Срочные новости раздела
90 лет Виктору Попову: пел блатные песни, плясал цыганочку и буравил глазами

90 лет Виктору Попову: пел блатные песни, плясал цыганочку и буравил глазами

Неизвестное детство

Биографию Виктора Попова часто начинают с рассказа о родителях, а затем перескакивают сразу на годы учебы в Московском хоровом училище, куда он попал в 1945 году в класс Александра Свешникова. Подробностей о его детстве, которое пришлось на Великую Отечественную войну, нигде не найти. Что же случилось с будущей звездой хоровой музыки в то время?

«Только с его рассказов известно, что с ним тогда было, — рассказывает Анатолий Кисляков. — В войну он был в родном Бежецке, где находились продуктовые склады. У Виктора Сергеевича уже в детстве был хороший голос, чем пользовались преступники. Они просили мальчика отвлекать охрану пением, а сами чистили склады».

Рассказывал об этом Виктор Сергеевич спокойно, хотя, как и многие люди, пережившие войну, не любил вспоминать то время. А нам осуждать его за «пляски» перед охраной тоже не приходится — ему тогда было всего-то 7 лет… Ребенок!

«Зато после этого он знал все блатные песни, — с улыбкой рассказывает Анатолий Львович, — и иногда их пел среди своих. Друзьям даже удалось сделать записи».

В 1944 году жизнь поделилась на «до» и «после». Мама Попова, Александра Михайловна, услышала по радио объявление об открытии хорового училища в Москве и наборе ребят на обучение. Так юный Витя отправился в столицу. И началась самостоятельная жизнь. В классе Александра Свешникова, хорового наставника Попова, царила атмосфера строгости, суровой дисциплины. Но при этом о студентах здесь заботились, ведь большинство из них были сиротами после войны. И Попов рано потерял мать, она ушла из жизни в 1948 году. Сам Виктор Сергеевич вспоминал о годах в училище с теплотой и рассказывал, как к ним приезжали с выступлениями великие музыкальные имена — Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс и другие… Да и окружение на учебе было хоть куда! Среди его однокашников были будущие выдающиеся музыканты — Родион Щедрин, Владислав Агафонников…

Серьезный вызов ожидал его летом сразу по окончании училища. Выпустился — и все. А где жить-то? Приютили в медицинском изоляторе. Из вещей при нем был маленький чемоданчик. Внутри плащик и базовые бытовые мелочи. Как заботиться о себе? Но с поступлением в Московскую консерваторию стало легче. Даже появился заработок: обучал музыкальной грамоте генеральских детей на частных уроках. Причем довольно успешно, мог себе иногда позволить даже колбасу!

Создание БДХ

Весной 1970-го Попову поступает предложение от руководства музыкального вещания Всесоюзного радио организовать детский хор при радио. Преподавательская работа в Пединституте имени В.И.Ленина, в Гнесинке, где он был еще и деканом трех факультетов одновременно, сделала его имя громким в музыкальной среде. Да и Москва нуждалась в детском хоре при радио. В других соцстранах аналогичные коллективы уже были — Берлин, Прага, Будапешт, Бухарест, Таллин, Рига, Вильнюс, Киев! А в Москве, в столице, нет.

2 апреля 1970 года подписан указ о создании Большого детского хора Центрального телевидения и Всесоюзного радио. Во главе Виктор Попов. Казалось бы, нагрузка колоссальная — такой коллектив! Но, как отмечает Анатолий Кисляков, Попов — человек колоссальной трудоспособности. В это же время к нему обращается его наставник, Свешников, с просьбой возглавить Хор мальчиков при училище.

— Ну как же… Я не могу, — цитирует Виктора Сергеевича Кисляков.

— Сгною, если не будешь работать! — ответил ему Свешников.

Сурово, строго, но лишь потому, что по-настоящему доверял своему воспитаннику, к которому относился почти как к ребенку, несмотря на то, что Попову в то время было уже 35 лет. А тот в свою очередь глубоко уважал своего учителя. Выпускники Свешникова никогда не пропускали дни рождения наставника, святой день, не смели ему отказать. Так случилось и с этой просьбой Свешникова. Пришлось согласиться.

Совмещал работы с трудом, но свое дело выполнял качественно. При нем в Хоровое училище пришли выдающиеся педагоги, поднялся уровень преподавания теории музыки. А Большой детский хор зазвучал на весь Союз. Страна полюбила хор Попова, без него не обходились «Песни года», выпуски радиопередачи «Пионерская зорька». Сам Попов подчеркивал, что ребенок развивает свою музыкальность гораздо продуктивнее, когда слушает исполнение песни другим ребенком, а не взрослым, даже если взрослые исполнители поют детские песни. Многие дети подражали Сереже Парамонову, Лене Могучевой и другим ребятам.

Набор в БДХ начался осенью 1970 года. Среди первых участниц хора оказалась Ирина Филинова.

