Срочные новости раздела
Эксперт по Сирии объяснил, какую угрозу памятникам древности несут захватившие Алеппо боевики

Эксперт по Сирии объяснил, какую угрозу памятникам древности несут захватившие Алеппо боевики

— Сергей Павлович, давайте для начала выясним, откуда взялся ваш научный интерес к Сирии?

— Я занимаюсь историей православного Антиохийского патриархата, который объединял греков, православных арабов и сирийцев, армян-халкидонитов, исторически населявших территории Сирии, юго-восточной и восточной Турции, города Великого шелкового пути. Исторически, до XIV столетия, их общины и епархии можно было встретить даже на территории современного Узбекистана.

Параллельно с церковной историей я исследую период между X и XIV веками, связанный с циклом арабо-византийских войн, сельджукскими и монгольскими вторжениями, крестовыми походами. Моя главная монография посвящена как раз этой теме плюс межхристианским отношениям в Сирии в XI–XIII веках и Антиохийскому княжеству. Все, что было чуть раньше и чуть позже, — я тоже так или иначе изучал или стараюсь изучать.

— Мы знаем, что современные жители Египта не имеют никакого отношения к Древнему Египту, кроме коптов, которые молятся Богу почти на том языке, на котором тысячи лет назад славили фараонов. Можно ли подобное сказать о Сирии — оторвана ли глубокая древность там от ныне живущих народов?

— Сомнительное утверждение, что в Египте не осталось ничего, но это и правда тот случай, когда основная масса населения, конечно, не связана напрямую не то что с Древним Египтом, а даже, условно говоря, с эллинистическим и римским Египтом. Кроме коптов, использующих в качестве языка богослужения язык, происходящий от языка фараонов и египетских подданных царей Птолемеев. С ними все просто: если ты копт, то ты потомок населения, действительно восходящего к фараонам и к египетской провинции Римской империи, завоеванной в VII веке Арабским халифатом.

Если мы возьмем сирийскую христианскую традицию, то выясним, что сейчас есть христиане, продолжающие служить на классическом сирийском языке и принадлежащие к той же семье, что и копты, — Сирийской, или, точнее, Сиро-Яковитской церкви.

В Ливане основная конфессия, отчасти присутствующая и в Сирии, — это марониты, также сохраняющие сирийский язык и богослужение. Ливан, кстати, единственная страна на Ближнем Востоке, глава которой обязан быть христианином.

И есть в Сирии именно православные — чада Антиохийского патриархата и огромная арабская христианская диаспора в Северной и Южной Америке, бежавшая после Дамасской резни христиан 1860 года. Православные подверглись полной византинизации богослужения и полной языковой арабизации. Однако, утратив сирийский язык и богослужение, они тем не менее кровно связаны с населением Сирии, жившим на этой земле до 634–637 года, когда пришли арабы-мусульмане. Они сберегли веру, но утратили язык.

И вот еще важная деталь: если ты христианин в Сирии и не приехал, скажем, с Кипра или из Греции, то это значит, что твои далекие предки приняли христианство между I и IV веком.

— В Алеппо, захваченном боевиками, находится Старый город, включенный в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Может ли исторический центр города пострадать во время боевых действий? Примерно там же, между Алеппо и Идлибом, расположены так называемые «мертвые деревни». Что будет с ними?

— В САР есть ряд объектов, отражающих античность, ранневизантийский и средневизантийский периоды, эпоху крестовых походов, мамлюкский и османский период и так далее. Сирия покрыта плеядой исторических памятников, многие из них подвергаются систематическому варварскому уничтожению.

Если мы возьмем северо-восток страны, то там расположен город Ресафа, или Сергиополь, с огромным монастырским комплексом. Христиане в этой местности вымерли к началу XIV века, и это тот памятник, о состоянии которого сейчас сложно судить.

К северу от Алеппо находится Калаат-Самаан — монастырь Святого Симеона Столпника, в ансамбль которого входят четыре позднеантичные базилики, поставленные крестообразно под куполом над столпом святого Симеона. Этот уникальный монастырь уже попадал под артиллерийские удары.

