побил рекорд Боба Дилана, который тот удерживал за собой 39 лет. Также Осборн успел поработать с двумя поколениями клавишников. В 2010 году, спустя почти 40 лет после участия клавишника Рика Уэйкмана из группы Yes в записи альбома Sabbath Bloody Sabbath 1973 года, его сын Адам начал сотрудничать с Оззи над альбомом Scream. Вот насколько длинным и насыщенным был путь великого Оззи — легенды рока, с чем, полагаю, никто не будет спорить. Я, как и все многочисленные поклонники, горячо люблю его музыку...
На памятной встрече в «Олимпийском» Оззи схватил фломастер и попытался «пронзить» им мое сердце, как бы отвечая на вопрос — действительно ли он такой ужасный. Не переживайте, при съемке ни один Сандлер не пострадал, это была всего лишь безобидная шутка, абсолютно в стиле весельчака и жизнелюба Оззи Осборна.
С днем рождения, Оззи! Peace, Love, Music.