Срочные новости раздела
Символ Отечества: исполнилось 80 лет Михаилу Пиотровскому

Символ Отечества: исполнилось 80 лет Михаилу Пиотровскому

Пиотровский соразмерен Эрмитажу, Эрмитаж — российской культуре. Соразмерен в смысле, который вкладывал в это понятие академик Д.С.Лихачев. Великий российский культуролог считал, что величие культуры определяется ее ярчайшими взлетами, наивысшими достижениями. Величие народа — его историческими свершениями, массовым героизмом и масштабом личностей, избираемых людьми своими идеалами, символами Отечества.

Михаил Пиотровский в числе таких символов. Безусловно, сегодня наши герои те, кто отстаивает Россию на фронте, в боевом противостоянии агрессии Запада. Пиотровский в первых рядах тех, кто отстаивает наши ценности на ином, не менее важном фронте — культурном.

Но значение его личности было ясно уже более четверти века назад. В конце 90-х годов, после распада СССР и серьезных успехов Запада в разрушении России, Дмитрий Лихачев и Даниил Гранин попросили меня оформить организационно Конгресс петербургской интеллигенции — неформальное движение деятелей науки, культуры, образования, регулярно общавшихся в 90-е годы в совместных поисках ответов на мучительные вопросы, которые выдвигало перед ними бурное течение жизни. В состав исполкома Конгресса Лихачев и Гранин пригласили физика Жореса Алферова, композитора Андрея Петрова, актера Кирилла Лаврова. Все эти люди были духовно-нравственными лидерами старшего, уходящего поколения ленинградцев-петербуржцев. Из следующего поколения тогда пригласили Михаила Пиотровского.

Уже в то время, четверть века назад, его авторитет в этом кругу был огромен. Столпы петербургской интеллигенции говорили о Михаиле Борисовиче с восхищением. И Пиотровский достойно продолжил их дело.

Думается, только очень далекие от культуры люди могли бы считать Михаила Борисовича баловнем судьбы: дескать, обосновался во дворце российской императорской семьи, в окружении невероятных сокровищ, пьет чай в кабинете со старинным интерьером и видом на Неву, Петропавловку…

На самом деле в лихие 90-е, когда практически рухнувшее государство воссоздавалось в муках и чиновникам было не до музеев, само сбережение отечественных сокровищниц культуры оказалось под вопросом. И прежде чем страну возглавили люди, озабоченные ее возрождением, прошло немало трагических лет.

Когда же государство оказалось способно оказать сфере культуры масштабную поддержку, было очевидно, что Пиотровскому можно доверить самые масштабные проекты.

Сегодня Эрмитаж в тройке ведущих музеев планеты по международным критериям. На самом же деле №1 и по передовым идеям, концепциям, и по их практической реализации.

Михаил Борисович с коллективом из двух тысяч подвижников музейного дела не просто сумел обеспечить безупречную работу музея в его классическом понимании. Эрмитаж ушел по сравнению с другими лидерами музейного сообщества на десятилетия вперед.

Без малого 30 лет назад Пиотровский предложил собственную концепцию музея, заявив, что Государственный Эрмитаж не просто ведущий национальный музей мировой культуры, а еще и государственное хранилище, научно-исследовательский институт, культурно-просветительное учреждение, историко-архитектурный заповедник. И уже в наше время добавил выстраданное: а еще арбитр, учитель, университет, посол великой российской культуры во всем мире. И вот из сказанного на днях: «Главное, что делает музей, — задает интеллигентный подход ко всем проблемам».

И каждая из этих граней великого учреждения не просто блестяще реализуется на практике, а оказывает в невероятном масштабе влияние на развитие культуры и общества. Про любую из этих ипостасей книги можно писать, и во множестве.

Дмитрий Лихачев говорил, выступая на наших университетских мероприятиях, что особая сила России не в огромных территориях и природном богатстве, не в экономике и Вооруженных силах (хотя и без этого не обойтись), а в нашей культуре. Но сила культуры реализуется в первую очередь людьми, которые способны использовать на благо Отчизны имеющиеся ресурсы. Но талант таких людей должен соответствовать масштабу державы, ее истории.

На своем удивительном и во многом поучительном творческом пути юбиляр стал крупнейшим на сегодня ученым-гуманитарием Санкт-Петербурга, сочетая уникальные возможности востоковеда, культуролога, философа. Неслучайно он возглавил Научно-методический совет по гуманитарным наукам в созданном в прошлом году Санкт-Петербургском отделении Российской академии наук.

Недавно наш университет выпустил книгу Пиотровского «Мосты культуры». В ней 87 работ ученого и публициста. Приведу лишь несколько названий: «Музей в диалоге цивилизаций», «Трансформация исторического дискурса в музее», «История Эрмитажа как история культуры России», «Музей как историк «диалога и конфликта культур», — и уже из этого ряда ясно, насколько научное мышление Пиотровского ориентировано на актуальнейшие проблемы современности, насколько его уровень мышления отличается от обыденного понимания музея как простого собрания исторических артефактов. Здесь что ни название, то тема для докторской диссертации…

С 2001 года по указу Президента РФ Владимира Путина мы с Михаилом Борисовичем организуем «Международные Лихачевские научные чтения» — крупнейший в мире ежегодный форум ученых-гуманитариев.