Мы упоминали здесь маронитов — монастырь их святого родоначальника Марона перенес попадания турецкой артиллерии. И это мы не затрагиваем «деятельность» боевиков ДАИШ-ИГИЛ (признана террористической и запрещена в РФ), занимавшихся систематическим сносом, причем не только христианских храмов — они суннитских и шиитских мечетей погубили больше.

Будучи якобы суннитами — как они себя сами называют, — оказавшись у могилы праведника или шейха, к которому мусульмане совершали паломничество, игиловцы (ИГИЛ — признанная террористической и запрещенная в России организация) называли это идолопоклонством и стирали с лица земли священные мусульманские места — как в Ираке, так и в Сирии.

— Но Алеппо и другие города САР в эти дни атакуют не они.

— Сейчас наступление ведет другая террористическая группировка — "Хайят Тахрир аш-Шам" (признанная террористической и запрещенная в России организация), изначально носившая название "Джабхат ан-Нусра" (признанная террористической и запрещенная в России организация).

Она себя чудовищно показала в Хомсе, в долине реки Оронт, в самом начале войны. В Хомсе, например, была сиро-яковитская церковь Пояса Пресвятой Богородицы и восходящий к поздней античности храм Мученика Элиана. Один храм разграблен, второй пережил не только грабеж, но и поджог, чудом уцелели только иконы и часть фресок — они покрылись копотью, но их можно раскрыть.

В городе Кара, к северу от Дамаска, где мне приходилось бывать, в храме Святого Сергия и Вакха боевики нанесли увечья древним фрескам XIII столетия, которым и так причинили ущерб в 1266 году египетские мамелюки во главе с султаном Бейбарсом (причем это были не вражеские земли, а территория, подвластная самому правителю). В XXI веке добавился новый слой повреждений.

Также мне выпало съездить в селение Маалюля, древнейшее христианское поселение с мелькитским греко-католическим монастырем Сергия и Вакха и православной обителью Святой Феклы (Антиохийский патриархат). Экстремисты дважды атаковывали селение, где живут верующие, сохранившие арамейский язык. На предшественнике их диалекта говорил Христос.

Нападение 2014 года было отбито сирийской армией и Вооруженными силами России при участии Ирана. Важно сказать, что из монастыря Святой Феклы террористы вывезли монахинь, взяв их в заложницы. Я могу предоставить фотографии — на них видно, что вандалы повредили Лики Богородицы, для них не было противоречием то, что Мариам как мать пророка Исы нормальные, настоящие мусульмане чтут. Но это нормальные мусульмане...

Позапрошлой весной я спускался в ущелье, видел разграбленные, но уже расчищенные и возрожденные монастыри, где монахини, вызволенные ливанской разведкой, снова проводят службы. (Ливан вышел на спецслужбы Катара и произвел обмен иноков на интересовавших Катар участников вооруженных отрядов.) Ущелье, как водой, наполнено детским смехом — там в согласии живут мусульмане и христиане. Но, конечно, остались следы того, что вытворяли представители группировки, вернувшейся теперь, будучи накаченной оружием.

— Вы считаете активизацию террористов угрозой культурному наследию?

— То, что они подняли голову, — угроза и для общин, и для памятников культуры.

Алеппо восстанавливали долгих восемь лет — спасали цитадель и другие памятники, такие как потрясающей красоты медресе Аль-Халавия в Алеппо (бывший собор Святой Елены) с сохранными капителями (украшенными верхними частями колонн. — И.В.). Цитадель Алеппо, где есть римские, арабские, тюркские, османские элементы, была взята без боя, как пишет ряд телеграм-каналов.

И если нападавшие засядут по подвалам — а они это сделают, — возникнет проблема, как их оттуда выбивать.

Мало того, далее боевики продолжили продвижение на юг. Возникла угроза городу Хама. Фронт относительно стабилизировался, но его линия проходит близ христианских, в основном православных поселений Скальбия и Мхардех, уже переживавших подобные эскалации.

