Том Уэйтс – исполнитель спорный в плане стиля и направления. То ли рок, то ли джаз, а может, и еще что-то? Пение или речитатив? И действительно, слушая его музыку, однозначно можно сказать: он ни на кого и ни на что не похож, кроме самого себя. Поклонники Уэйтса любят его за содержание его песен, их атмосферу и искренность. Его “особую магию” отмечает и петербургский джазмен Билли Новик.
Знакомство музыканта с творчеством Уэйтса произошло случайно: в конце 90-х у Билли был небольшой подвальный рок-клуб “Братья Бум”. Как-то раз клуб обокрали: вынесли многое, вплоть до последнего компакт-диска, после чего знакомая принесла Билли два альбома Уэйтса. Оказалось, то, что нужно! Музыка американца стала звучать в клубе не только с дисков, но и вживую, в исполнении Билли Новика. А далее – поездки в Европу с программой по Уэйтсу и множество концертов в России – песни Тома в исполнении Billy’s band публика принимала с восторгом. Сейчас Билли Новик и его коллектив редко исполняют эту программу, но, пожалуй, старичок Том стал для коллектива отличной школой.
- Билли, так в чем, на Ваш взгляд, особенности исполнительского стиля Уэйтса?
- Первое и самое узнаваемое, конечно, голос, естественный, не «деланный», органично хриплый. Такой за всю историю был только у Армстронга, Кокера. Надеюсь, что и у меня. Возможно, именно благодаря его голосу практически все его песни звучат как исповеди алкоголика, безобразного снаружи и прекрасного внутри, что, мне кажется, дает людям огромную надежду. Второе - неимоверное сочетание брутальности и романтичности, причем как в музыке, так и в текстах. Уэйтс высвечивает самые сентиментальные уголки души самых, казалось бы, «конченных» типажей человеческого общества. Наконец, глубокий музыкальный профессионализм, не слишком заметный при поверхностном восприятии, что создает действительно тонкие музыкальные и глубокие поэтические образы, скрытые как будто за небрежностью и шутовством. Получается особая магия.
- Почему Уэйтс близок русскому слушателю, на Ваш взгляд?
- Пожалуй, тем, что это похоже на отчаянную музыку души, вырывающуюся из самых глубоких и страшных потемок человеческой природы. В западной традиции так не принято. Это чисто наша, русская тема. В его текстах много жизни – и его, и окружающих. Кстати, любопытно, что сам он родился не как положено – в роддоме, а на заднем сиденье такси неподалеку от больницы. В его творчестве нашел отражение опыт его работы в пиццерии, но своеобразным трамплином для поэтического “взлета” стала работа вышибалой в клубе, где будущая звезда записывал любопытные разговоры посетителей. Позже он нашел в них вполне музыкальную эстетику – родились песни. Образы в творчестве Уэйтса укоренились как откровения человека несчастного и зачастую выпивающего, хотя сам певец уже давно отказался от алкоголя, перестав видеть в этом занятии смысл.
Более 20 альбомов за свою музыкальную карьеру записал Уэйтс – студийные и концертные. Тройка альбомов-лидеров следующая:
“Nighthawks At The Diners, альбом, записанный на живом концерте со всей межпесенной «болтовней» Уэйтса, реально передает ощущения американского бара середины 70-х. Кстати, именно этот принцип ведения концертов я перенял у него и часто делаю так и по сей день. Второй – Frank Wild Years. Альбом из очень классных, сумасшедших песен об отчаянном человеке, который бросил свое захолустье и отправился покорять Нью-Йорк. Проникновеннейшие баллады сочетаются с полным помешательством. И, конечно же, Raindogs – самый культовый и самый известный его альбом. Типичный Уэйтс”.