— Меня прослушала хормейстер Татьяна Владимировна, затем показали Попову, на что он сказал: «Чья это девочка? Я ее беру».

Так и началась история в БДХ длиной в жизнь для маленькой Иры. «Мы все ждали от занятий чего-то особенного! И ожидания оправдались».

Расписание занятий в хоре неизменно и по сей день: вторник, пятница, воскресенье. Варьировалось время занятий, но не дни.

Цыганочка с выходом

«Виктор Сергеевич — авторитет, — делится Кисляков, — непререкаемый. С ним не спорили, не давали ему прозвища. Он авторитет не только для коллег, но и для детей. Они не боялись, что он им даст подзатыльник. Боялись, что он взглядом их пробурит».

Ученица Попова Ирина Филинова тоже говорит: «Взгляд выразительный, завораживающий, им он мог передать тебе мысль! Дирижирует, посмотрит — и ты понимаешь, что это адресовано тебе, одному из сотни хористов. Да и сам он всегда повторял, что ему нужны наши глаза, он так с нами общался, дирижируя».

При всей суровости и строгости в работе с хором бывали и хохмы. В Праге сделали удачную фондовую звукозапись. Попов так обрадовался, что станцевал «Цыганочку». «Сбежались посмотреть все!» — вспоминает Ирина.

Огромная работоспособность Попова и вдохновляла, и пугала. В начале нулевых во время гастролей в Японии у Виктора Сергеевича случился инсульт, несколько месяцев он не работал. Но едва вернувшись к репетициям, вел репетиции, словно и не было ничего. Завидовали даже молодые коллеги, они так не могли.

«Удивляла его внимательность, — продолжает Кисляков, — представьте себе: в его Академии хорового искусства около трехсот сотрудников, а он помнил обо всех! Утром придет на работу, увидит уборщицу и обязательно спросит, как здоровье ее сына — знает, что тот недавно болел, интересуется. Не был безразличен… Так же и с ребятами в хоре. Помнил про все дни рождения и для всех готовил подарки. А в 1990-е годы в Академии задерживали зарплату. Попов тогда получил премию и разделил ее между всеми сотрудниками».

Репетиция-моноспектакль

«Он мог рассказать о Моцарте так, что даже если вы никогда не слышали эту музыку, то непременно захочется ее исполнить, — говорит Кисляков, — эрудит, интересный рассказчик. Невероятно рассказывал и про малознакомых современных композиторов, и исполнять хотелось непременно».

Дети зачастую тесно общались с современными им советскими композиторами, чью музыку они исполняли. Ирина Филинова вспоминает, как на репетициях присутствовали Александра Пахмутова с супругом Николаем Добронравовым: «Можно было подойти к ним, постоять рядом, они рассказывали нам о музыке, и это было такое погружение в творческий процесс».

Ни одна поездка хора не обходилась без культурной и музыкальной программы. В Чехословакии знакомство с музыкой Бедржиха Сметаны, поход в музыкальный театр. В других странах тоже музыка местных прославленных композиторов. Кстати, к 50-летию коллектива в 2020 году подсчитали, что за все годы хор в гастролях проехал расстояние, равное восьми экваторам.

Но к работе был требователен — сказывалась свешниковская школа! Опоздал? Стой у двери и жди перерыва, тогда и зайдешь. Не отвлекайся сам, не отвлекай других! Валяешь дурака? Удаляют с занятия.

«Но требования были здоровыми, поэтому и воспринимали мы их нормально, — рассказывает Ирина, — с нами говорили как со взрослыми людьми. «Вы артисты. Выходя на сцену, оставляете все лишние мысли за порогом концертного зала, думаете только о том, что предстоит сделать».

Но дети есть дети. На записи «Песни года» малыши побежали брать автографы у звезд, на что наставник сказал: «Как вы себе представляете? Магомаев пойдет брать автограф у Хиля?» — он это не поощрял, но и не запрещал.

Сережа Парамонов

БДХ у многих ассоциируется со звонким голосом одного из самых популярных солистов коллектива Сережи Парамонова. В возрасте 36 лет молодой человек ушел из жизни то ли от пневмонии, то ли от болезни сердца… Но поползли слухи о том, что он спился. В нулевые годы историю Сережи Парамонова вспомнили и обвинили во всем Виктора Попова. Не напрямую, конечно, но материалы преподносились так, что Попов был виноватым в ранней смерти Сережи.

«Тонкая натура, Виктор Сергеевич переживал тогда, мол, как же так? Я воспитал этого парня!» — цитирует Попова Анатолий Львович.

Действительно, когда у мальчика началась мутация голоса, с пением пришлось на время завязать. Попов помог Сереже с поступлением в музыкальное училище.

«Попов поддерживал с Сережей хорошие отношения, но прожить жизнь за другого человека невозможно. Мне очень жаль, что до сих пор глупости всякие городят на эту тему, многое неправда, — вспоминает Ирина, — а Сережа был хороший и мягкий парень, мы пели в хоре вместе, ездили на гастроли в Чехословакию. Он чувствовал музыку. Многие песни Владимира Шаинского стали шлягерами именно в его исполнении».