В Скальбии «законсервированы» уникальные традиции — женщины-христианки ходят в головных уборах, похожих на чалму, — они сохранились только в этом месте, и больше нигде. То есть насущен второй план катастрофы — этнографический. Мировое сообщество не может себе позволить еще одной волны стихийного уничтожения.

В Дамаске, проходя по Старому городу, по-хорошему мы должны видеть столько же древних храмов, сколько и в Риме. Но вместо этого там присутствуют построенные в Османской империи или в XX веке церкви, стоящие просто на тех же местах.

Последняя губительная волна — вышеупомянутая резня христиан 1860 года — привела к гибели Антиохийской патриархии с Богородичным собором XII столетия и с патриаршим дворцом, построенным на деньги русского царя Алексея Михайловича. И вполне реальна новая.

— Дворец не уцелел?

— Нет. На его руинах стоит комплекс, воссозданный в начале прошлого столетия. Но где-то в укромных уголках Сирии сохраняются бесценные фресковые росписи, части мозаичного убранства.

Опять же между Идлибом и Алеппо — упомянутые вами «мертвые города». Я не вижу ни одной внешней силы, кроме России, кто может и пытается это безумие остановить.

Поймите, мы же не ведем речь только о спасении христианского наследия: в Сирии стал реальностью межконфессиональный мир. Сирийцы на своей земле жили так: если женщина хочет ходить в хиджабе — она ходит в хиджабе, хочет быть с непокрытой головой — имеет право и на это. Христианки в Сирии позволяют себе макияж и ходить в церковь без платков; только они при этом, при внешней либерализации, умудряются как-то сохранять в своих семьях веру. Равновесие между суннитами и шиитами, между христианами различных конфессий формировало уникальную среду, очень хрупкую и требующую бережного отношения.

Подъезжая к дамасским воротам Баб Шарки, ведущим на главную — Прямую — улицу старого Дамаска, ты видишь армянский собор Святого Сергия, а напротив — огромную шиитскую мечеть. И это прекрасная форма сосуществования.

Турция, например, этот баланс потеряла, прежде всего в силу принудительного греко-турецкого обмена населением 1923 года. Но Сирия и Ливан сохранили.

— Тем не менее отток христиан из Сирии значителен?

— Да, до войны их было 10%. Сейчас — не больше шести с половиной процентов.

— Правильно ли я понимаю, что только в части Сирии, подконтрольной Асаду, идет восстановление объектов культуры, ведутся археологические изыскания?

— Исключительно на территории, подконтрольной законному правительству. И с российской помощью. 

Приведем пример Пальмиры. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский озвучил работу над проектом восстановления попранного ИГИЛ античного города.

Я с коллегами из различных организаций, в свою очередь, занимаюсь проектами, связанными с поддержкой и популяризацией христианской культуры Сирии. В 2023 году мы совершили большую поездку и увидели доказательство того, что при Асаде нормальная жизнь восстанавливается. А где появляются террористы — никакое изучение памятников невозможно.

— Власти в Дамаске отдают предпочтение только нашим специалистам или ученые с Запада посещают САР?

— Никакой закрытости нет. Мой друг и коллега (бельгиец) успел буквально за два дня до наступления покинуть Алеппо. В Сирии действует католический благотворительный фонд «Pro Terra Sancta», занимающийся просветительскими и благотворительными проектами. Понятно, что в Дамаске есть некая настороженность в отношении западных государственных структур (учитывая роль отдельных стран в эпизодах Арабской весны. — И.В.). У САР есть вопросы к государствам Аравийского полуострова, к США и Турции. Но европейским ученым в их работе никто не препятствует. 

— Давайте перечислим объекты мирового культурного значения, расположенные за пределами юрисдикции законного правительства Сирии.  

— Теперь приходится говорить о Старом городе Алеппо с цитаделью. Плюс Калаат Самаан. Я не очень сейчас понимаю, кто удерживает город Ресафа, но он точно вне прочного контроля. Названные ранее нами монастыри — все это оказалось вне правительственных сил.