Открывает «Чтения» Михаил Борисович в духе самого Лихачева — коротко, предельно четко, афористично. Это особый талант — формулировать важнейшие мысли, идеи в нескольких словах, да так, что сложные истины становятся предельно простыми. Вот, например, его фраза, ставшая для меня ключевой в проблематике диалога культур: «Каждый человек может жить в нескольких культурах». Чем больше вдумываешься, тем больше понимаешь нелепость конфликтов на почве культурных различий, видишь пути их предотвращения…

В заключение приведу некоторую статистику (на данный момент), отчасти характеризующую влияние Эрмитажа на общественное сознание, его роль в культуре страны. Общая площадь зданий 261 302 кв. м. Общее количество экспонатов — 3 188 579. Количество посетителей за год — 3 188 300, в том числе по бесплатным билетам — 757 518, по Пушкинской карте — 104 227. Количество временных выставок — 45, за пределами Эрмитажа — 20. За текущий год об Эрмитаже и с упоминанием Эрмитажа в СМИ вышло более 16 000 публикаций, зафиксирована тысяча инфоповодов.

Не могу не отметить, что при всех достижениях возглавляемого юбиляром музея и наличии у него самых весомых регалий и наград Родины Михаил Пиотровский остается невероятно скромным и отзывчивым человеком, для меня лично — идеалом благородного человека, настоящего петербургского интеллигента.

Пожелаем же Михаилу Борисовичу всего того, что желаем нашим самым дорогим соотечественникам.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Открывшаяся в залах Государственного музея А.С. Пушкина на Арбате выставка «Пушкинские места России» представляет живописные и графические работы Эдварда Выржиковского (1928-2008).Эдвард Яковлевич –
подробнее...

И вот «Противостояние». В 1985-м это уже было. И как! Исходные данные следующие: Юлиан Семёнов, безусловно, мастер; Семён Аранович, замечательный режиссер; Олег Басилашвили, Андрей Болтнев… Но и этого
подробнее...

Центром фестиваля станет город КалининградАНО «ОМ», по словам организаторов, позволит в полной мере реализовать проект морского фестиваля «Открытое море» и достичь его главных целей - привлечь молодых
подробнее...

Фамилия Зощенко хорошо знакома публике и любима многими. Его творчество мы даже когда-то изучали на журфаке и в студенческие годы любили похихикать над его сатирическими рассказами и фельетонами. У
подробнее...

Она рассказала, что родилась в Азербайджане, потом переехала с родителями в Тюмень, где и познакомилась со своим будущим героем — цыганским рэп-исполнителем Иоанном Жани (Андро). Оказалось, что
подробнее...

Петр Айду известен звуковыми перформансами. Его «Реконструкция утопии» в ШДИ получила Гран-при Премии Сергея Курехина 2013 года в области современного искусства. За акустический перформанс «Звуковые
подробнее...

Культура любит красивых — и поэтому выбирает их. Наталья Дардыкина пришла в молодежную газету именно в отдел культуры, который потом и возглавила. Экстерьером она всегда напоминала балерину: в
подробнее...

Новый год и Рождество традиционно мы ассоциируем с балетом Чайковского «Щелкунчик», что вполне справедливо — рождественская сказка. Но в Музее музыки расставили новогодние музыкальные акценты иначе и
подробнее...

Любые новости об экранизации романов Джоан Роулинг являются для поклонников юного волшебника чем-то вроде потревоженной больной мозоли. Первые слухи о сериале, посвященном вселенной Гарри Поттера,
подробнее...

Как водится, премьера – событие не только театральное, но и светское. На этот раз организаторы предложили публике восточный дресс-код. Можно было видеть шаровары, тюрбаны, обилие люрекса и пайеток,
подробнее...

Несмотря на то, что песни у Дианы Арбениной авторские, по-своему выстраданные и очень эмоциональные, перепевкам они не сопротивляются. Их голосят на кухнях и в караоке, а в прошлом году Ваня
подробнее...

Вахтанговский театр возвращает свой исторический облик. Впрочем, в отличие от некоторых театров, он его толком и не терял. Однако директор театра Кирилл Крок в своих соцсетях недавно рассказал о
подробнее...

Любовь китайцев к нашей культуре — факт не новый. Сейчас на улицах столицы в любое время года можно увидеть многочисленных гостей из Китая, почти столько же, сколько и до пандемии. И снова улыбчивые
подробнее...

Один из лидеров паблик-арта в России, художник Марина Звягинцева, придумала парадоксальный образ высотой четыре метра еще летом. Как ни странно, в жаркие дни она думала о зимнем уюте. Ассоциация
подробнее...

Но литературный календарь на 2025-й оказался настолько насыщенным, что ностальгия развеялась как дым. 230 лет — со дня рождения Рылеева и Грибоедова. 225 лет — Баратынскому. 205 — Афанасию Фету. 155
подробнее...

Оззи неоднократно бывал в России, в нашей стране у него очень большая армия поклонников. В 2014 году в московском «Олимпийском» был концерт Black Sabbath с Оззи Осборном во главе, разумеется. Они
подробнее...

Кроме пылающих роз, ничто не напоминает об известной песне, но есть отголоски шекспировского «Отелло» в простонародной трактовке. Ревнивый мавр, то ли из глины, то ли из пластилина, готов задушить
подробнее...

Премьера мультимедийного концерта «Пушкинские сказки» состоялась во Владикавказе. На сцене Академического русского театра им. Е. Вахтангова поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» впервые прозвучала на
подробнее...