— Сереже завидовали?

— Даже если и была зависть, то ее не принято было показывать. Да и солисты, которых выбирал Виктор Сергеевич, были достойными. Чего завидовать? У всех был шанс проявить себя, Попов всегда говорил нам, что мы равны, без фаворитизма, — делится Ирина.

— Помимо БДХ сегодня Анатолий Кисляков руководит также хором выпускников Виктора Сергеевича, поэтому и задаю такой вопрос: Ирина, почему продолжаете петь в хоре?

— Это история на всю жизнь! Благодаря хору начинаешь слышать того, кто рядом. И это не только про музыку. Хор учит жить в созвучии с людьми, слышать других, но при этом держать свою партию.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

На днях исполнилось бы 95 Олегу Борисову. А что ТВ? Оно сделало свое дело — правда, лишь на одном отдельно взятом канале под названием «Культура». Вот фильм о нем, вот «На войне как на войне»,
подробнее...

Раньше, если я попадал на это умопомрачительное шоу, не мог и пяти минут выдержать. Моя тонкая душевная организация дико протестовала, просто кричала: «Саша, не смотри такое!» Ну да, мне казалось, что
подробнее...

К своей 102-летней истории в Вахтанговском театре относятся трепетно, берегут ее, а потому активно пополняют свою собственную театральную библиотеку новыми изданиями. Одной из таких книг стала новинка
подробнее...

Малоизвестным и даже талантливым новичкам всегда было трудно пробиваться, а сейчас таких площадок и вовсе почти не сыскать даже днем с огнем. Но пока идеолог фестиваля инди-музыки Александр Кушнир
подробнее...

В 1975 году группа «Скоморохи» во главе с Александром Градским приехала на гастроли в Саратов и дала концерт в ледовом дворце «Кристалл». На тот концерт пришел и я, тогда студент консерватории. После
подробнее...

Наталье Назаровой понадобилось 12 лет, чтобы воплотить свой сценарий. История получилась отчасти сказочная — о девушке со сложным диагнозом, которая встретила красавца боцмана, и это перевернуло их
подробнее...

Конкурс проводится по инициативе выдающегося хореографа, президента Академии танца Бориса Эйфмана. Борис Яковлевич родился в городе Рубцовске Алтайского края в послевоенном 1946 году, в семье, не
подробнее...

К финалу брежневской эпохи Главное управление внутренних дел подошло не в лучшей форме. После ранения Черкасов ушел в отставку и отгородился от внешнего мира на даче. Майор Ковалев (Андрей Мерзликин)
подробнее...

В фойе Вахтанговского театра фотовыставка с кадрами из спектаклей «Мадемуазель Нитуш», «Павел I», а также фотографии с вручения премии «Хрустальная Турандот», в том числе знаковая — Ширвиндт вручает
подробнее...

На фотографиях со съемочной площадки многое покрыто мраком, потому что действие первых сцен происходит ночью. Сценарий сериала — тоже пока сумеречная зона. Все причастные к процессу ничего не
подробнее...

В каком состоянии сейчас находится музей, неизвестно — три дня нет оттуда никаких сведений, но сам факт обстрела здания зафиксирован. Первый в мире музей Прокофьева на его малой родине является частью
подробнее...

Леонид Коган взял скрипку в руки в возрасте шести лет (для сравнения: Моцарт в три года овладел игрой на клавесине, а скрипку уже освоил к шести годам). Но юный скрипач трудился усердно и быстро
подробнее...

Елена Лядова породнилась на съемочной площадке с молодым актером Никитой Вороновым и в ближайшие недели они будут мамой и сыном, чья в целом успешная жизнь и отличные взаимоотношения вдруг
подробнее...

«Я че выперлась-то? Я там сидела, и у меня прям мурахи…» — страстно заявила ведущая проекта Светлана Картункова (на фото) после выступления одной из участниц. В последнее время стремление избавить
подробнее...

Открывшаяся в залах Государственного музея А.С. Пушкина на Арбате выставка «Пушкинские места России» представляет живописные и графические работы Эдварда Выржиковского (1928-2008).Эдвард Яковлевич –
подробнее...

Профессиональные проблемы сотрудников скорой помощи в целом предсказуемые. Инфаркты, инсульты, ложный круп, приступы астмы, а также яд перуанской жабы как средство приворота и декоративный рог в роли
подробнее...

Как только населенный пункт освободят, будет решаться вопрос о вероятном восстановлении важного для ДНР и всей России учреждения культуры, которое ранее являлось филиалом Донецкого областного (теперь
подробнее...

- Я использую песню как средство продвижения русского языка по всему миру, и особенно преуспела в этом в последние месяцы, – говорит Нина Шацкая. – Дни духовной культуры на Кубе проходят с 2008 года.
подробнее...