— Были ли вы на земле, захваченной «оппозицией»?

— Нет, там бывать мне не приходилось. Но слышал ряд историй, связанных с тем, что случалось после оккупации отдельных регионов боевиками.

— В Европе и США вооруженное противостояние в Сирии называют гражданской войной. Корректно ли данное определение?

— Священник обители Мар Муса аль-Хабаши (Святого Моисея Абиссинского), трехслойный ансамбль которой возведен на остатках римских сторожевых башен, отец Джихад (это не только название «священной войны», но и христианское имя) рассказывал мне: когда приходила Джебхат-ан-Нусра (признанная террористической и запрещенная в России организация), в ее составе были сирийцы — отморозки или просто недовольные властью, раскачанные пропагандой, но все-таки местные бойцы.

А когда на смену им шел ДАИШ, среди них сирийцев уже не было, но были выходцы из Европы, Америки, бывшего СССР, включая Россию. Помимо стихийных актов вандализма и грабежей сразу же устанавливался достаточно жесткий режим — комендантский час, накладывались ограничения на женщин, потом на христианское население…

— Однако силы, взявшие Алеппо, СМИ Европы и США называют повстанцами. Правильно ли их считать умеренными в сравнении с ИГИЛ?

— Менее радикальным, чем ИГИЛ, быть нетрудно. Это как сказать, что вы истребили людей меньше, чем Гитлер, или съели людей меньше, чем Тед Банди. «Исламское государство» (признанная террористической и запрещенная в России организация) откололось от Аль-Каиды (признанная террористической и запрещенная в России организация), считавшей данное крыло нежизнеспособными отморозками. Это, мягко говоря, показатель.

«Сирийская свободная армия» и так далее — это очень условный конгломерат, но основой все равно выступает бывшая ан-Нусра (признанная террористической и запрещенная в России организация).

Именно по их вине произошел весь первый уровень вандализма — и по вине радикалов из «Сирийской свободной армии», они шли первые. А когда приходил ИГИЛ, наступал фантасмагорический ад, и то, что случилось до этого, уходило на второй план.

Я обратил внимание, что за границей часть изданий прибегает к слову extremist, но немало есть тех, кто использует rebel — повстанцы.

— Помню странный «оптимизм» в ряде телеграм-каналов либеральной направленности, когда стали разгонять темы, что в Дамаске перестрелки, а то и целое восстание, и режим Башара Асада вот-вот падет. Что было с Сирией, если бы действующий президент лишился власти? Меня интересует прежде всего судьба культурного наследия, впрочем, когда Москву атакуют украинские беспилотники, я думаю: лишь бы они не попали в Третьяковку!

— Как музейщик я понимаю вашу мысль и в случае пожара прошу спасать не себя, а экспонаты.

— Тем более: давайте представим САР как один огромный музей, а Асада — в роли его хранителя.

— Не могу сказать, что было бы полное уничтожение, это не так. Но наследие пострадало бы очень значительно.

И это не область гипотетики — мы прекрасно знаем, как было до Асада и как стало при нем. При всей массе проблем, продолжающемся оттоке населения происходила нормализация везде, куда приходила правительственная армия.

— Почему же не остановился отток населения? Сирийцы бегут от войны?

— Если мужчина в САР не попал в университет, его забирают в армию, если попал — после окончания вуза. И не факт, что ты отслужишь два года и тебя не оставят бессрочно. Из-за этого они уезжают.

Но «до» и «с приходом/возвращением» Асада — все равно небо и земля. Так что наша поддержка Сирийской арабской армии полностью оправданна. Не случайно же к российским военным, особенно к нашим силам ВКС, сирийский народ выказывает такое уважение.

— Выбрав в качестве союзника Россию, Башар Асад принял верное решение. В чем вы видите его главную ошибку?

— Что в Дамаске позволили существовать анклаву, прижатому к Турции, где рос уровень радикализации. Желающих воевать с законным правительством и потоки оружия этот анклав притягивал как магнит. И эта энергия высвободилась.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Открывшаяся в залах Государственного музея А.С. Пушкина на Арбате выставка «Пушкинские места России» представляет живописные и графические работы Эдварда Выржиковского (1928-2008).Эдвард Яковлевич –
подробнее...

И вот «Противостояние». В 1985-м это уже было. И как! Исходные данные следующие: Юлиан Семёнов, безусловно, мастер; Семён Аранович, замечательный режиссер; Олег Басилашвили, Андрей Болтнев… Но и этого
подробнее...

Центром фестиваля станет город КалининградАНО «ОМ», по словам организаторов, позволит в полной мере реализовать проект морского фестиваля «Открытое море» и достичь его главных целей - привлечь молодых
подробнее...

Фамилия Зощенко хорошо знакома публике и любима многими. Его творчество мы даже когда-то изучали на журфаке и в студенческие годы любили похихикать над его сатирическими рассказами и фельетонами. У
подробнее...

Она рассказала, что родилась в Азербайджане, потом переехала с родителями в Тюмень, где и познакомилась со своим будущим героем — цыганским рэп-исполнителем Иоанном Жани (Андро). Оказалось, что
подробнее...

Петр Айду известен звуковыми перформансами. Его «Реконструкция утопии» в ШДИ получила Гран-при Премии Сергея Курехина 2013 года в области современного искусства. За акустический перформанс «Звуковые
подробнее...

Культура любит красивых — и поэтому выбирает их. Наталья Дардыкина пришла в молодежную газету именно в отдел культуры, который потом и возглавила. Экстерьером она всегда напоминала балерину: в
подробнее...

Новый год и Рождество традиционно мы ассоциируем с балетом Чайковского «Щелкунчик», что вполне справедливо — рождественская сказка. Но в Музее музыки расставили новогодние музыкальные акценты иначе и
подробнее...

Любые новости об экранизации романов Джоан Роулинг являются для поклонников юного волшебника чем-то вроде потревоженной больной мозоли. Первые слухи о сериале, посвященном вселенной Гарри Поттера,
подробнее...

Как водится, премьера – событие не только театральное, но и светское. На этот раз организаторы предложили публике восточный дресс-код. Можно было видеть шаровары, тюрбаны, обилие люрекса и пайеток,
подробнее...

Несмотря на то, что песни у Дианы Арбениной авторские, по-своему выстраданные и очень эмоциональные, перепевкам они не сопротивляются. Их голосят на кухнях и в караоке, а в прошлом году Ваня
подробнее...

Любовь китайцев к нашей культуре — факт не новый. Сейчас на улицах столицы в любое время года можно увидеть многочисленных гостей из Китая, почти столько же, сколько и до пандемии. И снова улыбчивые
подробнее...

Вахтанговский театр возвращает свой исторический облик. Впрочем, в отличие от некоторых театров, он его толком и не терял. Однако директор театра Кирилл Крок в своих соцсетях недавно рассказал о
подробнее...

Один из лидеров паблик-арта в России, художник Марина Звягинцева, придумала парадоксальный образ высотой четыре метра еще летом. Как ни странно, в жаркие дни она думала о зимнем уюте. Ассоциация
подробнее...

Но литературный календарь на 2025-й оказался настолько насыщенным, что ностальгия развеялась как дым. 230 лет — со дня рождения Рылеева и Грибоедова. 225 лет — Баратынскому. 205 — Афанасию Фету. 155
подробнее...

Оззи неоднократно бывал в России, в нашей стране у него очень большая армия поклонников. В 2014 году в московском «Олимпийском» был концерт Black Sabbath с Оззи Осборном во главе, разумеется. Они
подробнее...

Кроме пылающих роз, ничто не напоминает об известной песне, но есть отголоски шекспировского «Отелло» в простонародной трактовке. Ревнивый мавр, то ли из глины, то ли из пластилина, готов задушить
подробнее...

Премьера мультимедийного концерта «Пушкинские сказки» состоялась во Владикавказе. На сцене Академического русского театра им. Е. Вахтангова поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» впервые прозвучала на
подробнее...